counter.yadro.ru
МИКС
12 ноября 2019 | 19:41

"Первый казахский композитор написал оперу!" Как Брусиловский и Тулебаев работали над "Биржан и Сара"

Иконка просмотров страница Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

"Первый казахский композитор написал оперу!" Как Брусиловский и Тулебаев работали над "Биржан и Сара": 2019-11-12 19:41:37 - прочитайте

Сегодня исполняется 114 лет со дня рождения классика казахской музыки, композитора Евгения Брусиловского. С его именем связывают рождение, развитие и расцвет оперного и симфонического искусства Казахстана. TengriMIX рассказывает о творчестве известного композитора.


Иконка комментария блок соц сети

Сегодня исполняется 114 лет со дня рождения классика казахской музыки, композитора Евгения Брусиловского. С его именем связывают рождение, развитие и расцвет оперного и симфонического искусства Казахстана. TengriMIX рассказывает о творчестве известного композитора.

Евгений Брусиловский - уроженец Ростова-на-Дону, сын участника революционного движения. Он родился 12 ноября 1905 года. В 1920-м Брусиловский окончил советскую трудовую школу (бывшая 1-я Ростовская казенная гимназия) и вступил в ряды Красной Армии, прослужив в Политуправлении Северо-Кавказского военного округа. Уже тогда он проявил музыкальные таланты, участвуя в самодеятельности и после демобилизации получил направление в московскую консерваторию. Но в эти годы он потерял обоих родителей и только в 1926 году Брусиловский смог вернуться к музыкальным занятиям, уже в ленинградской консерватории по классу композиции у профессора М. О. Штейнберга, где получил большие знания по композиции, гармонии, полифонии и оркестровке. Эти предметы для студентов своего класса вел сам профессор.

В Казахстан впервые Брусиловский приезжает в 1933 году по приглашению Ахмета Жубанова, будучи уже автором двух симфоний, первая из которых исполнялась в Ленинградской государственной филармонии. В Алма-Ате он приступает к работе в научно-исследовательском кабинете казахской музыки при Казахской государственной филармонии имени Джамбула в качестве сотрудника, где занимается в основном этнографической работой, изучая казахскую народную музыку, лично записал немало кюев и песен.

В этот период композитор создает четыре оперы, положившие начало развитию национального оперного искусства в Казахстане: "Кыз-Жибек" (1934), "Жалбыр" (1935), "Ер-Таргын" (1936). Все эти оперы были созданы на основе казахского музыкального фольклора.

Зимой 1941 года состоялось историческое знакомство Евгения Брусиловского и Мукана Тулебаева. Будущий казахский композитор был в отряде ополченцев Москвы, но осенью 1941 года его демобилизовали по состоянию здоровья в Алма-Ату.

"Тогда о Мукане Тулебаеве знали немногие, но Евгений Брусиловский увидел в нем не только музыкальный талант, но и гибкий и пытливый ум. Они часто разговаривали, беседовали о музыке, о деятельности Союза композиторов Казахстана, о его вкладе в победу. Фактически в тот период Брусиловский был непосредственным учителем молодого композитора, а последнему импонировало, что между ними установилась тесная творческая связь. Война диктовала свои задачи для композиторов и поэтов. От них ждали работ, которые поднимут дух народа в борьбе с врагом, поэтому этот период деятельности Тулебаева тесно связан с созданием патриотических произведений ("Соқ, барабан", "Қанаттым", "Жарық", "Аттан казақ", "Тос, менi тос", "Кестелi орамал")", - пишут в статье на портале e-history.kz.

Как музыка казахстанских композиторов может помочь каждому

В Тулебаеве Брусиловский увидел большой потенциал. Он решил рекомендовать его в качестве композитора для написания оперы "Биржан и Сара". Об этом эпизоде своей биографии он писал: "Конечно, Биржан - яркая романтическая личность, автор замечательных песен, один из казахских певцов XIX века - все это, безусловно, интересно, да и в либретто много удачных сцен, персонажи характерны и контрастны, но… все эти ситуации в моей практике уже были и потеряли свою новизну и заманчивость, а вот для Тулебаева этот сюжет, как говорится, в самый раз".

В тот момент был риск, что руководство оперного театра имени Абая доверит работу другому композитору, а сам Брусиловский был занят работой над оперой "Амангельды". Он писал, что Тулебаев "сочиняет обычно очень долго и кропотливо, но ведь можно и не торопиться, не спешить, как обычно приходится мне".

"Технически он совершенно не подготовлен к решению такой крупной задачи, но я буду рядом - справится. Зато какая сенсация! Первый казахский композитор написал оперу! Первая казахская опера! Разве это не моя победа - подготовить и выдвинуть казахского композитора!... Эта была, конечно, авантюрная затея, но полезная и нужная… Он был доступней… и с ним было интересней и легче работать, тем более что это была натура исключительно восприимчивая. Все, что ему было нужно, что ему нравилось, что было ему необходимо, он схватывал на лету, как Шакен Айманов. Как губка впитывал и хорошее, и плохое… Что-то в нем сидело: чисто национальное, степное, вольнолюбивое!" - хвалил своего протеже Брусиловский.

А сам Тулебаев сомневался. "Конечно, хочется, и тема моя, и либретто хорошее, но сам я не потяну", - с огорчением говорил он. Но Брусиловский заверил его в полной поддержке и предложил сначала набить руку на работе над оперой "Амангельды". Они распределили функции: Тулебаев сочиняет вокальные партии и занимается подтекстовкой, а Брусиловский на основе вокальных партий делает клавир оперы. Опытный композитор заявлял, что работа Тулебаева над оперой "Амангельды" и первые результаты, продемонстрированные инициатору проекта по созданию "Биржана и Сары" Кажигали Джумалиеву, убедили, что молодой музыкант владеет языком, знает обычаи и культуру народа, ему близки как содержание поэмы, так и логика ее поэтики.

Тулебаев направился на Балхаш, в свой родной аул, где беседовал с акынами и кюйши, слушал и записывал народные песни и кюи. За полтора месяца в аулах Бурлы-Тобинского и Аксуйского районов Мукан Тулебаев собрал 35 народных мелодий. Эти образцы музыкального фольклора помогли ему глубже проникнуть в характер казахской народной музыки. Несколько позже Тулебаев выезжает в Акмолинскую область к одному из лучших знатоков казахских народных песен - народному певцу Косымжану Бабакову, который знакомит композитора с творчеством Биржан-сала. Тулебаев записывает у Бабакова 15 песен Биржана, многие из которых использованы в опере.

Брусиловский хвалил Тулебаева за отличные результаты работы: "Иногда он приносил первые опыты клавира, которые я в его присутствии приводил в порядок. Я не считал, что мы делаем шедевр, предполагал, что работа Мукана над "Биржаном" не более чем проба пера, а в дальнейшем, обладая уже некоторым опытом, он сам напишет свою следующую оперу. Поэтому все мои переделки в клавире, особенно в первом акте, я делал, чтобы он, сидя рядом, смотрел и учился. При этом я не пытался искать новые приемы изложения, я пользовался ранее найденными фактурными приемами из старых опер "Ер-Тарғын", "Айман-Шолпан" и особенно из "Алтын астық"".

В 1945 году совместно с Латифом Хамиди Брусиловский и Тулебаев создают музыку первого государственного гимна Казахстана.

Еліміздің әнұраны неге екі рет өзгерген

После обретения республикой государственного суверенитета в 1992 году был объявлен конкурс на музыку и текст гимна Казахстана. По итогам конкурса было принято решение сохранить музыкальную редакцию гимна Казахской ССР. Таким образом, авторами музыки первого казахстанского гимна стали Мукан Тулебаев, Евгений Брусиловский и Латиф Хамиди. В конкурсе на лучший текст также победил авторский коллектив, представленный известными поэтами: Музафаром Алимбаевым, Кадыром Мырзалиевым, Туманбаем Молдагалиевым и поэтессой Жадырой Дарибаевой.

Вернемся в прошлое. Премьера оперы "Биржан и Сара" в четырех актах состоялась в октябре 1946 года в Алма-Ате и вызвал национальный фурор. Брусиловский назвал произошедшее "праздником казахского национального театра".

Опера "Биржан и Сара" за время своего существования пережила большое количество правок. Сам Тулебаев работал над ней после выпуска более 12 лет. Опера прочно вошла в репертуар ведущих музыкальных коллективов республики.

Сам Брусиловский в это время был в рассвете своих творческих сил, в 1948 году став лауреатом Сталинской премии за кантату "Советский Казахстан". В 1953 году он выпустил оперу "Дударай" о дружбе русских и казахских рыбаков, поднимающихся на борьбу против богачей, и в том числе бая Садыра, поддерживаемого полицией. Тщетно пытается урядник Семен разжечь вражду между русскими и казахами: дружба рыбаков, которой способствует бывший политический ссыльный Артем, все более крепнет. В опере есть лирическая тема - история любви русской девушки Марии и казаха Думана. В музыке использован русский и казахский фольклор, революционные песни, маршевые ритмы. Важную роль играет мелодия казахской песни "Дударай", давшей название всей опере.

Большое место в творчестве Брусиловского занимала симфоническая музыка. Он является автором пяти казахских симфоний. Среди них выделяются "Сары Арка", "Курмангазы" удостоенная Государственной премии Казахской ССР. Им написан целый ряд произведений для оркестра казахских народных инструментов имени Курмангазы "Желдерме памяти Исы Байзакова", поэма "Обновленный Казахстан" и другие произведения. Брусиловский обработал популярный казахский кюй "Кенес" для двух домбр и фортепиано, затем он создал несколько фортепианных обработок казахских кюев. После этих опытов он создает оригинальные камерно-инструментальные произведения "Экспромт" и "15 фортепианных пьес для юношества". Также Брусиловский - автор музыки к кинофильмам "Дочь степей", "Беспокойная весна" и "Чокан Валиханов".

Всего Брусиловский записал более 250 казахских народных песен и кюев. Создавал он и свои собственные песни, такие как "Две ласточки", "Сайра", "Шолпан".

Помимо творческой работы, композитор занимался большой общественной и педагогической деятельностью. С 1939 года Брусиловский - председатель правления Союза советских композиторов Казахстана. В Алматинской государственной консерватории он также руководил кафедрой теории и композиции. С момента ее организации и на протяжении 26 лет он воспитал ряд известных национальных композиторов Казахстана, среди них Коган, Байкадамов, Кужамьяров, Рахмадиев и другие.

За выдающиеся творческие достижения Брусиловскому было присвоено почетное звание народного артиста Казахской ССР, он был награжден орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом "Знак почета", медалями и почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР.

Скончался Евгений Брусиловский 9 мая 1981 года. Похоронен в Москве на Новокунцевском кладбище.

Именем Брусиловского названы улицы в Нур-Султане, Алматы, Петропавловске и Усть-Каменогорске. К 100-летию со дня рождения Брусиловского в Казахстане вышел фильм "Линия судьбы" режиссера И. Ганапольского.

Статья подготовлена на основе материалов портала e-history.kz и Центрального государственного архива Министерства культуры и спорта Казахстана

Читайте также
Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная