В годы Великой Отечественной войны каждый пятый житель Казахской ССР посчитал своим долгом защитить Родину и отправился на фронт. Были среди них и молодые девушки, которые не побоялись попасть в самое пекло войны. TengriMIX расскажет, как советские женщины сражались за свободу наравне с мужчинами.
В годы Великой Отечественной войны каждый пятый житель Казахской ССР посчитал своим долгом защитить Родину и отправился на фронт. Были среди них и молодые девушки, которые не побоялись попасть в самое пекло войны. TengriMIX расскажет, как советские женщины сражались за свободу наравне с мужчинами.
Сразу же после нападения гитлеровских войск на СССР в военкоматы республик Средней Азии и Казахстана хлынул поток заявлений от добровольцев, которые твердо решили попасть на фронт для защиты Отечества.
Из Казахстана на фронт ушли 1,2 миллиона человек. Девушки, приписывая себе призывной возраст, отправлялись в военкоматы. Многие тысячи женщин и девушек решили досрочно окончить курсы медсестер и санитарок и отправиться на передовую, в самое пекло войны, помогать, спасать, вытаскивать на себе бойцов с полей сражений. По их просьбам в первые же два месяца войны в республике было открыто 206 курсов медсестер, создано 248 сандружин.
Роза Жаркынбаева в своей книге "Великая Отечественная война: Социокультурная память и коммеморативные практики в постсоветском Казахстане" привела примеры патриотизма тех 17-18-летних девочек, которые осаждали военкоматы и буквально требовали немедленно отправить их на фронт.
В своем заявлении в Баянаульский военкомат Жанузакова Шура писала: "В настоящем прошу вас рассмотреть мою просьбу. Я родилась в 1922 году, член комсомола с 1939 года, по специальности сортировщик. По собственному желанию, как комсомолка, желаю пополнить ряды РККА, прошу вас зачислить меня в передовой отряд 8-й Краснознаменной дивизии. Буду выполнять все задания, возложенные на меня партией и правительством, буду стойко защищать свою Родину, любимую Москву и город Ленина. 27 ноября 1941 года".
Другое заявление, полное решимости и мужества, написала в тот же военкомат Дроздова Галина:
"Товарищ военный комиссар! Когда моя Родина в опасности, когда враг угрожает Москве, я, как комсомолка, изъявляю желание ехать на фронт и очень прошу вас удовлетворить мою просьбу… Думаю, что каждая девушка может быть в числе советских дружинниц. Имею оборонные значки ГСО, ПВХО, а также могу обращаться с оружием… Образование 10 классов, окончила в 1941 году. 27 ноября 1941 года". И таких заявлений в военкоматы поступало сотни.
Большую роль в освобождении советской земли от фашистских захватчиков сыграли Маншук Маметова и Алия Молдагулова, великие дочери казахского народа. Впоследствии они заняли достойное место среди женщин - Героев Советского Союза.
М. Маметова, фото с сайта histrf.ru
Маншук в возрасте 20 лет приняла нелегкое решение уйти на фронт добровольцем. Она участвовала в боях в составе 100-й стрелковой бригады и 21-й стрелковой дивизии. Будучи в звании старшего сержанта и командира пулеметного расчета, Маметова героически погибла за станковым пулеметом в октябре 1943 года.
Алия Молдагулова, 17-летняя девушка, в качестве снайпера ушла воевать в составе 3-й роты и 4-го батальона 54-й стрелковой бригады 2-го Прибалтийского фронта. Алия погибла в рукопашной схватке 14 января 1944 года у деревни Казачиха Новосокольнического района, посмертно ей было присвоено звание Героя Советского Союза (4 июня 1944 года). Истории наших соотечественниц вдохновляли других девчонок на подвиги во имя победы советского народа над врагом.
Снайпер времен ВОВ Молдагулова Алия, фото с сайта ru.m.wikipedia.org
В октябре 1941 года был сформирован единственный в истории СССР женский авиационный полк легких бомбардировщиков. Полк состоял из 115 девушек в возрасте от 17 до 22 лет. Уже в мае 1942-го состоялся первый боевой вылет.
Девушки были не только пилотами и штурманами, но и техниками, механиками. Неуловимые летчицы стали грозой противника и сильно досаждали фашистам, полк даже прозвали "Nachthexen" ("Ночные ведьмы"). Такая тактика у летчиц была, особенная - они подлетали к своей цели на определенное расстояние, а затем выключали двигатели, чтобы снизить издаваемый самолетом шум и, прежде чем кто-либо успевал их заметить, сбрасывали на фашистов бомбы. Единственный звук, который был слышен, - это что-то напоминающее звук метущей метлы. Перерывы между боевыми вылетами составляли 5-8 минут, порой за ночь экипаж совершал до восьми вылетов летом, а зимой, когда ночи были длиннее, - 10-12.
Среди них была штурман гвардии лейтенант Хиуаз Доспанова, которая была отмечена множеством наград. Среди них Орден Красной Звезды, который она получила как стрелок-бомбардир 588-го сочинского легко-бомбардировочного авиационного полка, Орден Отечественной войны II степени был получен в качестве штурмана ночных бомбардировщиков звена 46-го Гвардейского и Таманского авиационного полка, медаль "За оборону Кавказа", медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
Легкий ночной бомбардировщик, фото с сайта авиару.рф
Сначала летчицы прибыли в Краснодон, расположились в лесу. Самолеты маскировали деревьями, строили землянки. Свой первый боевой вылет Хиуаз запомнила хорошо. В своей книге "Под командованием Расковой" она писала: "До чего же тесно в маленькой штурманской кабине! Все казалось громадным и неуклюжим и мешало: и парашют за спиной, и противогаз на боку, и пулемет, и осветительная авиационная бомба, которую штурман в нужный момент выбрасывает за борт, чтобы осветить объект, и планшет, и ракетница с ракетами, чтобы подсветить на случай вынужденной посадки, да еще штурвал управления (на По-2 управление двойное) и переговорная трубка. Я уже не говорю об одежде - о меховом комбинезоне и унтах (позже кабина пополнилась еще термитными авиабомбами)".
В первый же вылет самолет Кати Пискаревой и Хиуаз Доспановой попал под обстрел зениток, но задание было выполнено. Немцы наступали, и полк почти каждый день менял аэродром. Однажды часть расположилась в колхозных сараях Тамани, там раньше хранили зерно.
Штурманы, осень 1942 года. Слева направо: Н. Ульяненко,Х. Доспанова, Е. Рябова, Т. Сумарокова (стоят), Р. Гашева, Н. Меклин (сидят),©yablor.ru
"Мыши не только не давали спать, но и забирались в летную форму. Как неприятно бывало в полете вдруг ощутить, что где-то за пазухой ворочается и пищит мышь", - вспоминала летчица.
На войне Катя Доспанова (так прозвали Хиуаз ее сослуживицы) летала вместе с Юлией Пашковой. Первое ранение Хиуаз получила в боях на Кавказе, но самое страшное произошло 1 апреля 1943 года. Летчица Раиса Аронова в своей книге "Ночные ведьмы" вспоминала: "В то время вражеские самолеты стали очень часто проходить по ночам над нашим аэродромом. Наверное, они что-то пронюхали. В целях маскировки командир полка приказала свести до минимума световые сигналы, запретила пользоваться аэронавигационными огнями. Случилось так, что два самолета пришли одновременно с задания и при заходе на посадку столкнулись в воздухе. Катя помнила только, как внезапно раздался треск и самолет начал падать... Очнулась она на земле под обломками. Кругом тишина.
Вскоре к месту катастрофы подъехала санитарная машина. Доспанову и Пашкову доставили в полевой госпиталь. Юля умерла на операционном столе. У Кати тоже не было никаких признаков жизни, и ее положили в мертвецкую рядом с подругой. Потом случайно заметили, что она не покрывается мертвенной бледностью. Срочно приняли все меры к спасению этой маленькой девчушки, почти девочки, и - о чудо! - ее ресницы дрогнули, она приоткрыла глаза. Несколько дней и ночей врачи боролись за ее жизнь. У Кати начиналась как будто гангрена, встал вопрос об ампутации ног, но главный хирург госпиталя сказал:
"Нет, я не могу лишить ног эту девочку! Они так пригодятся ей, если она сумеет выжить!"
Летчицы авиаполков на аэродроме под Энгельсом, ©best.kpcdn.net
И Хиуаз осталась жива, выжила она только потому, что вопреки инструкциям не прикреплялась к сидению - боялась при пожаре не суметь выбраться. Во время столкновения ее выбросило из кабины. После госпиталя Доспанова снова была у штурвала самолета. Ей помогали подниматься в самолет и выходить из него. Все эти полеты Хиуаз давались очень тяжело. Посмотрев на мучения девушки, командир решила перевести ее в штаб, где позднее она стала начальником штаба связи.
Домой, в Уральск, Хиуаз вернулась инвалидом второй группы в 1945 году, в свои 23 года. Авиация, как и война, осталась для нее в прошлом. Доспанова после войны занялась партийной работой, она поступила в партийную школу в Алма-Ате, там же встретила свою любовь Шаку Амирова. Вышла замуж, родила детей и в 37 лет досрочно вышла на пенсию из-за контузии, целиком посвятив себя семье.
Легендарная летчица Великой Отечественной войны ушла из жизни в 2008 году, но навеки осталась в сердцах казахстанцев. Всего Хиуаз Доспанова совершила 300 боевых вылетов. Вместе со своим полком она дошла, точнее долетела до Германии. За храбрость и отвагу она была награждена множеством орденов и медалей. В их числе Золотая Звезда "Халық Қаһарманы".
Шакар Ботаханова получила Орден Отечественной войны II степени за боевые заслуги. Она посвятила себя служению Родине - сначала на войне, затем в мирное время. Всю жизнь она боролась за правду, в глазах окружающих была воплощением справедливости и честности, долгие годы прослужив в судебной системе Костанайской области.
Когда началась Великая Отечественная война, Шакар всей душой стала рваться на фронт, чтобы как-то помочь тем, кто грудью стоял на защите родной земли. Едва окончив школу, в 1942 году она все-таки добровольно ушла на фронт, ее воинская часть находилась в Монголии, затем в Манчжурии, Чите и потом она стала частью Забайкальского фронта. Для многих война закончилась в мае 1945-го, а для радистки Ботахановой - в сентябре.
После войны Шакар Рахметовна вернулась в родной Семипалатинск, в 1947 году она закончила досрочно курсы юридической школы в Алма-Ате и была по распределению направлена в Кустанайскую область народным судьей. Поначалу никто всерьез не воспринял молоденькую девушку с косами, но некоторое время спустя эта хрупкая на вид судья завоевала уважение коллег и даже преступников. Бывали случаи, когда, находясь в заключении, осужденные слали ей письма с благодарностью за то, что осудила их по справедливости, по закону. Военные годы и испытания тех лет все же наложили отпечаток на Шакар, сделав ее характер жестче и принципиальней. Это помогло ей стать профессионалом в судебной сфере.
Те, кто не попал на фронт, старались всеми силами помочь фронту. Музей истории города Кокшетау в своей рубрике "Кокшетау в годы Великой Отечественной войны", посвященной 75-летию Победы, рассказывает историю жительницы города, которую наградили медалью "За доблестный и самоотверженный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". Эта награда достойно оценила вклад женщины, ее самоотверженность и упорство в желании помочь своему народу победить фашистских захватчиков любой ценой.
@muz.kokshe
Молоткова Мария Семеновна родилась в 1918 году в Арыкбалыкской станице Кокчетавского уезда, в семье сибирского казака Тарасова Семена Ивановича. Ее дед, Тарасов Иван Тихонович, переселился в Казахстан вместе с родными в начале 90-х годов XIX века. В 1930 году семья переехала в город Кокчетав. Накануне войны Мария работала в детском лечебно-профилактическом учреждении, была военнообязанной. Когда началась война, она была готова уйти на фронт по вызову военкомата, но ее оставили в тылу, чтобы помогать раненым солдатам. Сложно было солдатам на полях сражений, еще сложнее было оставшимся в тылу, когда сердце рвется на защиту Родины в бой, а нужно планомерно, с "холодной головой" ежедневно выполнять свои обязанности.
В первый год войны Мария Тарасова была назначена заведующей физиокабинетом эвакогоспиталя № 2447. Осенью 1941 года в город Кокчетав начали привозить раненых. Медики эвакогоспиталя встречали санпоезда и сами сопровождали солдат в корпуса госпиталя. Во время работы в госпиталях среди медперсонала была разработана особая форма экстренного сбора для встречи санпоезда в виде своеобразной эстафеты: дежурный сообщал о прибытии поезда одной из сотрудниц, та бежала к следующей, оповещала и отправлялась на станцию и так сообщение доходило по цепочке. Было очень трудно, женщины работали сутками без отдыха, просто не хватало времени на еду и отдых.
Докладная записка с целью организовать переброску эвакогоспиталя, @muz.kokshe
В одном из воспоминаний Мария рассказывала, как солдат-блокадников из Ленинграда привезли в Кокчетав. Это были настоящие дистрофики: кожа да кости, на людей было страшно смотреть.
"Они не могли ни ходить, ни сидеть, ни разговаривать, только тихо пищали. Их отмывали, кормили жидкой едой с ложечки. Блокадники очень долго лежали в нашем эвакогоспитале, но постепенно их выходили и увезли из города", - делится воспоминаниями о тяжелых военных временах Мария Семеновна.
После войны она приняла решение окончить Карагандинский медицинский институт и затем много лет проработала невропатологом в городе Кокшетау. Но военный подвиг этой женщины, пусть даже тыловой, помнят ее пациенты, многих из которых, к сожалению, уже нет в живых.
Великая Отечественная война стала огромным потрясением для Советского Союза. Она оставила в памяти имена героев и показала, как нежные и хрупкие девочки брали в руки винтовки, штурвалы военных самолетов, выносили под пулями на хрупких плечах солдат.
Нашему поколению сложно понять всю трагедию тех дней, когда каждый шаг по фронтовой дороге был оплачен кровью, мы не видели войны, но, благодаря рассказам ветеранов, знаем о том, какой ценой далась победа советскому народу и какой героизм совершали люди в борьбе с фашизмом и на линии фронта, и за его пределами.