counter.yadro.ru
МИКС
25 апреля 2020 | 10:30

"Тебе, фронт!". Снятая в Алма-Ате кинокартина, которая не прошла советскую цензуру

Иконка просмотров страница Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

"Тебе, фронт!". Снятая в Алма-Ате кинокартина, которая не прошла советскую цензуру: 2020-04-25 10:30:00 - прочитайте ЦГА КФДЗ РК

В годы Великой Отечественной войны на Центральной объединенной киностудии (ЦОКС) были выпущены 41 полнометражная и 10 короткометражных документальных лент. Одной из первых таких картин была лента режиссеров Ильи Копалина и Леонида Варламова "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" (1942 г.). Фильм имел большой успех во многих странах мира, был удостоен Сталинской премии и премии американской киноакадемии "Оскар".


Иконка комментария блок соц сети

В годы Великой Отечественной войны на Центральной объединенной киностудии (ЦОКС) были выпущены 41 полнометражная и 10 короткометражных документальных лент. Одной из первых таких картин была лента режиссеров Ильи Копалина и Леонида Варламова "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" (1942 г.). Фильм имел большой успех во многих странах мира, был удостоен Сталинской премии и премии американской киноакадемии "Оскар".

Но были в истории военной документалистики случаи, когда не менее талантливые реалистичные работы по тем или иным причинам не проходили многоярусной цензуры советской пропаганды. К их числу относится работа одного из самых известных советских документалистов с мировым именем Дзиги Вертова, который приехал в Алма-Ату 19 октября 1941 года по настоянию Комитета по делам кинематографии.

За два года в Алма-Ате он создал документальные фильмы "Тебе, фронт!" и "В горах Ала-Тау", несколько выпусков "Союзкиножурнала". Позже Вертов вспоминал, как среди ночи его срочно вызвали на Ярославский вокзал. Пешком, в полной темноте, под дождем и снегом он добирался с женой Елизаветой Свиловой (тоже известным режиссером-документалистом) по ночной Москве до вокзала, вещи остались дома, за ними должна была приехать машина, но поезд ушел, и Вертов писал: "Приехали голые, как Адам и Ева, в город яблок Алма-Ата. Тем и питались - яблочком с древа познания добра и зла".

Кинокритик Кабыш Сиранов тогда писал: "Для киноискусства Советского Казахстана значение вертовских фильмов огромно. Истинный новатор, своими смелыми экспериментами и неустанными поисками проложивший путь революционному искусству, за два года своего пребывания в Алма-Ате сделал для казахского кино многое и сыграл в становлении и развитии его весьма значительную роль".

Вертова интересовали мудрые мысли казахского народа. Вот несколько строк большого философского смысла из его личных записей, сделанных в период его жизни на казахской земле: "Чем говорить о серебре на твоем ружье, поговорим лучше о его попаданиях"; и другая фраза, полная глубокого философского смысла: "У дерева, отягощенного плодами, верхушка клонится вниз…".

В 2010 году мне удалось встретиться в Москве с режиссером Сэддой Пумпянской, записать ее воспоминания и сделать копии фотодокументов о работе ЦОКС. "На Алма-Атинской студии Вертов и Свилова занимались киножурналом "Советский Казахстан". Кроме того, Вертов сразу заинтересовался экономикой республики, ее людьми, народным творчеством, акынами, слушал их песни. Задумал большой фильм о неразрывной связи между людьми фронта и тыла. Зимой 1942 года муж мой часто ездил по глубинным районам Казахстана, снимал сюжеты для журнала и очерки, а когда бывал в Алма-Ате, подробно рассказывал Вертову о жизни Казахстана, о людях, об увиденном и замеченном в этих поездках", - вспоминала она тогда.

К концу 1942 года Дзига Вертов завершил фильм "Тебе, фронт!", который в авторском кинокаталоге Центрального государственного архива кино- фотодокументов и звукозаписи Республики Казахстан (ЦГА КФДЗ) значится как: "Киноочерк, 5 частей, 1 280 метров. Производство Алма-Атинской студии хроники, 1942 г. Автор сценария и режиссер Д. Вертов, кинооператор Б. Пумпянский, композиторы Г. Попов, В. Великанов, звукооператор К. Бакк, 2-й режиссер Е. Свилова, ассистент режиссера С. Пумпянская, консультант А. Курманов. Киноочерк о воинском и трудовом подвиге казахстанцев в годы Великой Отечественной войны. В фильм включены игровые и хроникальные фрагменты".

Изначально фильм был назван более конкретно: "Казахстан фронту", но позже его изменили на более обтекаемое название, по причинам, которые, на наш взгляд, лежат в самой сути двойных стандартов советской национальной политики вообще и в кинопропаганде в частности, о которой писала кинокритик Нея Зоркая: "Дело в том, что резкое ужесточение сталинской культурной политики в отношении к творческой интеллигенции и кинематографу в первую очередь, весь чудовищный леденящий цикл творческих (а то и физических) репрессий, календарно относимый к послевоенным годам и длящийся вплоть до марта 1953 года, активно и последовательно готовился еще раньше. Алма-Ата указывает на его начало вполне точно. Это исход Сталинградской битвы.

Фронт и тыл, подвиг воинов-казахстанцев и трудовой героизм рабочих рудника, где добывается свинец, показаны в кинохронике. Фильм начинается звуками орудийных залпов, на экране крупным планом известный казахский певец-импровизатор Нурпеис Байганин, что само по себе уже является уникальным.

Кадры военной кинохроники, архивный N 969. ЦГА КФДЗ РК

Аксакал начинает играть на домбре и рассказывать о героях фильма: девушке Сауле и ее женихе Джамиле. Уходит на фронт Джамиль - известный забойщик, и вместо него начинает работать его невеста.

Кадры военной кинохроники, архивный N 969. ЦГА КФДЗ РК

Сауле добывает руду, а Джамиль защищает Москву, их имена становятся известными всей стране.

Кадры военной кинохроники, архивный N 969. ЦГА КФДЗ РК

Вертов большое значение придавал музыке: красивая мелодия домбры заглушает грохотанье орудий. Пумпянская отмечала, что "композиция звука со своей тишиной и громкостью воздействует на зрителя не меньше, чем кинокадры".

Эмоциональное воздействие на зрителя и даже паузы были им тщательно продуманы. Хроникальные кадры фронта и тыла убеждают, что враг не сможет уничтожить народ и страну. Им раскрыта тема интернационализма, единства национальностей, и это единство не разрушилось, как рассчитывали нацисты, а еще более окрепло.

Кадры военной кинохроники, архивный N 969. ЦГА КФДЗ РК

Недаром французский мастер кинодокументалистики Марсель Мартен говорил о том, что у Дзиги Вертова достоверность кинохроники была идеологическим оружием, который призывал никогда не инсценировать, не приукрашивать, но и не "каталогизировать" (по выражению Вертова), а всегда отображать, анализировать и синтезировать. Эти мысли высказывают и советские исследователи кинодокументалистики. Так, киновед и сценарист Сергей Дробашенко писал о работе Вертова, в которой "война нерасторжимо соединила в душе каждого человека радость и гнев, страдание и надежду, ожидание победы и великий труд ее достижения".

О популярности среди казахстанских воинов киноработы Дзиги Вертова говорит следующий документ: Постановление СНК и ЦК КП (б) Казахстана № 248 "Об ознаменовании двухлетней годовщины 8-й Гвардейской имени Героя Советского Союза генерал-майора Панфилова стрелковой дивизии. 19 июня 1943 г. Особая папка. Пункт 3. Выделить в июле месяце 1943 г. за счет средств Казахской республики и вручить командованию 8-й Гвардейской дивизии следующие подарки для дивизии и ее личному составу:
д) кинокартины "Тебе, фронт!", "Кореген", "Белая роза", "Знамя победы" и киножурналы Казкинохроники № 21, 22, 23 и 24. Председатель СНК Казахской ССР Н. Ундасынов; Секретарь ЦК КП (б) Казахстана Н. Скворцов". Кинокартины и киножурналы для отправки фронт были выделены на сумму 20 тысяч рублей.

Пумпянская, вспоминая о работе в годы Великой Отечественной войны, говорила, что все работники ЦОКС работали в трудных условиях. Случилось так, что, когда смонтировали негатив киноочерка "Тебе, фронт!", он не прошел через автомат. Сэдде Николаевне пришлось целую неделю переклеивать пленку, что удалось только благодаря ее профессиональной памяти. Когда киноочерк "Тебе, фронт!" был закончен, руководство Казахстана приняло его очень хорошо, и Вертов уехал с картиной в Москву. Однако в Москве его работа была отнесена к третьей категории, что означало запрет к выходу на экран, и отправлена в "Кинолетопись". Считается, что Эйзенштейн и Вертов безгранично расширили возможности кинематографа и каждый в своих работах создал новый, отвечавший требованиям того времени особый стиль политической кинематографии, пропагандировавшей идеи социализма.

Признанный мировой кинодокументалистикой режиссер считал, что "киноглаз" способен зафиксировать то, что не воспринимает человеческое зрение. Для него кинокамера было средством познания действительности окружающего мира. Это был мастер, чьи работы являлись и историческим документом, и произведением искусства одновременно. "Он просто не верил, что есть неинтересные жизненные ситуации, безнадежные сюжеты, люди, не достойные внимания. Каждый пласт бытия вызывал у него взволнованный творческий отклик", - вспоминали его современники и коллеги.

Киноочерк "Тебе, фронт!" стал последней авторской работой Вертова в кино. В последующие годы войны он представил в Кинокомитет заявки и сценарные планы на создание документальных фильмов: "Эх, полюшко-поле", "Победим", "Будет день" и другие, однако они не были осуществлены. Вплоть до октября 1953 года, вплоть до своей кончины Вертов занимался монтажем "Новостей дня" (послевоенная версия "Союзкиножурнала") и был лишен возможности ставить фильмы.

Причиной этого стали изменения в идеологии кинопропаганды войны, когда армия шла победными, наступательными операциями на запад. Сразу изменились и требования к кинохронике, идеологическое направление кинопропаганды. Советским идеологам теперь требовалась другая хроника. Не за горами была победа, и выхолощенная, обезличенная, без акцентов на национальную принадлежность кинопропаганда нужна была для более успешного управления народными массами, поэтому планы многих кинодокументалистов из-за сталинской "политики малокартинья" были не реализованы, что привело в конце 1940-х годов к резкому свертыванию кинопроизводства.

Кадры военной кинохроники, архивный N 969. ЦГА КФДЗ РК

Неслучайно период деятельности ЦОКС был назван "золотым веком" советского кинематографа. Из воспоминаний Неи Зоркой: "Пора было укоротить этих слишком обласканных, осыпанных наградами и привилегиями, обнаглевших киношников, которые возомнили было о свободе и начали делать что хотят. Впереди - серия постановлений ЦК, кампания против "космополитизма", малокартинье. А репетиции начались уже здесь, на фоне горного хребта Алатау..."

Дзига Вертов успел оставить богатое наследие, чтобы мы, потомки, могли стать свидетелями подвига наших предков и необыкновенного профессионального мастерства режиссера. 

Сауле Сатаева, к.и.н., и.о. директора Центрального государственного архива кино- фотодокументов и звукозаписи Республики Казахстан

Картину "Тебе, фронт!", так же как и другие документальные фильмы о ВОВ и Вооруженных силах Казахстана, можно посмотреть на сайте ЦГА КФДЗ РК: 

25.04.2020 г. - "Момышулы", 1985 г., режиссер А. Байузаков. Фильм рассказывает о легендарной личности, комбате Панфиловской дивизии, авторе известной книги "За нами Москва", писателе и ученом Бауржане Момышулы.

27.04.2020 г. - "Тебе, фронт!", 1942 г., режиссер Дзига Вертов, Алма-Атинская студия кинохроники. Киноочерк о воинском и трудовом подвиге казахстанцев в годы Великой Отечественной войны.

29.04.2020 г. - "Самое дорогое", 1942 г., режиссер А. Ованесова, Алма-Атинская студия кинохроники. Документальный фильм о казахских семьях, которые в годы Великой Отечественной войны приняли в свои семьи осиротевших детей из Украины, Белоруссии, России.

01.05.2020 г. - киножурнал "Советский Казахстан", №5, 1989 г., посвящен празднованию 1 мая в городе Алма-Ате.

03.05.2020 г. - "Алия", 1970 г., режиссер Ю. Пискунов. Фильм посвящен Герою Советского Союза Алие Молдагуловой.

05.05.2020 г. - "Маншук", 1980 г., режиссер Ж. Заурбеков. Фильм рассказывает о Герое Советского Союза Маншук Маметовой.

07.05.2020 г. - "На боевое дежурство заступить", 2007 г., режиссер Н. Раисов, студия NIC. Документальный фильм о Вооруженных силах Республики Казахстан, об истории создания армии РК.

09.05.2020 г. - "Победы звездный час", режиссер А. Нугманов. киностудия "Казахфильм". Фильм посвящен празднованию 40-летия Великой Победы советского народа над фашистскими захватчиками. В фильме использована военная кинохроника, синхронные интервью с фронтовиками.
В кадрах: г. Москва. Большой театр СССР, музей Вооруженных сил, Рокоссовский К., Жуков Г. - генералы Армии, Бегельдинов Т. - дважды Герой Советского Союза (синхрон), Сергазин С. - Герой Советского Союза, Нурмагамбетов С. - генерал-лейтенант, Герой Советского Союза.

11.05.2020 г. - "Долг, честь, подвиг", 2015 г., режиссер Н. Раисов, студия NIC. Документальный фильм посвящен Нурмагамбетову Сагадату Кожахметовичу, первому министру обороны независимой Республики Казахстан, Герою Советского Союза, Халык Кахарманы, генералу армии Республики Казахстан.

Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная