поделились
© MRPBPS​

"Шагающие" акулы поразили ученых своей способностью к эволюции

22 января 2020 12:19
Image

Индоавстралийские кошачьи акулы сильно отличаются от своих сородичей: необычной внешностью, а также тем, что умеют ходить своими плавниками даже по безводным рифам и пескам. Именно этот вид рыб ученые назвали самым молодым эволюционирующим. TengriMIX расскажет, что нового узнали о них исследователи.

Результаты исследования Калифорнийской академии наук опубликованы в журнале Marine and Freshwater Research. Ученые сравнили девять видов индоавстралийских кошачьих акул. По итогам анализа ДНК установлена их родственная связь.

"Шагающие" акулы появились еще 450 миллионов лет назад. Индоавстралийские кошачьи акулы отделились от ближайшего предка около девяти миллионов лет назад. Время их появления совпадает с крупными геологическими изменениями, когда австралийская континентальная плита врезалась в рельеф на севере. Этот процесс сопровождался извержениями вулканов, которые меняли регион в течение миллионов лет. Но, несмотря на это, этот вид рыб пережил геологические происшествия, находясь на появившихся неглубоких рифах.

"По человеческим меркам кажется, что это было давно, но для акул как для вида в целом появление нового рода  случилось совсем недавно. Генетика подтверждает, что это самый молодой вид, который все еще активно развивается. Мы надеемся на хорошие шансы существования еще нескольких видов "шагающих" акул", - уточняет соавтор исследования Марк Эрдманн.

На протяжении всего существования "шагающие" акулы активно эволюционировали. Они обрели способность передвигаться по земле, чтобы добираться до отдаленных приливных бассейнов, и приспособились к кислородному голоданию. Если подобная акула оказывается на мелководье, она замедляет дыхание и сердцебиение, а также приток кислорода к мозгу. Это позволяет ей прожить как минимум час без воды, за это время она способна "дойти" до нее на плавниках.

Учеными вид открыт совсем недавно - в 2006 году в Индонезии, научное описание составлено через два года. Внешне рыба имеет некий леопардовый окрас, размером максимально она достигает одного метра. Установлено, что для людей они не представляют никакой опасности. Но о пищевых пристрастиях, как и об образе жизни "шагающих" акул, все еще ничего не известно. Предположительно, они питаются мелкими донными животными и их личинками.

"Несмотря на способности к адаптации, "шагающие" акулы чрезвычайно уязвимы к природным бедствиям вроде цунами. Проблема заключается в том, что они не покидают рифы, в которых родились, и являются "домоседами".
Помимо природных угроз, индоавстралийские кошачьи акулы сталкиваются с антропогенным воздействием. Их любят помещать в искусственные аквариумы, а места обитания разрушают при обустройстве береговой линии. Из-за этого защитники природы пытаются добиться внесения трех из девяти видов в международную Красную книгу", - добавил Марк Эрдманн.

Ученые намерены продолжать экспедиции в индо-тихоокеанские рифы, чтобы узнать больше об этих акулах.

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ