Пока война полным ходом шла на земле, границы неба охраняли военные летчики. Воздушные сражения, пожалуй, одни из самых тяжелых и коварных. Только представьте, вы высоко над землей, за вами постоянно ведут наблюдение противники, самолет то и дело обстреливают фашистские истребители, выходят из строя двигатели, воздушные судна горят. В лучшем случае экипаж сможет посадить самолет или выпрыгнуть из него с парашютом, в худшем - погибнуть. TengriMIX рассказывает об отважном казахстанском летчике, который сформировал казахский экипаж и прошел с ним почти всю войну.
Пока война полным ходом шла на земле, границы неба охраняли военные летчики. Воздушные сражения, пожалуй, одни из самых тяжелых и коварных. Только представьте, вы высоко над землей, за вами постоянно ведут наблюдение противники, самолет то и дело обстреливают фашистские истребители, выходят из строя двигатели, воздушные судна горят. В лучшем случае экипаж сможет посадить самолет или выпрыгнуть из него с парашютом, в худшем - погибнуть. TengriMIX рассказывает об отважном казахстанском летчике, который сформировал казахский экипаж и прошел с ним почти всю войну.
Мечта о небе
Байтурсун Есеркепов родился 6 ноября 1917 года. Его называли ровесником революции. Как и у многих в то время, у Байтурсуна было трудное детство. Он рано осиротел и попал в алма-атинский детский дом. Там он окончил 10 классов. А потом стал грезить небом и пришел в только что открывшийся алма-атинский аэроклуб ОСОАВИАХИМа.
Аэроклуб Общества содействия обороне и авиационно-химическому строительству был излюбленным местом сбора мальчишек. Здесь проводили спецподготовку юношей-призывников в ряды десантников ВДВ, прыгали с парашютом, изучали летательные аппараты, ну и, конечно же, учились пилотировать. Среди курсантов клуба был и Байтурсун Есеркепов. Полеты тогда проходили на горе Кок-Тобе. Летали курсанты на деревянных планерах "УС-3"и "УС-4". Летательный аппарат в разобранном виде несли на гору, затем собирали и взлетали. Длился такой полет недолго, зато ощущений и эмоций хватало на неделю.
Затем Байтурсун Есеркепов устроился на работу в детскую газету "Октябрь балалары", но мечту о небе не оставил и параллельно продолжал учиться в аэроклубе.
В одной из глав книги "Богатыри крылатой гвардии", посвященной авиаторам-казахстанцам, автор Жакипбек Сербаев вспоминал: "Глубокой осенью 1937-го учеба пришла к концу. Из Оренбурга приехали инструкторы-летчики лейтенанты Николай Верховец и Петр Кульков, чтобы принять у ребят экзамены по технике пилотирования. Лучшим питомцам аэроклуба они тут же предложили поступить в Оренбургскую военную школу летчиков. Был среди них и Байтурсун Есеркепов".
Так в числе десятка алматинцев Байтурсун отправился в Оренбург и сразу был зачислен на второй курс. Здесь он встретил Сергея Луганского, ставшего впоследствии дважды Героем Советского Союза. Сначала Байтурсун Есеркепов пробовал себя в качестве летчика-истребителя, но вскоре пересел на "Катюшу" - скоростной фронтовой бомбардировщик.
Первые дни войны
Война застала его в Забайкалье. Вместе с авиадивизией он перебазировался на запад и приступил к службе на недавно созданном Брянском фронте.
31 августа 1941 года Байтурсун с экипажем сделали шесть боевых вылетов. Под вечер уставших солдат, возвращавшихся домой, внезапно стали атаковать немецкие истребители Мессершмитты. Есеркепов понял, дело плохо - старенькая "Катюша" намного уступает по скорости и вооружению крылатой машине противника. Нужно было срочно отстреливаться. Солнце слепило глаза, из-за этого ориентироваться в небе было еще сложнее. Немцы упорно продолжали преследование и метким ударом разбили левый двигатель "Катюши". На одном моторе Есеркепову с экипажем чудом удалось добраться к своим. Через пару недель ситуация точь-в-точь повторилась. На этот раз грозные и быстрые в маневрах Мессершмитты буквально изрешетили самолет Байтурсуна, повредив оба двигателя. Кое-как ему удалось посадить самолет на землю, не выпуская шасси. Сослуживцы считали, что экипаж геройски погиб.
Вскоре летчиков ждал сюрприз - новенькие пикирующие бомбардировщики Пе-2 по прозвищу "Пешка". Для Есеркепова эта машина станет настоящим боевым другом.
14 июля 1942 года в составе других самолетов Пе-2 он бомбардировал аэродром противника в районе поселка Касторное (Курская область). Было уничтожено и подожжено до 10 немецких самолетов. Повторным вылетом Есеркепов с товарищами точным попаданием бомб на железнодорожную станцию подожгли эшелон с горючим. Помимо боевых вылетов, летчики также "ходили" в разведку. 17 сентября 1942 перед Есеркеповым была поставлена задача - узнать расположение самолетов на аэродромах города Старый Оскол. Вылетев одиночным экипажем, на восточном аэродроме он обнаружил 18 самолетов ХЕ-111. Точно в цель Есеркепов незамедлительно сбросил несколько бомб. На земле запылал огонь. В небе все было относительно спокойно. С чувством выполненного долга разведчик полетел домой, но тут же был атакован двумя немецкими истребителями. На тот момент уже опытному летчику удалось отбиться и вернуться домой без потерь. Таких успешных боевых вылетов до конца войны на счету Байтурсуна Есеркепова будет еще около 200. За самые героические он получит несколько наград.
Незаменимый экипаж
Удивительно, что с августа 1942 года и до конца войны экипаж Байтурсуна был постоянным. Он сформировал его сам. В его составе были трое казахстанцев - сам командир Есеркепов, штурман Кадес Имашев и стрелок-радист Тулебай Таджибаев.
"Полк базировался тогда за Доном, на одном из аэродромов Сталинградского фронта. Под вечер пролетел фашистский самолет-разведчик, сбросил целое облачко листовок и скрылся. Часть листовок занесло на самолетную стоянку. Пошли они на раскур, читать их не стали - текст был не на русском языке. Летчики отдыхали, обменивались впечатлениями боевого дня, когда к Байтурсуну подошел комиссар полка, протянул листовку и спросил: "Не по-казахски ли написано?" Оказалось, что фашистская листовка действительно была на казахском языке и призывала воинов нерусской национальности перейти на сторону врага. Дружно засмеялись летчики. А всегда спокойный, уравновешенный Байтурсун вспылил: "Нашлись "освободители"... Кадес, пойдешь в мой экипаж?... Разрешите, товарищ комиссар, сформировать казахский комсомольский экипаж!" - писал в книге Жакипбек Сербаев.
На следующий день на машине Есеркепова появилась надпись: "За Советский Казахстан". Вместе они пройдут почти всю войну. Чудом уцелеют в загоревшемся от немецкого снаряда самолете, повоюют в боях за освобождение Прибалтики, а в апреле 1945-го попрощаются с Тулебаем Таджибаевым. В одном из боев стрелок-радист погибнет. Остальной экипаж службу продолжит. За подвиги гвардии капитана Есеркепова представят к званию Героя Советского Союза. Но по каким-то причинам звание не дадут и наградят орденом Красного Знамени.
Общий налет Байтурсуна Есеркепова - 792 часа, из них боевой налет - 326 часов. 46 раз в лютый мороз, снегопад, дожди и жару отважный летчик одиночным экипажем ходил на разведку и всегда привозил ценные сведения и фотографии. После войны он еще 12 лет будет летать. А в начале марта 1982 года его сердце остановится.
Tengrinews.kz напоминает о сборе анкетных данных участников ВОВ в рамках проекта "Победители" . Мы приглашаем каждого казахстанца принять участие в наполнении архива бесценных историй, воспоминаний казахстанских ветеранов Великой Отечественной войны и участников трудового фронта.
Для этого нужно заполнить анкету на сайте с указанием данных ветерана: Ф. И. О., даты рождения, краткой информации о годах военной службы или в тылу, а также прикрепить его фотографию. Истории принимаются и по "победному" номеру в WhatsApp +7-700-905-1945.
По материалам книги "Богатыри крылатой гвардии" П.С. Белан и книги "Забытые герои. Герои Советского Союза" Б. Абдыгалиулы
Показать комментарии