counter.yadro.ru
МИКС
16 июля 2019 | 07:45

Почему казахские батыры носили кольца на большом пальце

Иконка просмотров страница Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

Почему казахские батыры носили кольца на большом пальце: 2019-07-16 07:45:00 - прочитайте Казахский воин. © Андрей Зайцев

Сейчас Казахстан - миролюбивое государство, занимающее девятую в мире по размерам территории. Но так было не всегда. Казахам и их предкам приходилось постоянно с оружием в руках защищать свою землю. Археолог Станислав Потапов и ремесленник Данияр Байдаралин рассказали TengriMIX об арсенале кочевников.


Иконка комментария блок соц сети

Сейчас Казахстан - миролюбивое государство, занимающее девятую в мире по размерам территории. Но так было не всегда. Казахам и их предкам приходилось постоянно с оружием в руках защищать свою землю. Археолог Станислав Потапов и ремесленник Данияр Байдаралин рассказали TengriMIX об арсенале кочевников.

Ученые, собирая данные по крупицам, реконструировали военное искусство степняков за периоды с VII века до нашей эры до XVIII века. Венцом развития рыцарского ремесла кочевников стало вооружение казахских батыров. В те времена каждый мужчина в орде мечтал быть воином. Бывало, что оружие брали в руки и в 12 лет.


Воины тюркского периода. © Андрей Зайцев

Боевой "стаж" нередко доходил и до 40 лет. А известный Богенбай батыр погиб на поле сражения приблизительно в возрасте 92. В строю можно было встретить и женщин, что подтверждают данные захоронений.

"Обнаружены могильники женщин в доспехах. То, что это тела представительниц прекрасной половины человечества, - без сомнения. На них одежда более нежная и подстроена под женскую фигуру. У некоторых скелетов перерублены ребра, явно от боевого оружия. А другие были захоронены в обычной одежде, скорее всего, они умерли в старости. Однако у них были боевые ранения, возможно, когда-то были воинами. Казахи были мирным народом, они никогда не нападали, но всегда защищали родных, свое имущество, землю", - поясняет археолог. 


Станислав Потапов. © Андрей Зайцев

Как отмечает собеседник, вооружение казахов прошло сложный этап эволюции, еще со времен их предков - саков.


Станислав Потапов в образе сакского сотника. © Андрей Зайцев

Воины во все времена экспериментировали с внешним видом. Лично самому ученому приглянулся костюм сотника, который он продемонстрировал журналистам на репетиции первого казахстанского фестиваля, посвященного военному искусству кочевников.

"На мне дорогая куртка. Достать такую ткань саки могли у племен Средней Азии. Снизу легкий шелковый халат, наверняка из Китая. Еще у меня обувь и стрелковое кольцо, которые могли позволить себе не все. Воины из сословия пониже сами изготавливали себе наряды, а повыше - покупали. Хорошего воина уважали, у него всегда была работа, он получал процент с военной добычи", - говорит археолог.  


Археолог Станислав Потапов. Демонстрация стрельбы из лука. © Андрей Зайцев

Ремесленник Данияр Байдаралин рассказывает, что уже во времена саков сложилось понятие, позже получившее название "бес кару" - пять видов оружия воина.

"В традиционный набор входил один вид оружия дистанционного боя (лук и стрелы) и четыре вида оружия контактного боя: копье, меч, топор и ударное оружие (кинжалы и так далее). Если в Европе воины подразделялись на мечников, лучников, то наши были универсальными и владели всеми пятью видами оружия. Иногда отряды формировались по принципу наличия оружия, но конкретной спецификации не было. При сближении кочевник поражал противника на расстоянии луком и стрелами, а при переходе на ближний бой он брал копье, меч", - рассказывает эксперт.


Данияр Байдаралин в костюме саков. © Андрей Зайцев


Оружие саков. © Андрей Зайцев

Лук оставался излюбленным оружием кочевников.  Изготавливался он из кости и дерева. Его размер достигал 70 сантиметров. Некоторые луки весили до 9 килограммов. 

"Стрела - довольно высокотехнологичная часть вооружения. Она состоит из древка, наконечника, оперения и пятки (задняя часть с вырезом для установки стрелы на тетиву лука - прим. автора). Наконечники в каменном веке были из камня, позднее из кости, потом бронза появилась, в конце концов перешли на сталь. При этом костяные наконечники для охоты казахами использовались еще в  XIX-XX веках. Древесина - предпочтительно из прочных пород дерева, но в Казахстане с этим были сложности, поэтому наши предки заменяли ее на тростник, хоть он и не долговечен. Для оперения брали перья хищных птиц. Пятка вытачивалась", - рассказывает реконструктор Данияр Байдаралин. 


Лук и стрелы. © Андрей Зайцев

Тюркские воины, в отличие от своих западных "коллег", перчаток не носили. Перчатки мешали быстро вытащить стрелы, натянуть лук. Главным украшением любого кочевника было кольцо лучника, которое носили на большом пальце. По нему определяли статус воина. Изготавливалось кольцо из золота, серебра, металла, кости, нефрита, рога и кожи. Функционально кольцо было нужно, чтобы не стереть руку о тетиву, натягивая стрелу.

"Считается, что кулак с большим пальцем вверх - жест лучника. Казахи стреляли с правой стороны лука, используя большой палец, а в Европе натягивали тетиву тремя средними пальцами, при этом стрела находилась с левой стороны лука. Во время битвы воин-казах показывал кулак с большим пальцем вверх, этим он давал знать своим, что цел и может еще стрелять. Поэтому, когда лучников брали в плен, им отрубали большие пальцы, чтобы они не могли стрелять", - поясняет Данияр. 


Кольца лучников. © Андрей Зайцев


Самодельные ремни. © Андрей Зайцев

Отдельно специалисты рассказали о броне кочевников. Одним из интересных этапов ее развития были военные разработки усуней. Особенностью их костюмов была чешуйчатая поверхность, как у рыб. 


Так выглядел воин из народа усуней. © Андрей Зайцев

Усуни искусно обрабатывали шкуру животных, шили из нее броню, которая не промокала в дождь и согревала в стужу. Лоскутки одежды располагались таким образом прежде всего для защиты: такой костюм сложнее пробить при режущем ударе мечом. В то же время в нем кочевник мог свободно двигаться.  


"Чешуя" панциря. © Андрей Зайцев

Усуни также внедрили в арсенал кочевников щитки, покрывающие руки. 


Кожаные щитки, способные отразить удары. © Андрей Зайцев

Наряды и оружие покрывались печатями и гравировкой.  


Тюркский народ любил детали на одежде и орудиях. © Андрей Зайцев


Шокпар и кинжал на поясе воина. © Андрей Зайцев


Лук и стрелы. © Андрей Зайцев

Амуниция в том же "чешуйчатом" стиле делалась и из тонкого металла. Она обходилась дороже и защищала лучше. Ее вес составлял как минимум 15 килограммов. 


Металлический костюм усуней. © Андрей Зайцев

Железные плитки сверлились и прикреплялись прочной кожаной нитью. 


Пояс из металла. © Андрей Зайцев

Обычно металлическую защиту бойцы надевали на серьезную войну, поскольку ходить в ней было тяжело и жарко. К тому же броня не позволяла делать низкие наклоны, однако спасала от стрел и острых мечей. 


Меч с национальными мотивами. © Андрей Зайцев

Венцом эволюции степных доспехов стала кольчуга - куртка из железных колец. Броня создана для защиты холодного оружия. Она легкая, гибкая, позволяет наезднику свободно двигаться.


Тысячи оборонительных цепей. © Андрей Зайцев

Однако все удары кольчуга отразить не могла. Для защиты от лобовой атаки пикой батыры надевали специальный доспех - нагрудник зерцало. Он мог взять на себя самые тяжелые удары.


Зерцало с изображением солнца. © Андрей Зайцев

Самые отчаянные воины оставляли свое лицо в шлеме открытым для ударов.

"Они будто вызывали врага: "Бей в голову, если сможешь". Это было примером доблести и воинской выучки. Раньше у тюрков были длинные усы, они даже за спину их завязывали. Если воин мог сохранить усы после боев, он получал почет и уважение. Были и общие правила: не бей ниже колена, прежде всего для своей же безопасности, потому что если нагнуться, то есть риск пропустить удар в голову", - объясняет Станислав Александрович.  


Шлем. © Андрей Зайцев

Со времен бронзового века сохранили кочевники и обувь, которая дожила до сегодняшнего дня без изменений. Речь идет о так называемых мясы. Но были и более тяжелые модели.

"С изобретением стремян возникла необходимость в более тяжелых сапогах, так появились кавалерийские сапоги, которые в казахском языке известны как саптама етік", - рассказывает ремесленник Данияр. 


Оформлялись даже сапоги. © Андрей Зайцев

Украшения на одежде и оружии воинов означали принадлежность к различным племенам. Их наносили с целью навести страх на врагов и отпугнуть злых духов.

"Это также сложилось в бронзовом веке, когда верили, что определенные узоры обладают магической защитной силой, и, нанося узор на оружие, воин заклинает его успешно разбить врага и защитить его", - поясняет Данияр.

 
Казахский воин в кольчуге. © Андрей Зайцев

Коней кочевники берегли, несмотря на то что они обходились нередко дешевле, чем доспехи.

"Враги не целились в лошадь, потому что знали, что это дополнительный доход. Но, бывало, в ожесточенных боях все же кони попадали под обстрел, поэтому тюрки их бронировали", - подчеркивает Станислав Потапов. 


Броня коня. © Андрей Зайцев

Окончательно историческая территория Казахского ханства сформировалась в 1518 году на момент конца правления хана Касыма.

"Огромная территория говорит о том, что казахи до последнего защищали родину. При том что численность населения была меньше, чем у любого их соседа. Даже при вторжении джунгар казахи сохранили землю. У казахов была уникальная традиция называть именами врагов местности: Каскелен, Долан, Шамалган. Допустим, Шамалган был самым лучшим джунгарским батыром, он воевал в Китае, Сибири, Средней Азии, но здесь был разбит. И таких мест сотни, это касается и горы Лобасы, ведь Лобасы был знаменитым джунгарским батыром", - поясняет Станислав Потапов.


"Сражение" эпох. © Андрей Зайцев


Казахский батыр-победитель. © Андрей Зайцев

Сейчас в предгорье Ушконыра Алматинской области сотрудники этноцентра Nomad завершают подготовку к масштабному фестивалю военного искусства кочевников, который пройдет с 21 по 27 июля. На нем гости и смогут увидеть экипировку воинов и разыгранные сражения.

"Это некая "машина времени", способная перенести всех желающих в древний мир. Мы продемонстрируем быт казахского народа, традиции, национальную кухню, музыкальные произведения. Мастера покажут, как наши предки занимались ремеслом. Познакомим с военным искусством кочевников разных исторических периодов, это будут конные парады воинов разных эпох, демонстрация вооружения и доспехов, стрельбы из лука. Мы расселим гостей в настоящих юртах", - приглашает на фестиваль руководитель этноцентра Жандос Нурбеков.

Ранее мы рассказывали о классификации оружия казахского народа "Бес қару"

Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная