МИКС
24 февраля 2016 | 20:12

Как учатся казахстанские дети за границей: 7 интересных историй

Иконка просмотров страница
Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

© comode.kz

"Дважды два четыре, а не три, а не пять..." - эту советскую песенку никогда не услышать на линейке школьников за рубежом. Да и самих линеек у них нет наверняка. Нам кажется, что хорошо там, где нас нет. Хочется подсмотреть: а как у них ставят оценки и как проходят родительские собрания? Comode представляет истории родителей из Казахстана, чьи дети учатся в школах США, Испании, ОАЭ, Австралии, Канады и Китая. 

Жанна Баседа (Коста-Бланка, Испания) - мама 6-летнего Эмилио


"Дважды два четыре, а не три, а не пять..." - эту советскую песенку никогда не услышать на линейке школьников за рубежом. Да и самих линеек у них нет наверняка. Нам кажется, что хорошо там, где нас нет. Хочется подсмотреть: а как у них ставят оценки и как проходят родительские собрания? Comode представляет истории родителей из Казахстана, чьи дети учатся в школах США, Испании, ОАЭ, Австралии, Канады и Китая. 

Жанна Баседа (Коста-Бланка, Испания) - мама 6-летнего Эмилио

Переезжая в Испанию, больше всего мы беспокоились за сына, ведь ему предстояло пойти в первый класс в чужой стране. Для того чтобы облегчить ребенку жизнь и сделать адаптацию максимально безболезненной, мы решили отдать его в частную школу, где преподавание ведется на знакомом ему английском языке, а испанский изучается как дополнительный. По возрасту (а ему 6 лет) его определили во второй класс, чтобы он учился со сверстниками.

Реклама
Реклама

Если в государственных школах Испании форма свободная, то в частных - школьная униформа обязательна, оговариваются даже цвет носков и обуви и допустимые аксессуары для девочек.

Дети в одной частной школе, например, носят малиновые пиджаки, напоминая бизнесменов из 90-х. В нашей школе цвет формы темно-синий, купить ее можно в специализированном магазине. Покупаются три комплекта: зимний, летний и спортивный.

Оценок нет, но есть звездочка, которая присваивается только при отличном результате и если работа сделана без единой ошибки.

Заработанные звездочки суммируются, и когда ученик набирает 20 "поинтов", его награждают "treasure box" - коробкой, заполненной мелкими игрушками, конфетами, шоколадными яйцами, жвачками и прочим "богатством". Такая награда прекрасно стимулирует учеников, каждый хочет заработать приз. К тому же вручение сопровождается торжественной речью в честь награждаемого и громкими овациями одноклассников.

Есть в этом и некий воспитательный эффект. В конце первой недели сыну, тогда еще новичку, вручили звездочку "за хороший старт". Этот первый "поинт" придал ему уверенности и послужил стартовым капиталом.

Сейчас у него на счету 16 звезд, до заветной коробки осталось совсем немного. Пока он учится радоваться за других детей и наконец усвоил, что "выигрыш другого не является твоим проигрышем". Награждение проходит в пятницу в общем зале, где собираются все младшие классы. Там же каждый учитель награждает грамотой по своему предмету.

Эмилио недавно получил похвальный лист по испанскому языку от дона Фернандо и долго кланялся, срывая аплодисменты.

Радует свобода выбора - можно отказаться от школьного автобуса и самому возить ребенка в школу, тем самым сократить оплату за учебу. Можно каждый день собирать ланчбокс или заплатить и не париться - питательный школьный обед ребенку обеспечен. Ланч включает в себя горячее, салат, сэндвич и на десерт - йогурт или фрукт.

К сожалению, есть и "запрещенка" - на территории школы находится автомат с шоколадками. Эмилио рассказал, что все перемены он "искал под ногами монетки", пока его одноклассники тратили карманные деньги на шоколад и печенье из автомата.

Я против калорийного сладкого, но меньше всего мне бы хотелось, чтобы мой сын смотрел на других детей голодными глазами. Собирая рюкзак, я кладу детский шоколад для перекуса на перемене.

На переменах дети не остаются в кабинете, все в обязательном порядке выходят на свежий воздух, что вполне комфортно при +18°С зимой. У испанцев особенно трепетное отношение к футболу, он здесь повсюду. Поэтому на переменах много футбола и других подвижных игр с мячом, а также привычные нам догонялки и прятки.

Занятия длятся с 9:00 до 16:00, после автобус разводит детей по домам. Продленки нет, но мы бы от нее отказались. Мне кажется, сын и без того проводит в школе слишком много времени.

За что я особенно люблю эту школу, так это за семейную и дружественную атмосферу! В классе восемь человек, у педагогов индивидуальный подход к каждому ученику. Первое время меня обескураживали записи, оставляемые классным руководителем в дневнике. Миссис Ван, или миссис V - как ее называют ученики, описывала прошедший день в мельчайших подробностях: "Привет, мамочка и папочка! Эмилио съел два банана, активно занимался на уроках и играл на переменах с детьми". Записи подкреплялись нарисованными смайликами, рожицами и цветочками. "Как несерьезно, дневник ведь не игрушка?!", рассматривая учительские художества, думала я. После двух недель сын стал бегло читать, решать примеры в столбик, выучил половину таблицы умножения, и я поняла, что подобный "легкомысленный" настрой на самом деле приносит хорошие плоды.

При встрече миссис V рассказала, что Эмилио любит с ней обниматься(сыну важны тактильные ласки, но к чужим людям он относится с опаской, важно, что он принял ее за свою). Испанцы легко относятся к жизни, ко всему они подходят играючи, тому подтверждение многочисленные праздники, фестивали и карнавалы.

На днях сын принес из школы памятку: "Пожалуйста, не забудьте, что с 7 по 22 февраля в Испании проходит карнавал "Похороны сардины", в котором участвуют и взрослые, и дети. Подготовьте костюмы, чтобы принять участие в красочном шествии и приготовьтесь веселиться. Первую неделю карнавала школьники учатся, а после шествия отдыхают десять дней. Во время карнавальной недели учащиеся должны приходить на уроки в костюме... слегка идиотов". Так и написано: в понедельник не забудь надеть дурацкие носки и смешную обувь, во вторник добавь смешной галстук и сделай сумасшедшую прическу, в среду наклей усы, в четверг надень на голову воронку, а уже в пятницу приди в костюме Супергероя. "Школьные годы чудесные" - это однозначно про учебу в Испании.

Айим Рахимжанова (Вудландс, Техас, США) - мама 6-летней Карины

Дочка ходит в частную школу второй год, с четырех лет. Философия школы очень проста - маленькая, семейного типа школа с индивидуальным подходом в обучении детей по международному стандарту IB.

Главная идея IB-системы - это изучение какой-то темы за определенный период времени. Учебная программа, в отличие от государственной программы образования, построена на изучении природы, естествознания, на развитии познавательных навыков ребенка и раскрытии потенциала. Разумеется, детей учат и читать, и писать, и правильно разговаривать, и считать.

Предположим, на этой неделе дети изучают воду - откуда она берется, во что она превращается, какой она бывает.

Один из компонентов этой программы - знание двух или трех языков. С предподготовительного класса (Pre-K) в нашей школе изучают испанский и французский языки, все остальные предметы ведутся на английском.

В нашем классе 10 детей, из них только у одного ребенка оба родителя американцы. Это мне нравится особенно, школа на самом деле международная.

Каждый понедельник директор школы (она австралийка) встречает родителей и детей горячим кофе и чаем и утренними снэками.

Ежегодно в школе проводятся небольшие международные фестивали, а учителя приглашают родителей рассказать о своей стране, традициях. Родители, то есть мы,  помогаем проводить небольшие детские утренники на Рождество, Хэллоуин, День Валентина.

Но у нас нет привычных для американских школ условий. К примеру, нет спортивного зала или футбольного поля, нет школьных спортивных команд. Но зато ежемесячно ученики старших классов приходят к ученикам младших и учат их чему-то новому: читают книги на французском языке, вместе мастерят новогодние игрушки, рисуют ладошками плакат в честь Недели Добра. Для нашей семьи эти маленькие, но такие важные нюансы оказались важнее, чем новые здания или школьная футбольная команда.

У дочки в подготовительном классе нет привычных для нас дневников, у них есть собственные журналы или тетради по каждому предмету (правописание, французский и испанский языки, математика) и свой личный дневник, где они могут рисовать или писать, что им захочется.

Никаких оценок, звездочек, медалек нет. В конце каждой четверти по всем предметам учителя и дети готовят презентацию, с которой детки выступают перед восхищенными родителями. По окончании презентации можно получить детские дневники и тетради, забрать поделки и проекты. По завершении семестра (в нашей школе три семестра) учителя приглашают родителей на личную беседу, где предоставляют таблицу и личные наблюдения об успеваемости ребенка. Обычно такая конференция занимает 30-60 минут.

У детей с 1-го по 12 класс есть форма. Для подготовительного класса форма не обязательна. Только если они едут на "field trip", то просят одеть детей  в одинаковые футболки с названием школы. Форма простая - летом майки, шорты или штаны с логотипом школы, зимой - штаны и кофты с таким же лого. Цвета и фасоны разные, можно выбрать из каталога и заказать.

В нашей школе нет столовой, поэтому все дети приносят ланч и снэк с собой. Там уж кто во что горазд! В моем случае это даже хорошо, потому что моя дочь практически ничего из обычного американского меню не ест и не пьет.

Наша школа находится в лесу, со всех сторон - сосны. А вообще у детей есть специальные огороженные площадки на улице, там они играют практически в любую погоду - зимы в Техасе теплые. Для дождливой погоды все родители в начале года приносят резиновые сапоги и дождевик для своего ребенка, которые хранятся в классе. 

В нашей школе продленки нет. Однако в начале года директор проводит опрос, и если достаточное количество родителей заинтересованы в продленке, ее организуют. В прошлом году была - за дополнительную плату. В зависимости от того, какой преподаватель оставался - тем дети и занимались. Один день - искусством, другой - музыкой, третий - французским и т.д. В большинстве государственных школ есть продленки, где за дополнительную плату твоего ребенка забирают на занятия по шахматам, спортивные тренировки, музыку и прочие дополнительные уроки. Также многие детские сады и частные учебные заведения имеют группы продленного дня, они предлагают для родителей услугу "привоза" ребенка из школы в свое заведение.

Ко всем учителям обращаются по имени с добавлением Мисс. Наш основной учитель - Мисс Пола, учитель французского - Мисс Селин, учитель испанского - Мисс Марисоль, учитель рисования - Мисс Эли, директор - Мисс Энджи.

Гульнар Тындыбаева (Дубай, ОАЭ) - мама 6-летнего Давида

Наш Давид учится в первом классе в арабской школе. Он пошел в школу, не зная ни слова на арабском языке, а английский учил с преподавателем-американцем еще в Алматы, но толком не практиковал его в жизни.

Самое приятное в нашей школе - детей не критикуют за неудачи, поэтому они не боятся делать ошибки. Если буква "А" не похожа на саму себя, то это вовсе не конец света. Надо просто попробовать еще раз. Знания оцениваются не прилюдно, даже родительские собрания проходят "тет-а-тет". То есть в определенный день объявляют временной "коридор"в несколько часов, дежурят шесть учителей начальных классов, а родители садятся за стол с каждым из них и беседуют о своем ребенке.

В некоторых школах учителя ведут онлайн-блоги, поэтому родители могут войти в систему при помощи учетной записи и просмотреть, что знаменательного произошло за день. Успехи детей в школе отмечают с удовольствием, особенно, если речь о начальных классах.

Достижения отмечают звездочками на ладошках, которые потом мой младший долго не стирает.

Форма в каждой школе своя - ее в начале года нужно заказывать. На ней обычно нашивка с эмблемой и названием школы. В нашем случае - это голубая рубашка и темно-синие брюки. Поскольку мой сын учится в школе для арабов, я заметила, что некоторые мальчики носят традиционную "кондуру" - просторную рубаху из белого хлопка, а поверх могут надеть школьную рубашку. Или ходят без нее. Девочки практически все в школьной форме - рубашка и юбка.

С едой в школах ОАЭ - "засада". В школах редко кормят вообще. В стране строго относятся к общественному питанию и фармацевтике, поэтому школы, скорее всего, не хотят брать на себя риски и ответственность за то, чтобы кормить детей.

Поэтому ланчбоксы - наше все. Здесь суровые законы и наказания в случае, если кто-то (а тем более, ребенок!) отравится едой или лекарствами. Никто не открывает столовую при школе.

Однако руководство школы дает рекомендации в письменном виде родителям по поводу питания. Например, просят не класть детям сладости, выпечку и другие вредные продукты. Из разрешенного - вода, фрукты, сухой хлеб (лепешка), сэндвич с индейкой и овощами. Некоторые мои знакомые мамы кладут рис, киноа, гречку и другие крупы.

В помещениях прохладно круглый год, поэтому еда в ланчбоксах "доживает" до полудня, ребенок в основном перекусывает во время самого большого перерыва.

К учителям обращаются "Teacher" или Мисс и дальше по имени.

Нам непривычно заглядывать в лицо человеку, чтобы его запомнить, мы обычно воспринимаем его целиком - по прическе, манере размахивать руками, стилю в одежде, походке и так далее. А арабские женщины носят традиционную одежду "абайю" - в ней не видны особенности фигуры, походки у них у всех величавые, манеры плавные, поэтому на первый взгляд они все одинаковые. Но это только на первый взгляд.

Для нас, родителей, это тоже хороший опыт. Интересно изучать культуру через язык, традиции, одежду и быт. К слову, большая часть иностранных граждан, проживающих в ОАЭ, отдают детей в международные школы - британские, американские. Однако арабский в них учат как иностранный (он просто обязателен во всех школах), а этот язык очень сложный, его лучше учить с малых лет. В международных школах тоже есть масса преимуществ. Наверное, чуть позже мы подумаем о переводе.

Дана Аскар (Майами, Флорида, США) - мама шестиклассника Даниила 

Меня приятно удивило, что в США любого ребенка берут в школу, независимо эмигрант он или нет. Главное - наличие документов, подтверждающих ваше местожительство и то, что вы отдаете ребенка в школу, которая относится к этому району.

В Америке строго с документами на прививки. Даже если ребенок не болел ветрянкой до школы, ему нужно обязательно привить соответствующую вакцину.

Мой старший сын учится в государственной школе в шестом классе. А младшему сыну предстоит поступать в школу в этом году, когда ему исполнится четыре года. Тестирование для новобранцев обязательно.

Мне нравится, что форму можно купить в любом специализированном магазине, назвав школу и класс - продавцы быстро сориентируются и подберут то, что нужно.

Америку не открою, если скажу, что форма в каждой школе своя, как и эмблемы на жакетах, рубашках и кофтах. В младших классах - это голубая рубашка и светлые брюки, в классе у сына - желтая рубашка и светлые брюки.

Иногда бывают дни, когда можно прийти в свободной форме, но школьники должны заплатить, к примеру, один доллар за эту возможность. Эти деньги идут на нужды школы. Недавно им обновили пришкольный газон на такие добровольные взносы.

Выбирая школу для ребенка, можно посмотреть ее рейтинг на сайте. Шкала варьируется от 1 до 10 баллов. У нашей школы - рейтинг "7". В школах с рейтингом пониже больше афроамериканцев и латиноамериканцев.

Когда дети, не говорящие свободно на английском языке, поступают в школу, их определяют в общий класс "english class second language", где они подтягивают свой английский язык, а уже потом переходят в нужный класс. Мой сын учился в таком классе год.

У сына в шестом классе ставят оценки A, B, C, D, F, где A - самая лучшая оценка. Наше утро начинается в 6:30 утра, в 7:20 уже приезжает автобус, а в 8:30 начинаются занятия. Каждый урок длится два часа, больших перемен нет, освобождаются шестиклассники только после 15:00.

Нельзя пропускать уроки, обязательно нужно предоставить справку, которую, как у нас, просто так не получишь по знакомству с врачом. Если уехать отдыхать и пропустить занятия, то ребенка вполне могут отчислить из школы.

Если ребенок сам прогуливает школу, то на электронную почту родителям сразу приходит уведомление, что "Ваш ребенок не был в школе, поясните обязательно причину отсутствия". Если ребенок не выполняет домашнее задание, то учитель тоже пишет о своих волнениях родителям на "электронку".  

Даниил дополнительно занимается на фортепиано четыре года. Мы берем частные уроки, а в школе есть свой оркестр, и там он играет на скрипке.

На мой взгляд, американское образование ниже по уровню, чем наше - постсоветское. У нас всегда есть зубрежка, стихи, пересказы, изложения, сочинения, есть структурированные знания. 

В Америке у сына в школе главный акцент делается на то, чтобы ребенок умел творчески выйти из любой ситуации. Они учат фантазировать, быть ораторами, иметь свое мнение! Они отлично развивают критическое мышление.

Виктория Еланцева (Мельбурн, Австралия) - мама 9-летнего Вадима

Когда мы с детьми уезжали в Австралию, я была настроена на долгий процесс адаптации восьмилетнего сына к англоязычной среде. К моей радости, в классе оказалось еще четверо русскоязычных ребят. Поэтому сегодня мой четвероклассник спокойно общается и на русском, и на английском.

Австралийские ребятишки идут в школу в пять лет. По сути, "prep" - это старшая группа детского сада, которую поместили в условия школы. Занятия проводятся в игровой форме, но к концу первого года дети уже довольно бегло читают, знают большинство фонем и делают с родителями простейшие проекты - например, модель солнечной системы. В нашей школе занятия длятся с девяти утра до половины четвертого. До и после школы действует платная группа продленного дня. 

Во всех австралийских школах есть форма с определенным цветом и логотипом. Администрация часто позволяет родителям приобретать детям один-два фирменных атрибута формы, а остальные элементы докупать в магазинах, торгующих аналогичной одеждой, но без логотипов. Это существенно снижает расходы. В первую и последнюю четверти дети обязаны на прогулке использовать солнцезащитное средство и носить шляпу.

"Летние" каникулы длятся с конца декабря (обычно - за пару дней до Рождества) до начала февраля. Тогда же начинается и учебный год.

При школах часто имеются сельские наделы, где ученики овладевают азами огородничества, садоводства и животноводства. Наше "приусадебное хозяйство" включает в себя сад с фруктовыми деревьями, грядки, курятник и бассейн с ручной форелью по имени Элвис. Помимо этой программы школа прививает основы кулинарии: начиная с третьего класса, дети учатся печь кексы и делать салаты, сэндвичи и лазанью. Впрочем, "бригадная" система мало отличается от принятой в советских школах.

Администрация общается с родителями письмами. У каждого ученика есть специальная папка, куда через день учитель вкладывает информационный листок. В нем обычно записывают сведения об экскурсиях, эпидемиях (настоящий бич - вши!), днях рождения учеников и школьных тратах.

Государственные школы - условно бесплатные. Родителям необходимо оплатить учебники и канцелярские принадлежности (в нашем случае, это около 700 австралийских долларов в год), экскурсии и костюмы для школьных спектаклей. Однако в течение года эта сумма незначительно вырастает: ежемесячно проводятся дискотеки, тематические вечеринки, спортивные соревнования, участие в которых можно получить за так называемую gold coin donation (монета в один или два доллара).  

Надо отметить, что дети иностранцев, приехавших по туристической или учебной визе, учатся платно. Стоимость обучения во всех шести австралийских штатах разная (от 4000 австралийских долларов).

При школах действуют кухни-столовые, но еду в них едва ли можно назвать здоровой (жареный картофель, бургеры, паста или жареная кукуруза). Многие родители дают детям с собой "ланч-боксы". В нем можно найти йогурт, фрукты, батончики с мюсли и бутерброд. Орехи и яйца строго запрещены (поскольку в классах присутствуют дети-аллергики). Делиться своим "ланчем" с одноклассниками тоже нельзя.

У учителей всегда под рукой есть EpiPen (средство, позволяющее снять признаки анафилактического шока до приезда скорой) и некоторые антидоты, поскольку в Австралии высок риск встречи, например, с ядовитым пауком.

В большинстве государственных школ принято совместное обучение мальчиков и девочек, в частных школах нередко раздельное обучение. Обычно на класс (20-25 детей, среди которых могут учиться и ребята с различными особенностями развития) приходятся один ведущий педагог (дети обращаются к нему miss или mister) и помощник.

Попасть в хорошую школу, не проживая в ее ареале, проблематично. Поэтому многие семьи сознательно переезжают поближе к нужной alma mater. Ежегодно публикуется рейтинг школ, поэтому родители могут заранее определиться с выбором.

Система оценок отличается от казахстанской: в средней и старшей школе знания учеников оцениваются по шкале от А (высший балл) до F ("неуд"); в начальной школе похвалой может быть наклейка от учителя или личное обращение в тетради. Дневники не распространены. В нашей школе ученики раз в две недели получают творческое домашнее задание (математика, чтение, компьютерная грамотность, творческий проект и сочинение). 

Честно говоря, я долго не могла привыкнуть к подобной системе образования: в австралийской школе академическая составляющая сильно уступает бытовому развитию. Однако за год я увидела определенные плюсы: несмотря на то что шестиклассники с трудом ориентируются в таблице умножения и предпочитают книгам спорт, они лучше подготовлены к реальной жизни, поскольку с младых ногтей учатся законам выживания в капиталистической среде - финансовой грамотности, азам налогообложения, минимальным профессиональным навыкам и так далее.

В какой-то момент мы перестали требовать от сына выдающихся результатов и позволили ему оставаться собой, оставив занятия математикой, шахматы и русский язык на внеклассные часы. Что из этого получится, покажет время.  

Анна Медвецкая (Квебек, Канада) - мама 8-летнего Михаила

Когда мы переехали, сыну было четыре года - официальный возраст "вступления" в школьную систему. Его взяли в обычный класс для детей с родным французским, хотя он на тот момент не знал ни слова. Если бы он был старше, его определили бы в класс для эмигрантов, где дети в первую очередь учат язык. Мнения об этих "транзитных" классах разные. Одни сетуют, что общая программа в них страдает, а адаптация среди других детей-эмигрантов замедляется. Другие, напротив, считают, что это щадящий способ погрузить ребенка в среду.

Квебек отличается от других провинций своей системой образования. В частности, государственные школы здесь получают больше субсидий, из-за чего качество образования в них сопоставимо с частным, что далеко не всегда верно для других западных стран. Государственная школа взимает с родителей ежегодный взнос около 50 долларов, еще примерно столько же потребуется на учебники и материалы. Уроки начинаются в 8.00, заканчиваются в 15.20 с двумя перерывами на прогулки и обед. Тем, кому нужна продленка, приходится платить больше – из расчета семь с половиной долларов в день.

"Школа с четырех лет" - для меня лично это звучало пугающе. Конечно, по программе это ближе к нашему детскому саду. Существенная разница в уровне самостоятельности, который ожидается от детей. Группы четырех-и пятилеток занимаются в том же здании школы, что и старшие дети до 12 лет. Это значит, никаких специальных помещений для малышей там нет, равно как нет столовых и готовых обедов.

Дети едят то, что принесли из дома. Некоторые школы разогревают еду в микроволновках. Другие отказались от них из-за вредного излучения и рекомендуют родителям давать детям еду в термосах. После обеда - 40 минут отдыха, когда в классе задергиваются шторы, дети берут сложенные в стороне карематы и устраиваются прямо на полу. Спать не обязательно, главное, не шуметь и не мешать другим.

С пяти лет школа просит родителей провожать детей только до школьного двора и не заходить внутрь, чтобы те учились справляться сами - раздеться, переобуться, отнести обед в общий холодильник, найти свой класс, достать дневник и положить его учителю на стол.

Сейчас сыну восемь лет, он второклассник. Основные ежедневные предметы - математика и французский язык, раз в неделю - ИЗО, музыка, английский, два раза - физкультура. Интересно, что музыкальные занятия подразумевают игру на инструментах для всех без исключения - маленькие используют ударные, дети постарше осваивают флейту.

Подход и методы обучения сильно отличаются от привычных нам, часто вызывая бурную критику у родителей из бывших республик. Мне такой подход нравится, если честно, гораздо больше. Вместо зубрежки дети постигают логику феномена. Например, с умножением они знакомятся на наглядном пособии - специальном конструкторе из цветных кубиков, где цвет и длина обозначают десятки и единицы. Такой же принцип действует и с языком, грамматика которого довольна сложна.

Пресловутый западный индивидуализм начинается еще с яслей. Личность ребенка стоит на первом месте, детей учат уважать различия самым действенным способом - уважая их самих. Школа отражает ценности общества. Школы часто практикуют интегрированное обучение, когда в обычном классе вместе со всеми занимается ребенок с особыми образовательными потребностями. В нашей школе есть три таких ученика. Другой важный момент - жизнь сообщества, коммуны.

В Квебеке невероятно популярны всевозможные кооперативы, соседские инициативы, сообщества, действующие только благодаря гражданским инициативам. Родители вместе с педагогами устраивают благотворительные базары в школьном дворе, организуют праздники и совместные пикники. В классах выбирают представителя в Совет учеников, который собирается раз в неделю вместе с психологом и кем-то вроде завуча по общественной работе, чтобы решать вопросы, волнующие детей.

В прошлом году, например, дети проголосовали за то, чтобы часть школьного двора освободили от асфальта под грядки. Родители постоянно вовлечены в жизнь школы - от помощи в библиотеке или во время выезда класса на природу или в музей и до активного участия в протестах против сокращения бюджета. С мая прошлого года родители собираются каждый месяц вокруг школы в живую цепь с лозунгами "Я защищаю мою государственную школу". В сентябре в митингах участвовало 20 тысяч человек, в основном родители и дети, в октябре - уже 35 тысяч человек.

Маргарита Васильева (Гуаньчжоу, Китай) - мама 9-летнего Максима и 6-летнего Елисея

Мы с мужем приехали в Китай десять лет назад и ничего не знали ни о традициях, ни о подходе к воспитанию и образованию детей в школах. Да и детей у нас не было еще.

Когда появился первый ребенок, мы об этом уже начали задумываться и отдали ребенка в садик. Для иностранных граждан, в принципе как и для китайцев, нет привязки к району - садов очень много. Выбирай любой, главное - плати! Получив не совсем приятный опыт в китайском саду, мы перевелись в детский сад в городе, который привязан к школе - British school of Guangzhou. На тот момент это был лучший сад в городе и попасть туда было очень сложно. Для поступления ребенок сдавал платные экзамены, оценивался уровень его английского языка, а также психическое и общее развитие.

После сада сын поступил в школу и уже учится в 5-м классе. Сейчас это лучшая школа Гуанчжоу с отдельными учебными блоками, бассейном с подогревом, теннисным кортом, футбольной, баскетбольной площадками и более 1000 учениками.

Эта школа меня удивляет до сих пор. Учебный год делится не на четыре четверти, а на три. Отношение персонала к родителям и детям, как к самим себе. Учитель - уважаемый человек с большим чувством достоинства, а не растрепанная Марья Ивановна, которой подложили кнопку на стул, и за это она всем поставила двойки. Учитель детям - и друг, и учитель одновременно.

Дети могут с учителем посмеяться, "дать 5", но тонкая грань уважения всегда сохраняется. Директор школы не стесняется быть просто человеком, ежедневно встречает всех детей, улыбается, здоровается почти со всеми поименно, двери его кабинета всегда открыты, и любой желающий может записаться для встречи с ним.

Кабинет директора - стеклянный со всех сторон, впрочем, как и все классы, никто не запрещает прийти и понаблюдать за процессом обучения. Мы видим, куда действительно идут наши деньги - с 4-го класса детям выдают iPad, c 7-го класса - iMac, в классах есть проекторы, простая, но чистая мебель. Дети до старшей школы (7-й класс) сидят не каждый за своим столом, а группами по четыре-пять человек. Младшие классы не все время находятся в помещении - они выходят на улицу, учителя готовят какие-то инсценировки по темам или проводят опыты.

У них в школе постоянно что-то происходит: соревнования между классами на лучшее тематическое украшение кабинета, выезды, ночевки младшеклассников в палатках во дворе школы и дальние поездки детей постарше, спектакли, концерты, конкурсы талантов, выставки. Я прям завидую по-доброму своим детям - мне бы такую школу в свое время.

Все поделки и рисунки выставляются в коридоре для родителей. В течение года ребенок фотографируется в различных ситуациях, и в конце года родителям выдается сумка с работами, рисунками, фотографиями и комментариями учителя по работе ребенка. Труд - колоссальный!

У малышей есть таблица поощрений: туда каждый день клеят стикеры за все хорошее:  "был вежлив", "помыл руки", "уступил место", "хорошо ответил". За каждые 25 наклеек он получает сертификат. Чем больше наклеек - тем ценнее сертификат. Чем старше ребенок, тем меньше сертификатов и трудней их получить. В старших классах дети учатся по балльной системе. Кстати, если с математикой у ребенка не очень хорошо, то он учится с такими же "не очень хорошистами" из другого класса, а "умные математики" учатся в другом классе повыше уровнем. Если "суперумный математик" станет учиться хуже, его переведут к "не очень хорошистам". Каждый семестр учитель дает комментарий по каждому предмету.

Никто не просит детей быть Архимедами и учиться только на отлично. Если он не "спец" в физике, но хорошо бегает - это тоже ценится. 

Форма обязательна с детского сада. Она делится на летнюю, зимнюю и спортивную - у мальчиков своя, у девочек своя. Школа предлагает все: верхнюю одежду, рюкзаки, пальто, носки, обувь, шарфы, ободки для девочек, купальники. Можно менять мелочи: пальто, купальники, рюкзаки и обувь - главное, чтоб не нарушалась цветовая гамма школы. Мальчики обязательно в галстуках и пиджаках, летом в шортах - это классно в жару. Форма дорогая, и многие европейские родители не видят ничего зазорного в том, чтобы купить чей-то б/у пиджак в несколько раз дешевле, чем новый.

В младших классах дети получают утром йогурт , затем - обед, а родители должны положить еду и бутылку воды с собой для перекуса. Главный запрет - орехи. В столовой на выбор овощи, фрукты, европейские и китайские блюда. Школа не против угостить детей картошкой фри, нагетсами, кетчупом и некоторыми странными для школы вредностями, диетические нормы не соблюдаются. Столовая открытая, родители вправе прийти посмотреть, чем и как кормят, и решить, надо им это или нет.

На переменах пользоваться телефонами или учебными планшетами запрещено, можно играть в баскетбол, футбол, пойти в библиотеку или на детскую площадку. Если родители опаздывают за ребенком, персонал звонит папам и мамам. После нескольких опозданий родителям пишут письмо и делают предупреждение с просьбой не опаздывать.

Кстати, у нас много учителей-мужчин - половина из преподавательского состава. В основном они европейцы, помощники - китайцы. Об особенностях обучения в китайских школах тоже знаю много, но это заслуживает отдельной истории. 

Автор: Алия Далабаева

Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная
Реклама
Реклама