counter.yadro.ru
МИКС
30 августа 2018 | 17:04

От положения Чингисхана до "Жеті жарғы": первые законы степи

Нурлыайым Нурсаин Корреспондент
Иконка просмотров страница Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

От положения Чингисхана до "Жеті жарғы": первые законы степи: 2018-08-30 17:04:13 - прочитайте Кадр из фильма "Казахское ханство"

Конституционные идеи в Казахстане существовали задолго до демократии. Были они и в период монархии - во времена ханства. Речь, конечно, о различных сводах законов. В честь дня Конституции TengriMIX рассказывает вам о некоторых из них.


Иконка комментария блок соц сети

Конституционные идеи в Казахстане существовали задолго до демократии. Были они и в период монархии - во времена ханства. Речь, конечно, о различных сводах законов. В честь дня Конституции TengriMIX рассказывает вам о некоторых из них.

Кангюйские законы

Кангюи (канлы) жили на юге современного Казахстана, с центром в средней части долины Сырдарьи. В китайских летописях II века до нашей эры говорится, что во дворце правителя кангюев имелись письменные своды законов. То было первым упоминанием о письменных законах в степи. Основными законами, которым подчинялись племена на протяжении многих веков, были законы "кровного родства" и "кровной мести".

Уложение Чингисхана "Яса"

Еще одним известным документом стала "Яса" Чингисхана. Уложение состояло из двух частей.Первая - "Билик", представляла собой сборник высказываний Чингисхана, носивших морально-нормативный характер, а также основы государ­ственного права. Вторая часть называлась "Джасак" и содержала  уголовное право, а также религиозные запреты. Важное место в Джасаке занимали нормы, регулирующие основы военной организации и дисциплины, распределение военной добычи. В цельном виде "Яса" так и не дошла до наших дней, однако выдержки из нее встречаются в трудах персидских и арабских историков. Вот некоторые из них:

• Следует возвеличивать и уважать чистых, непорочных, справедливых, ученых и мудрых, к каким бы людям они не принадлежали; и осуждать злых и несправедливых людей.

• Первым является следующее: любите друг друга; во-вторых, не совершайте прелюбодеяние; не крадите; не лжесвидетельствуйте; не предавайте кого-либо. Уважайте стариков и бедных.

Всякий, идущий к старшему, не должен говорить ни слова, пока тот старший не спросит; тогда сообразно вопросу пусть соответственно ответит. Если он скажет слово прежде - хорошо, коли услышит; в противном случае он кует холодное железо.

• Существует равенство. Каждый человек работает столько же, сколько другой; нет различия. Никакого внимания не уделяется богатству или значимости.

• У умершего человека, не имеющего наследника, ничего не изымается в пользу хана, но его имущество должно быть отдано человеку, ухаживавшему за ним.

"Светлый путь хана Касыма"

В начале XVI века, в тогда уже Казахском ханстве, был разработан и издан свод законов, известный как "Қасым ханның қасқа жолы" ("Светлый путь хана Касыма"), состоявший из пяти разделов. Документ рассматривал вопросы имущества (положения споров о земле, скоте), уголовных наказаний, военные положения (воинская повинность, формирование подразделений), международные отношения (посольский этикет). Также был раздел "Жұртшылық" ("Закон общественности"), посвященный обязательствам общинной и межобщинной взаимопомощи, а также правилам устройства празднеств. "Светлый путь" считается первым законом в истории казахов, созданным на основе народных традиций и мудрости.

"Древний путь Есим хана"

Есим хану пришлось выдержать тяжелую внутриполитическую борьбу, итогом которой было коренное реформирование политической системы Казахского государства. Он создал новый свод законов "Есiм ханның ескi жолы" ("Древний (исконный) путь Есим хана"), который ограничил права закрытой элиты торе (чингизидов) и открыл широкие возможности для общин и их руководителей. Словом, произошла своеобразная бийская революция. Формально новый правовой акт был дополнением к старым законам. В нем определялись полномочия хана, султанов, биев и батыров, а также их взаимные обязанности и права. По нему высшей представительно-законодательной властью продолжал оставаться Маслихат, в состав которого входили все представители, предводители всех казахских общин. На каждое маслихатское заседание, проводившееся раз в год, собиралось огромное количество народа. Полномочия хана же, согласно закону, были существенно ограничены.

Разделы "Древнего пути" также предусматривали разбор уголовных дел, материальные иски и положение женщин в обществе. Правовой акт, созданный Есимом, получил широкое признание у народа, так как нормы адата и шариата в нем были оптимально сближены к образу жизни кочевников-скотоводов.

"Жеті жарғы"

На стыке XVII и XVIII веков Тауке ханом был принят документ "Жеті жарғы" ("Семь положений"), в котором законы ханов Касыма и Есима были дополнены двумя главами. Тауке хан разработал этот свод вместе с биями трех жузов: Толе, Казыбеком и Айтеке.

"Жеті жарғы" включал в себя основные разделы:

• Земельный закон (Жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях;

• Семейно-брачный закон, где устанавливался порядок заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов, имущественные права членов семьи;

• Военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников;

• Положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства;

• Уголовный закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений, кроме убийства;

• Закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения;

• Закон о вдовах (Жесiр дауы), регламентирующий права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

К сожалению, сам свод законов не дошел в полном виде до наших дней, сохранились только фрагменты. Но даже они свидетельствуют о том, что "Жеты жаргы" сыграл значительную роль в достижении единства народа. 

Подготовила: Нурлыайым Нурсаин

Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная