Казахстан и другие страны Центральной Азии находятся в сердце Азии и Великого шелкового пути. Однако роль этих государств в истории Евразии на систематической основе игнорировалась историками. TengriMIX со ссылкой на Peripheral Histories? представляет мнение научного сотрудника Университета Кембриджа Праджакти Калра, которая призывает ученых по-другому посмотреть на народы, веками влиявшие на события в Евразии.
Казахстан и другие страны Центральной Азии находятся в сердце Азии и Великого шелкового пути. Однако роль этих государств в истории Евразии на систематической основе игнорировалась историками. TengriMIX со ссылкой на Peripheral Histories? представляет мнение научного сотрудника Университета Кембриджа Праджакти Калра, которая призывает ученых по-другому посмотреть на народы, веками влиявшие на события в Евразии.
"Письменная история Центральной Азии была записана, в основном, оседлыми народами (китайцами, древними греками, персами и русскими). В результате рассказы о местных народах поданы с точки зрения стороннего наблюдателя, особенно в отношении кочевников. Более того, с начала XVI века европейская колонизация принесла специфическое понимание истории, в результате чего кочевые и полуоседлые цивилизации и народы, особенно на Востоке, считались варварскими и нецивилизованными. Это создало прочно сложившееся "понимание" того, что считается периферийным.
©Shutterstock
Периферийный определяется как относящийся к краю или периферии чего-либо или расположенный на их краю. Это и сбивает с толку: если страны Центральной Азии периферийные, то где тогда находится центр? Центр перемещался во времени и пространстве в этом географическом регионе. С VI века до нашей эры Китай и Персидская империя Ахеменидов играли центральную роль в Евразии. После прихода ислама в начале VIII века нашей эры регион стал частью мусульманского мира с Халифатом в качестве центра. Начиная с XVII века Россия доминировала в регионе в форме царской Российской империи, а позже Центральная Азия стала частью Советского Союза.
©Shutterstock
После 1991 года государства Центральной Азии были вынуждены разделить свою общую многовековую историю на отдельные ветви. Таким образом, опять не смогло сложиться понимание единой Евразии, и продолжал доминировать колониальный европейский взгляд, взгляд европейцев XIX века на регион, как проходной, застыл в сознании современных людей. Тем не менее любой, кто изучает Монгольскую империю XIII века и подход Валлерстайна к мировой системе не может не остановиться и поставить под сомнение воспринимаемую периферийность этого региона.
©Shutterstock
В последнее время в исторических научных работах появилась тенденция отказа от евроцентризма. Использование Давидом Кристианом Внутренней Азии (кочевой Центральной Азии) как единицы всемирной истории, сопоставленной с Внешней Евразией (Китай, Россия), является достойной попыткой изменить исторический подход. Он не только переносит внимание читателя с оседлого образа жизни на кочевников и степь, но также дает подробное объяснение политической целостности Внутренней (Центральной) Азии. Точно так же ученые Нойман и Виген подчеркнули важность влияния кочевых институтов даже на оседлое европейское государство. Современный взгляд на национальное государство, как европейскую и в основном оседлую конструкцию, не дает достаточно справедливого отражения продолжительного влияния кочевых институтов.
©Shutterstock
В истории Центральной Азии есть еще один камень преткновения - Советский Союз. Окончание холодной войны рассматривается как идеологическая победа капитализма и стран Западной Европы. Мир видит Советский Союз как российский эксперимент, в котором опять же не отражена роль жителей Центральной Азии, что опять же делает их невидимыми большую часть XX века. А поскольку достижения СССР были дезавуированы, это снова привело к еще одной потере для жителей Центральной Азии.
©Shutterstock
Сегодня Евразийский экономический союз по-прежнему рассматривается как российский проект. В свете этого Евразия и любая евразийская идея региона становится тесно связанной с Россией (и возрождением Советского Союза), и поэтому цикл продолжается несмотря на то, что идея Евразийского союза наряду с другими проектами была направлена на воссоединение региона и зародилась в Казахстане.
©Shutterstock
От ранних миграций до самых ранних форм цивилизаций, кочевых и полуоседлых, выходцы из Центральной Азии были главными героями этих историй, разворачивающихся в этом пространстве. Влияние этих групп на их оседлых соседей и, следовательно, на всю Евразию вынуждает применить к ним термин "евразийская история", который является одновременно значимым и точным. Необходимо признать роль центральноазиатских империй и ханств, особенно кочевых империй, в распространении торговли на Шелковом пути, который сформировал основу мировой системы, по крайней мере, с XIII века, если не ранее. Это в дополнение к устным рассказам и надписям, которые дают представление о формах, значениях и институтах кочевых и полуоседлых групп, населявших Центральную Азию, с их собственной точки зрения, способствуют историческому пониманию региона в целом.
©Shutterstock
Режимы и значения евразийского пространства невозможно понять, если игнорировать Центральную Азию и ту роль, которую она сыграла в истории. Невозможно понять подъем Москвы и Пекина, не глядя на Монгольскую империю. Евразия включает в себя множество разнообразных народов, идей, цивилизаций и религий. В то время как Россия пыталась (и потерпела неудачу) присвоить себе Евразию, а Китаю нет необходимости относиться к такой огромной категории, как Евразия, центральноазиатские национальные государства стремятся оставить свой след на мировой арене. Общая история центральноазиатских национальных государств требует пересмотра, которая может вместить различные вещи и представления: культурные, политические и экономические. Возможно, пришло время историкам Центральной Азии взять инициативу в свои руки и по праву заявить о своих правах на евразийскую историю", - поделилась мнением ученый.