МИКС
03 октября 2019 | 13:46

Секрет Тамгалы-Тас: как ученые разгадали тайну письменности тюрков

Иконка просмотров страница
Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

"Танцующие люди, "солнцеголовые божества", животные". Танбалы группа–4. 1969 год. © Центральный государственный архив Министерства культуры и спорта РК

Зачем люди рисовали на скалах? Некоторые ученые предполагают, что это делалось для подготовки к охоте. TengriMIX расскажет, как казахстанские ученые прошли путь от рисунков Тамгалы-Тас к развитию письменности у древних тюрков.


Зачем люди рисовали на скалах? Некоторые ученые предполагают, что это делалось для подготовки к охоте. TengriMIX расскажет, как казахстанские ученые прошли путь от рисунков Тамгалы-Тас к развитию письменности у древних тюрков.

Все началось с частного научного интереса, который проявил к наскальным рисункам близ Алматы доктор филологических наук Гайнетдин Мусабаев вместе с младшим научным сотрудником Е. Койшибаевым. На их деятельность в 60-е годы быстро обратил внимание первый президент Академии наук Казахской ССР Каныш Сатпаев. Он предложил исследователям организовать экспедицию для изучения эпиграфических (письменных - прим. автора) памятников на территории Казахстана. Надо было найти ответ на вопрос: были письменные памятники у предков современных жителей страны или нет. 

"Каныш Имантаевич ответил мне, что это дело имеет большой научный интерес. Древняя письменность, возможно, рано или поздно обнаружится на территории Казахстана. На самом деле, памятники древности обнаружены вдоль Енисея и Таласа, а территория между ними не пустая, возможно, что письменность была распространена народом, живущим на этой территории. Если не обнаружатся эти письмена на нашей территории, то можно будет заключить, что создателями таласских письменных памятников являются люди пришлые, а не местные. Такое заключение равноценно новому открытию: в подобных случаях надо писать, что на этой обследованной территории нет никаких эпиграфических данных, чтобы будущее поколение знало об этом", - вспоминал Гайнетдин Мусабаев.

Реклама
Реклама

Между тем Сатпаев продолжил оказывать мощную поддержку исследованиям. В июле 1961 года, собрав научное руководство Казахской ССР, он заявил, что эпиграфические экспедиции надо проводить на регулярной основе, и его поддержали.


"Охота пешего лучника с собакой на лошадь" (Г. Г. Мусабаев). Танбалы. 1969 год. © Центральный государственный архив Министерства культуры и спорта РК

Экспедиция была снаряжена, и ее участники выехали в ближайшие горные районы Алматинской области. В горах с помощью местных жителей, в первую очередь животноводов, чабанов и коневодов, были обнаружены наскальные изображения коз, маралов и других животных. Ученый Мусабаев предположил, что рисунки создали первобытные люди, жившие на современной территории Казахстана, которые только-только осваивали навыки приручения скота.

"Об этом свидетельствуют рисунки обнаженных людей без всякого орудия и общающихся друг с другом мимикой, жестами. Правда, вначале для нас представляла достаточную трудность сама техника практического изучения наскальных изображений, снятие с них копий, их эстампирование, фотографирование, что в последующем мы освоили", - указывается в исследованиях Мусабаева.


"Тамга". Ушконыр. © Центральный государственный архив Министерства культуры и спорта РК

Проследили специалисты и развитие рисунков - в дальнейшем на них появляются люди с примитивными луками. Изображены все животные, существовавшие на территории Казахстана, но главное внимание уделяется козам. В докладе "Об эпиграфике Казахстана" на научной сессии Академии наук (1980-1981) Мусабаев заявил, что это свидетельствует о наличии у предков современных казахстанцев культа почитания коз, аналогичного таковому у шумеров-египтян.


"Рогатые лошади, горные козлы, человек, "солнцеголовое божество" и другие". Танбалы группа–3. 1969 год. © Центральный государственный архив Министерства культуры и спорта РК

Участники эпиграфической экспедиции, изучив собранные ими материалы, считали, что в Алматинской области первоначальные изображения имеются в местности Танбалы-тас (по реке Ащысу в 170 километрах на северо-запад от Алматы). Это место было удачно выбрано древними скотоводами: источник водопоя, на берегу - пастбища для скота, отвесные скалы, где можно укрыться от непогоды. 

В первоначальных изображениях присутствуют животное и человек с отличительными признаками пола, например: жеребец и кобыла, корова и бык; или корова, а внутри у нее находится теленок, люди, в основном мужского пола.


"Сюжет с человеком и приручаемой лошадью, изображения быков, оленя и другие". Танбалы. 1979 год. © Центральный государственный архив Министерства культуры и спорта РК

На скале реки Ащысу есть изображения трех пород лошадей: 1) дикая лошадь и нападающие на нее дикари. Ее отличает от современных лошадей рог; 2) жеребец пытается напасть на человека-охотника, но к охотнику подоспела его собака; 3) лошадь, но уже прирученная.

"Крупнейшие знатоки древнего мира чехословацкие ученые Иозеф Августа, Зденек Буриан ("Жизнь древнего человека". 5 изд. Прага, 1963) дали рисунок лошадей, которых дикари гнали на обрыв высокой скалы Ашель. В той котловине лежат кости около 100 000 коней второобразной породы. Вы не увидите у них рогов, которые имеются на изображениях на реке Ащысу. Ашельскую культуру авторитетные ученые относят к периоду между 150 и 400 тысячами лет, а английский ученый-археолог Дж. Кларк Ашельскую культуру датирует от 60 тысяч до одного миллиона лет ("Доисторическая Африка". Пер. М., 1977, с. 71). В таком случае наша лошадь с рогами древнее европейской Ашельской культуры. В одном месте ученый Иозеф Августа показал лошадь без рога периода неандертальцев, то есть каменного века, а значит лошадь со скалы реки Ащысу древнее и этого периода", - основываясь на исторических источниках,  докладывает Гайнетдин Мусабаев.


"Стельная корова, фигуры человека, лошадей". Танбалы группа– [3]. 1979 год. © Центральный государственный архив Министерства культуры и спорта РК

Первобытные люди, жившие на нашей территории, вышли из пещер, общины не имели ни господ, ни рабов. Они научились приручать животных. Скот размножался, не стало хватать пастбищ, наступил падеж скота, люди голодали. Некоторым пришлось отделяться от основного костяка и искать пригодные места для корма скота. Таким образом они выбрали стоянку у реки Ащысу в Алматинской области, которая стала одним из очагов развития культуры первобытных людей.

Среди наскальных изображений начали появляться петроглифы, применяемые для магически-культовых целей, для изображения бога-солнца, бога-луны. Рисунки носят символический характер, в дальнейшем появляются родовые тамги. В последующем ученые поставили проблему происхождения древнетюркского рунического алфавита.

"Материалы эпиграфической экспедиции института языкознания при академии последних нескольких лет могут служить доказательством древности тамгообразных начертаний, высеченных на разной скальной поверхности. Такие начертания, безусловно, могли лежать в основе древнетюркского таласско-орхонского алфавита", - утверждал доктор Мусабаев. 


"Древнетюркский памятник рунического письма в виде надмогильного камня-сооружения, более чем из 110 знаков в семь строк". Танбалы тас, правый берег реки Или, 15 км от Капчагайской ГЭС. 1973 год. © Центральный государственный архив Министерства культуры и спорта РК

Гипотезу о возникновении древнетюркского рунического алфавита от родовых тамг выдвигали ученые Д. Н. Спасский, А. Аристов.

"Но многие ученые без каких-либо доказательств отвергли ее. Как известно, таласские надписи до сих пор не нашли своего исследователя лишь потому, что многие избегают приблизить их к казахскому языку, а другие тюркские языки не могут быть сравниваемыми ни в фонетическом, ни в лексическом плане", - отмечает Гайнетдин Мусабаев в докладе "Эпиграфика и письменность на территории Казахстана".

30 ноября 1973 года эпиграфическая экспедиция Института языкознания АН Казахской ССР  обнаружила еще один памятник древнетюркского рунического письма. Он находится в 15 километрах от Капчагайской ГЭС в сторону Баканаса на правом берегу реки Или. В памятнике рассказывается о выходе на охоту царевича Бакар Тегина.


"Лошадь, сцена охоты волков на оленя". Танбалы. 1979 год. © Центральный государственный архив Министерства культуры и спорта РК

Участники экспедиции заявили, что большинство знаков носит явно древнетюркский рунический характер, который встречается во многих памятниках этого вида письма как на территории Монголии, так и в местностях нашей страны. Письменные знаки нанесены на прямоугольную плоскость длиной 93 сантиметра, шириной 52 сантиметра, в семь строк. В каждой строке разместилось от 13 до 19 рунических знаков.

В статье "Памятник древней культуры" Гайнетдин Мусабаев пишет, что открытие этого памятника, явится значительным событием в научном мире Советского Союза. Находку называют одним из ценнейших исторических свидетельств высокой культуры древнего общества на территории современного Казахстана. К тому же это самый большой древнетюркский текст из всех известных в стране. Более того, ученые смело предполагают, что южная часть республики, то есть Семиречье, в древние времена послужила одним из главных культурных центров, откуда и берет свое происхождение древнетюркский рунический алфавит.


"Клетчатая структура". Алматинская область. © Центральный государственный архив Министерства культуры и спорта РК

За время своего существования разведывательные эпиграфические экспедиции побывали в Заилийском и Джунгарском Алатау, в Каратау, в Акшатау, Каркаралы и Южном Алтае и в других местностях, где было обнаружено огромное количество наскальных изображений, тамговых знаков.

Кроме того, найдено несколько памятников письменности - древнетюркские, древнетибетские и древнеуйгурские, древнемонгольские и арабские. Небольшие тексты древнетюркской письменности обнаружены в виде эпитафий, высеченных на скалистой поверхности.

В итоге нашими эпиграфистами собран большой материал по истории письменности на территории Казахстана (большое количество фотографий), они участвуют в сборниках по эпиграфике Казахстана, публикуют научные и популярные статьи.


"Колесница". Танбалы группа–[5]. 1969 год. © Центральный государственный архив Министерства культуры и спорта РК

"Хорошо известно, что эпиграфика является одной из наиболее сложных отраслей обществоведческих наук. Например, изучение этрусских памятников письменности имеет более чем четырехсотлетнюю историю, но до сих пор предложенные дешифровки крайне спорные… (Майяни, "Этруски начинают говорить"). То же самое можно сказать и о протоиндийских надписях. По сравнению с этрусскологией и другими видами эпиграфических исследований эпиграфика Казахстана крайне молода. Но, несмотря на это, добилась определенных результатов, пусть даже очень скромных", - сказал в своем выступлении "Об эпиграфической экспедиции (Института языкознания АН Казахской ССР) (1961-1974)" академик Смет Кенесбаев.


"Лунки в камне". © Центральный государственный архив Министерства культуры и спорта РК

Гайнетдин Мусабаев - выдающийся ученый, филолог, тюрколог, член-корреспондент Академии наук Казахской ССР, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Казахской ССР. Родился 17 сентября (15 ноября) 1907 года в Омской области.

Он написал более 100 научных работ, среди которых монографии по проблемам истории казахского языка, учебники для вузов и школ.  С именем Мусабаева связаны исследования казахской лексикологии, стилистики и эпиграфики. Он автор многих двуязычных и одноязычных словарей.

Гайнетдин Галиевич ушел на войну добровольцем. Храбро сражался против врага до самой победы. 


Гайнетдин Мусабаев. © Центральный государственный архив Министерства культуры и спорта РК

Под его руководством ученые защитили около 20 кандидатских диссертаций.

25 лет он занимался вопросами эпиграфики, изучал наскальные изображения. Он прошел Шынгыстауские горы и горы Абыралы Семипалатинской области, Баянаульские горы Павлодарской области, горы Каркаралы и Каркаралинский район Карагандинской области, низовье реки Шу Жамбылской области с охватом горной цепи Жамбыл, Уланбель, Моюнкум и горы Мугаджар, Кордайские горы, левобережье реки Сырдарья, Алматинскую, Кокшетаускую, Талдыкорганскую области. Отыскал и исследовал десятки древних памятников. 


Гайнетдин Мусабаев на Танбалы. © Центральный государственный архив Министерства культуры и спорта РК

Гайнетдин Мусабаев перевел памятники древнетюркского рунического письма: так называемая Сырдарьинская надпись на глиняном кирпиче-сырце, являющаяся "доказательством распространения таласского алфавита на территории бывшего Хорезма и Междуречья" (совместно с Г. Айдаровым); надпись на эпитафийном камне Алаша кагану, говорящая о том, что "Алаша каган был ханом шестизнаменного народа тюрков, то есть усуней" (совместно с А. Махмутовым); текст на надмогильном камне, повествующий об охоте некоего царевича Бакар Тегина (совместно с группой ученых) и других.

В экспедициях под его руководством обнаружены плиты с выемами для тогыз кумалак (валун Ушконыр; берег реки Аксай, рукав реки Аксу в Капалском районе Талдыкорганской области; Жанаркинский район Жезказганской области); плотницкое приспособление для выпрямления, сгибания дерева. Рядом большой очаг, где молодой лес грели огнем (недалеко от города Мерке); загадочные подземные юрты в горах Каратау. Между двумя оврагами выкопаны куполообразные юрты. 

Гайнетдин Галиевич умер 26 ноября 1981 года в Алматы. В 2007 году, в год его столетия, ученого назвали тарланом казахской словесности.

З. Тлеубердина,

сотрудник Отдела по работе с архивами и историко-документальными коллекциями личного происхождения Центрального государственного архива Министерства культуры и спорта Республики Казахстан

Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная
Реклама
Реклама