counter.yadro.ru
МИКС
28 марта 2019 | 13:38

О свободе со скорбью. О чем пел заключенный акын Мади Бапиулы

Иконка просмотров страница Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

О свободе со скорбью. О чем пел заключенный акын Мади Бапиулы: 2019-03-28 13:38:38 - прочитайте ©kazdemalu.kz

Больше века песни талантливого певца Мади Бапиулы живут в сердцах казахского народа. Они о тяжелой судьбе ложно обвиненного акына. TengriMIX рассказывает о детстве, творчестве, побеге из тюрьмы и попытке талантливого человека освободить невинных.


Иконка комментария блок соц сети

Больше века песни талантливого певца Мади Бапиулы живут в сердцах казахского народа. Они о тяжелой судьбе ложно обвиненного акына. TengriMIX рассказывает о детстве, творчестве, побеге из тюрьмы и попытке талантливого человека освободить невинных.

Мади Бапиулы родился 28 марта 1880 года. Детство провел среди красот Каркаралинска в Карагандинской области. Мади - потомок великого казахского бия Казыбека Кельдибекулы, которого в народе называют гусиноголосым. Талант прадеда передался и Мади. Он еще в юности прославился как певец, виртуозно играющий на домбре. Послушать исполнение одаренного мальчишки приезжали из разных уголков страны. Перед талантом юноши преклонялись и уважаемые акыны. Он не только демонстрировал свое мастерство певцам-импровизаторам Акан-сере, Биржан-салу, Балуану Шолаку, но и бросал им вызов. Бойкий характер молодого человека удивлял всех в округе.


©e-history.kz

Семья Мади жила бедно, и тогда его отец Бапи решил отдать сына на воспитание богатому родному брату Какабаю. Дядя завидовал достижениям племянника и стремился воспитать его покорным и смиренным, при этом поручал следить за наемными рабочими. Однако парень заступался за слуг, противоречил несправедливому хозяину. Даже осмелился уйти от него, чтобы жить самостоятельно. Народ любил Мади за простодушие. Он объединял жителей, пел им песни и устраивал праздники. Вскоре джигиту стали выражать почтение не только бедные люди. Однако знатный дядя счел его неблагодарным и решил наказать родственника. Он ложно обвинил его в краже, после чего парня отправили в ссылку в Атбасар. В 1913 году в тюрьме Мади сочинил песню:
"Сижу в тюрьме, смотрю в окно на зори
И смерти жду, придет, наверно, вскоре...
Я с юных лет считался непокорным,
Рад Какабай, он выиграл в нашем споре.
Я здесь по воле дяди Какабая.
Он счел тюрьму вполне пристойным домом".

Мади, тоскуя по родному краю, также написал песню "Каракесек", которая стала очень популярной в народе.
"Каракесек я, кто мне даст совет,
Полно врагов, друзей почти что нет.
Валяюсь на холодных, голых нарах
Я, знавший изобилье с детских лет.
Быстрее ветра был мой Каракок,
На Кара-Откеле я баев жег,
Но сбила с ног отважного болезнь
И родственника нет, чтоб мне помог".

Мади, воспитанный в старых казахских традициях, обращался и к духам предков, прося у них помощи.
"Сам Алшинбай отцу считался дедом,
Его великий разум многим ведом.
Он горд был, как вершины Алатау.
О прадед, посочувствуй горьким бедам".

Через год Мади Бапиулы был освобожден. Он вернулся в родной край. В ауле узнал, что, пока отсутствовал, Какабай спалил его зимовье. Тогда парень угнал из его табуна кобылу и коня. Дядя, узнав о краже, ворвался в дом Мади со стражами порядка. Певец снова оказался за решеткой - в колонии Казалинска.

Там он пел о своей тяжелой судьбе, суровых тюремных порядках, тоске по родным. О его красивом голосе твердили заключенные и надзиратели, которые просили его спеть вновь и вновь. 
"Сейчас я за решеткой обитаю,
И дни и ночи на бобах гадаю
Да щурюсь сквозь окно, в ладонь размером,
На сердобольных родственников стаю".

Проходили месяцы, а следствие все не начиналось. Мади понимал, что нескоро выйдет на свободу. Тогда он запланировал побег. Он по ночам рыл стену, сделал проход и сбежал. Это был 1915 год.

Мужчина долгое время скрывался вдали от дома. Его произведения, в частности "Ушкара", "Каракесек", "Ширкин-ай", получили широкую славу. Певца приглашали на различные мероприятия, чтобы послушать его песни. На одной из встреч композитор узнает о болезни отца. Акын спешит повидаться с ним, однако не успевает: к его приезду Бапи скончался и уже похоронен.

В 1917 году Мади арестовывают за побег и отправляют в Каркаралинскую тюрьму. Там до него доходит весть об Октябрьской революции. Он упорно начинает изучать русский язык. В 1918 году молодого человека освобождают. Воодушевленный свободой композитор пишет веселую песню, которая в народе получила название "Мади". В ней автор ликует и делится воспоминаниями о пережитых днях.

На свободе Мади Бапиулы начинает активно участвовать в становлении Советской власти, выступает против Белого движения Александра Колчака.  После изгнания белых из Каркаралинска Мади пишет в различные учреждения Семипалатинской губернии о том, что такие люди, как Айкожа Темиржанов и его приспешник Малаев, издевавшиеся над простым народом, работают в рядах большевиков и занимают высокие посты в Каркаралинске. Они узнают об этом и, опасаясь разоблачения, решают его убить. 

Мади считал, что всюду теперь установилась Советская власть, поэтому без страха разъезжал по аулам. 1 февраля 1921 года акын приехал в Каркаралинскую тюрьму с целью освободить невинно осужденных. Но в руки начальника тюрьмы попадает разоблачительное письмо Мади властям о Темиржанове и Малаеве. В результате акына арестовывают. По пути в тюрьму конвоир выстрелом в затылок убивает 41-летнего композитора.

Творческое наследие акына полностью не собрано. Однако многие его песни по сей день живут в памяти народа. К примеру, они были использованы советским композитором Евгением Брусиловским в первых казахских национальных операх: "Каракесек", "Ширкин-ай", "Мади", "Кыз Жибек".

В городе Каркаралинске и селе Егиндыбулак именем Мади названы улицы. На его могиле в урочище Маликсай в горах Каркаралы установлен памятник-обелиск. 


©cloudarticles.info

Борец за справедливость и талантливый композитор прожил недолгую жизнь, но след свой в истории музыки оставил.

Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная