Имя Такэси Китано (или, как мы привыкли, Такеши) по сей день остается символом современного японского кинематографа. После смерти Куросавы именно он стал полновластным представителем Страны восходящего солнца в мировом кино, довольно быстро заняв свою нишу в сердцах любителей арт-хауса и авторского кино. Все из-за своеобразного стиля, странной смеси черного юмора, насилия и долгих стоп-кадров. Сегодня, 18 января, Такеши Китано отмечает свой 71-й день рождения. В честь этой даты TengriMIX предлагает узнать о необычном режиссере, который у себя на родине остается enfant terrible, шутом и скандалистом.
Имя Такэси Китано (или, как мы привыкли, Такеши) по сей день остается символом современного японского кинематографа. После смерти Куросавы именно он стал полновластным представителем Страны восходящего солнца в мировом кино, довольно быстро заняв свою нишу в сердцах любителей арт-хауса и авторского кино. Все из-за своеобразного стиля, странной смеси черного юмора, насилия и долгих стоп-кадров. Сегодня, 18 января, Такеши Китано отмечает свой 71-й день рождения. В честь этой даты TengriMIX предлагает узнать о необычном режиссере, который у себя на родине остается enfant terrible, шутом и скандалистом.
К тому моменту, когда двадцатичетырехлетний Такеши Китано вместе со своим другом Киеши Канеко создали комический дуэт "Два четвертака", уроженец рабочих кварталов Токио успел многое перепробовать. Он был лифтером, официантом, привратником, в совершенстве узнав дно японского общества, мир дешевых баров, стриптиз-клубов и увеселительных заведений. Все они контролировались якудза - бандами, построенными по семейному принципу, как и итальянские мафии, от которых они отличались разве что большей жестокостью (к примеру, провинившийся должен принести в знак извинения перед боссом отрезанную фалангу пальца). Район, где прошло детство Китано, контролировался японскими группировками, и ему даже казалось, что с ними был связан и его отец. Впрочем, режиссер предпочитает не распространяться на эту тему - как тесно ему самому приходилось общаться с мафией. Но все пальцы у него на месте.
Возникшие в 1972 году "Два четвертака" поначалу выступали в одном клубе в промежутках между стриптизом. А через два года их заметил телепродюсер и пригласил на телевидение. Дуэт сразу приобрел популярность, особенно у молодежи и студентов, оценивших искрометный юмор и поистине фехтовальную скорость диалогов Китано и Канеко.
Таков был старт Такеши на поприще шоу-бизнеса. Уже в 1976 году он и его коллега получили приз одной из ведущих японских телекомпаний как лучший комический дуэт. Но Китано идет дальше и спустя четыре года становится едва ли не самой популярной фигурой на японском телевидении. Случалось, что в один день его можно было увидеть в восьми различных шоу. Вдобавок к этому он выпускает несколько романов, сборник стихов и записывает песни, которые, как он когда-то заметил, увы, никогда не поднимались выше восьмого места в хит-параде.
Его актерским дебютом стала роль в картине Нагиса Осима "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс", где Китано сыграл одного из охранников в японском лагере для военнопленных во время Второй мировой войны. Судьба фильма во многом оказалась пророческой для Китано: он был с восторгом встречен в Каннах, но остался непонят японскими зрителями, которые, завидев на экране своего любимого комика, начинали хохотать, твердо уверенные, что Китано не может сниматься в серьезной картине. Амбициозный Такеши был задет этим. Говорят, именно тогда он решил, что станет серьезным актером, чего бы это ему ни стоило. И ему это удалось, но об этом после.
© coowx.com
Переломный момент в жизни Китано наступил, когда он собирался сняться в роли полицейского Азумы в гангстерской драме "Крутой коп". Однако из-за напряженного графика телесъемок ему никак не удавалось согласовать сроки работы. Ни один режиссер не был готов подстраиваться под Такеши, и тогда продюсеры предложили телекомику самому режиссировать этот фильм. К их изумлению, он согласился и, коренным образом переработав сценарий, начал снимать.
В 1989 году азиатские фильмы уже получали призы на международных фестивалях, но это воспринималось скорее как исключение из правил, насилие на экранах было декоративным и нестрашным, а братья Коэн уже сняли "Просто кровь", но во всем мире смотрели сиквел "Назад в будущее" - иными словами, ничто еще не предвещало появление "азиатского Тарантино". Только на полках советских видеосалонов гонконгские фильмы в лице Джеки Чана почему-то занимали почетное место, но этого, конечно, недостаточно, чтобы сказать, будто люди тогда разбирались в кинематографе Востока. Китано же своим фильмом безжалостно нарушил сложившиеся к тому моменту каноны жанра криминал.
В одном из интервью он вспоминал: "Проблема была в том, что я никогда не снимал кино и никогда не учился этому. Но у меня была команда, хорошо пообтесавшаяся в этой индустрии и отлично изучившая все технические методы, основанные на западных влияниях, - использование подвижной камеры, различных углов съемки. Но в Японии нельзя форсировать движение камеры хотя бы потому, что при этом в кадр всегда попадает что-нибудь лишнее. Так вот я и вступил в бой со съемочной командой, чтобы они снимали почти неподвижной камерой. И после того, как фильм вышел, сказали, что я не умею снимать кино".
Следующий фильм Китано с самого начала решил делать сам и обстоятельно - в результате на свет появилась "Точка кипения" (1990), странная история о нескольких токийских друзьях подростках, перебежавших дорогу якудза и пытающихся как-то выкрутиться. Вслед за ней последовали ленты "Сцена у моря" и культовая "Сонатина", принесшая режиссеру славу за пределами Японии.
Но вернемся к "Точке кипения", в которой был эпизод, оказавшийся пророческим. Один из героев покупал себе мотоцикл, отказывался от шлема и уже в следующем кадре сидел у разбитой машины весь в крови. Именно так все и случилось в 1994 года, когда пьяный Такеши попал на новом мотоцикле в аварию.
Тогда, чудом избежав гибели, он почувствовал, что должен измениться. Многие думали, что он бросит кино, тем более что половина лица у него осталась парализованной. Говорили даже, что Китано будет баллотироваться на пост губернатора Токио. Но вместо этого он снимает следующий фильм "Детки возвращаются", в котором были все знакомые нам элементы, как жестокость, убийства, кровавые драки, юмор и мужская дружба, но что-то изменилось. "В моих предыдущих фильмах смерть была для героев ответом. Они искали способ правильно умереть. В этом фильме хотя герои и выбирают жизнь, они не находят ответа, потому что жить - более тяжелый выбор", - позже говорил режиссер.
Вот тут-то и начался драматический этап в творчестве Китано: режиссер уходит в саморефлексию и философские размышления, смыслы становятся понятнее, кадры - не такими долгими, появляется больше цветов и еще острее ощущается неизбежность смерти. Тогда к Такеши пришла слава как тонкого мастера и художника. Многие считают его альманах "Куклы" одним из самых красивых фильмов, а самого Китано - непревзойденным японским режиссером.
И несмотря на то, что он не раз говорил о желании запомниться в качестве человека, умеющего делать много вещей одновременно, для нас, иностранцев, он остается, в первую очередь, тем, кто снимает кино. Хотя, быть может, когда-нибудь мы откроем для себя иную сторону его личности, узнаем Такеши Китано, который пишет книги, сочиняет стихи, рисует аки Марк Шагал и, конечно, играет.
По материалам журнала "Искусство кино" №10/1999, concepture.club, wikipedia.org
Автор: Нурлыайым Нурсаин
Показать комментарии