counter.yadro.ru
МИКС
18 января 2018 | 11:37

Такеши Китано: понять якудзе или "сонатина" его жизни

Нурлыайым Нурсаин Корреспондент
Иконка просмотров страница Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

Такеши Китано: понять якудзе или "сонатина" его жизни: 2018-01-18 11:37:44 - прочитайте © livejournal.com

Имя Такэси Китано (или, как мы привыкли, Такеши) по сей день остается символом современного японского кинематографа. После смерти Куросавы именно он стал полновластным представителем Страны восходящего солнца в мировом кино, довольно быстро заняв свою нишу в сердцах любителей арт-хауса и авторского кино. Все из-за своеобразного стиля, странной смеси черного юмора, насилия и долгих стоп-кадров. Сегодня, 18 января, Такеши Китано отмечает свой 71-й день рождения. В честь этой даты TengriMIX предлагает узнать о необычном режиссере, который у себя на родине остается enfant terrible, шутом и скандалистом.


Иконка комментария блок соц сети

Имя Такэси Китано (или, как мы привыкли, Такеши) по сей день остается символом современного японского кинематографа. После смерти Куросавы именно он стал полновластным представителем Страны восходящего солнца в мировом кино, довольно быстро заняв свою нишу в сердцах любителей арт-хауса и авторского кино. Все из-за своеобразного стиля, странной смеси черного юмора, насилия и долгих стоп-кадров. Сегодня, 18 января, Такеши Китано отмечает свой 71-й день рождения. В честь этой даты TengriMIX предлагает узнать о необычном режиссере, который у себя на родине остается enfant terrible, шутом и скандалистом.

К тому моменту, когда двадцатичетырехлетний Такеши Китано вместе со своим другом Киеши Канеко создали комический дуэт "Два четвертака", уроженец рабочих кварталов Токио успел многое перепробовать. Он был лифтером, официантом, привратником, в совершенстве узнав дно японского общества, мир дешевых баров, стриптиз-клубов и увеселительных заведений. Все они контролировались якудза - бандами, построенными по семейному принципу, как и итальянские мафии, от которых они отличались разве что большей жестокостью (к примеру, провинившийся должен принести в знак извинения перед боссом отрезанную фалангу пальца). Район, где прошло детство Китано, контролировался японскими группировками, и ему даже казалось, что с ними был связан и его отец. Впрочем, режиссер предпочитает не распространяться на эту тему - как тесно ему самому приходилось общаться с мафией. Но все пальцы у него на месте.

Возникшие в 1972 году "Два четвертака" поначалу выступали в одном клубе в промежутках между стриптизом. А через два года их заметил телепродюсер и пригласил на телевидение. Дуэт сразу приобрел популярность, особенно у молодежи и студентов, оценивших искрометный юмор и поистине фехтовальную скорость диалогов Китано и Канеко.


© wordpress.com

Таков был старт Такеши на поприще шоу-бизнеса. Уже в 1976 году он и его коллега получили приз одной из ведущих японских телекомпаний как лучший комический дуэт. Но Китано идет дальше и спустя четыре года становится едва ли не самой популярной фигурой на японском телевидении. Случалось, что в один день его можно было увидеть в восьми различных шоу. Вдобавок к этому он выпускает несколько романов, сборник стихов и записывает песни, которые, как он когда-то заметил, увы, никогда не поднимались выше восьмого места в хит-параде.

Его актерским дебютом стала роль в картине Нагиса Осима "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс", где Китано сыграл одного из охранников в японском лагере для военнопленных во время Второй мировой войны. Судьба фильма во многом оказалась пророческой для Китано: он был с восторгом встречен в Каннах, но остался непонят японскими зрителями, которые, завидев на экране своего любимого комика, начинали хохотать, твердо уверенные, что Китано не может сниматься в серьезной картине. Амбициозный Такеши был задет этим. Говорят, именно тогда он решил, что станет серьезным актером, чего бы это ему ни стоило. И ему это удалось, но об этом после.


© coowx.com

Переломный момент в жизни Китано наступил, когда он собирался сняться в роли полицейского Азумы в гангстерской драме "Крутой коп". Однако из-за напряженного графика телесъемок ему никак не удавалось согласовать сроки работы. Ни один режиссер не был готов подстраиваться под Такеши, и тогда продюсеры предложили телекомику самому режиссировать этот фильм. К их изумлению, он согласился и, коренным образом переработав сценарий, начал снимать.

В 1989 году азиатские фильмы уже получали призы на международных фестивалях, но это воспринималось скорее как исключение из правил, насилие на экранах было декоративным и нестрашным, а братья Коэн уже сняли "Просто кровь", но во всем мире смотрели сиквел "Назад в будущее" - иными словами, ничто еще не предвещало появление "азиатского Тарантино". Только на полках советских видеосалонов гонконгские фильмы в лице Джеки Чана почему-то занимали почетное место, но этого, конечно, недостаточно, чтобы сказать, будто люди тогда разбирались в кинематографе Востока. Китано же своим фильмом безжалостно нарушил сложившиеся к тому моменту каноны жанра криминал.

В одном из интервью он вспоминал: "Проблема была в том, что я никогда не снимал кино и никогда не учился этому. Но у меня была команда, хорошо пообтесавшаяся в этой индустрии и отлично изучившая все технические методы, основанные на западных влияниях, - использование подвижной камеры, различных углов съемки. Но в Японии нельзя форсировать движение камеры хотя бы потому, что при этом в кадр всегда попадает что-нибудь лишнее. Так вот я и вступил в бой со съемочной командой, чтобы они снимали почти неподвижной камерой. И после того, как фильм вышел, сказали, что я не умею снимать кино".


© cineplex.com

Следующий фильм Китано с самого начала решил делать сам и обстоятельно - в результате на свет появилась "Точка кипения" (1990), странная история о нескольких токийских друзьях подростках, перебежавших дорогу якудза и пытающихся как-то выкрутиться. Вслед за ней последовали ленты "Сцена у моря" и культовая "Сонатина", принесшая режиссеру славу за пределами Японии.

Но вернемся к "Точке кипения", в которой был эпизод, оказавшийся пророческим. Один из героев покупал себе мотоцикл, отказывался от шлема и уже в следующем кадре сидел у разбитой машины весь в крови. Именно так все и случилось в 1994 года, когда пьяный Такеши попал на новом мотоцикле в аварию.

Тогда, чудом избежав гибели, он почувствовал, что должен измениться. Многие думали, что он бросит кино, тем более что половина лица у него осталась парализованной. Говорили даже, что Китано будет баллотироваться на пост губернатора Токио. Но вместо этого он снимает следующий фильм "Детки возвращаются", в котором были все знакомые нам элементы, как жестокость, убийства, кровавые драки, юмор и мужская дружба, но что-то изменилось. "В моих предыдущих фильмах смерть была для героев ответом. Они искали способ правильно умереть. В этом фильме хотя герои и выбирают жизнь, они не находят ответа, потому что жить - более тяжелый выбор", - позже говорил режиссер.


© livejournal.com

Вот тут-то и начался драматический этап в творчестве Китано: режиссер уходит в саморефлексию и философские размышления, смыслы становятся понятнее, кадры - не такими долгими, появляется больше цветов и еще острее ощущается неизбежность смерти. Тогда к Такеши пришла слава как тонкого мастера и художника. Многие считают его альманах "Куклы" одним из самых красивых фильмов, а самого Китано - непревзойденным японским режиссером.

И несмотря на то, что он не раз говорил о желании запомниться в качестве человека, умеющего делать много вещей одновременно, для нас, иностранцев, он остается, в первую очередь, тем, кто снимает кино. Хотя, быть может, когда-нибудь мы откроем для себя иную сторону его личности, узнаем Такеши Китано, который пишет книги, сочиняет стихи, рисует аки Марк Шагал и, конечно, играет.

По материалам журнала "Искусство кино" №10/1999, concepture.club, wikipedia.org

Автор: Нурлыайым Нурсаин

Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная