МИКС
17 сентября 2019 | 07:16

Верная Гульсум и нереабилитированный Ибрагим. О судьбе семьи алашевца в годы репрессий

Иконка просмотров страница
Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

Ибрагим Жайнаков и Гульсум Дадабаева. © Фото из семейного архива Альфии Гатиятулиной

В 30-е годы прошлого столетия было сложно представить, как в дальнейшем сложится судьба Казахстана. Голод, разруха, напряженная политическая обстановка. Однако люди не теряли надежды, всеми силами пытались обрести свободу. Но самое главное - несмотря на все тяготы, они умели любить по-настоящему. TengriMIX расскажет о супругах, которые остались верны друг другу в тяжелой ситуации.   


В 30-е годы прошлого столетия было сложно представить, как в дальнейшем сложится судьба Казахстана. Голод, разруха, напряженная политическая обстановка. Однако люди не теряли надежды, всеми силами пытались обрести свободу. Но самое главное - несмотря на все тяготы, они умели любить по-настоящему. TengriMIX расскажет о супругах, которые остались верны друг другу в тяжелой ситуации.   

Гульсум Дадабаева была супругой Ибрагима Жайнакова, который в начале ХХ века стоял у истоков движения партии "Алаш" (1917—1920) и сыграл важную роль в борьбе за независимость. Первая мировая война и произошедшие в 1917 году Февральская и Октябрьская революции в России активизировали деятельность казахской национальной интеллигенции по защите прав коренного населения. Организаторами партии стали Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Халел Досмухамедов и другие представители казахской интеллигенции.


Гульсум Дадабаева

Реклама
Реклама

Супруга алашевца Ибрагима отличалась яркой внешностью. Она родилась в 1900 году в Верном в интернациональной семье, мама у нее была татаркой по имени Асма, а отец - узбек Ситтик (Садык). Дадабаевы были купцами и считались в округе богатыми людьми.


Ибрагим Жайнаков и Гульсум Дадабаева

Ибрагим Жайнаков родился 30 сентября 1884 года в Болше-Алматинской волости Верненского уезда Семиреченской области в окрестностях города Верный (Каскеленский район). Он окончил мужскую гимназию, ее корпус до сих пор сохранился и находится в парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев.  Гульсум Дадабаева же училась в женской гимназии в Верном. 


Альфия Гатиятулина

Подробности о семье партийного деятеля и своей бабушки 59-летняя алматинка Альфия Гатиятулина узнала из книги Зухры Кадышевой и Надии Джайнаковой "Потомки об Ибрагиме Жайнакове".

"Моя бабушка Марьям была старшей сестрой Гульсум. Она была супругой Ибрагима, который руководил областным казахским комитетом "Алаш" в Жетысу и являлся председателем партии "Алаш-Орда" в этом крае. Его фамилия значится в выборочном именном указателе членов партии "Алаш". Узнала я об этом от внучек Ибрагима Жайнакова, которые живут в Алматы, и от своего отца, он очень был очень дружен со своими родственниками Дадабаевыми, общался с родными братьями Гульсум - Ахатом и Абдрауфом, поэтому фотографии сохранились в семейном архиве", - говорит врач-невролог Альфия Ибрагимовна.


Мама Гульсум - Асма Дадабаева. В середине - дочь Ибрагима и Гульсум Рукия

Красавица Гульсум была второй женой Ибрагима. Первая его супруга княжна Чанышева умерла после рождения третьего ребенка.

"От брака с дочерью князя Чанышева у него родились два сына - Саитжан и Мирвакас. После смерти жены он женился на Гульсум, которая усыновила двух его детей. Гульсум и Ибрагим жили в дружбе и согласии, любили друг друга. У них родились две дочери - Рукия (1916 года рождения) и Асия (1918 года рождения)", - рассказала Альфия Ибрагимовна.


Слева сестра Гульсум - Марьям, 20 декабря 1945 года

История партии "Алаш" совпала с революционным 1917 годом. Произошло ускорение политического единения различных слоев казахского общества. Алашевцы призывали образовать национально-территориальную автономию в рамках демократической федерации. Хотя при этом они осознавали трудность идеи полной автономии из-за слабого экономического развития казахского общества и военно-политической ситуации.


Ибрагим Жайнаков посередине, Китай, 1930 год

"Началась революция, казахская молодежь, в том числе Жайнаков, боролись за независимость и свободу Казахстана. Октябрьский переворот состоялся, и новая власть безжалостно расправилась со многими людьми. Партия "Алаш" была упразднена, а все ее руководители, несмотря на амнистию,  в 30-х годах были расстреляны", - говорит Альфия.  


Еще одна дочь Асмы, сестра Гульсум - Диляфруз

Ибрагим чудом остался жив. Видя накаленную обстановку в стране, он отправился в Китай, в город Чугучак. О своем местоположении Жайнаков сумел сообщить Гульсум. Она, оставив детей родителям, отправилась к мужу. С дочерью, на бричке, через огромное расстояние, в чужую страну. Какой отважной женщиной нужно быть, чтобы рискнуть отправиться в такое путешествие. Позже Гульсум рассказывала дочерям, что в рядах Красной армии на границе служил один из ее братьев, которого она случайно встретила во время поездки.

"Гульсум, ехавшую на бричке, останавливают. Они, брат и сестра, встречаются глазами и узнают друг друга. Брат, как красный командир, приказывает своим солдатам положить на повозку хлеба и воды. Это была их последняя встреча, о которой никогда не забывала Гульсум, - уточнила Альфия Гатиятулина. - Ибрагим знал, что подлежит расстрелу. К нему приехала Гульсум с дочерью Асией. Вместе они жили. В Китае в 1922 году у них рождается дочь Фарида, в 1925 году в Кульдже появился сын Умар, затем в 1927 году в городе Кок-терек – дочь Кашифа. Так, у Жайнаковых было семеро детей". 


Семья Дадабаевых - два брата Гульсум

В Китае Жайнаков преуспевал: занимался строительством школ, медицинских учреждений, а также благотворительностью.


Брат Гульсум - Абдрауф Дадабаев с женой Майсарой


Слева Гульсум, ее сестра Диляфруз и племянница Кашифа

10 февраля 1938 года Ибрагим Жайнаков был арестован местными органами по поручению советской власти в городе Кульдже, где проживал с семьей последние два года. Имущество полностью конфисковали. Через восемь лет, в 1946 году, стало известно, что он был увезен в Урумчи и расстрелян там.

"Всех их постигла тяжелая участь, дом отобрали, учителей Гаспринской школы во главе с директором расстреляли. Не избежал наказания и мой дед. Судьбы двух сестер - моей бабушки Марьям и ее родной сестры Гульсум - были трагичны и похожи на миллионы судеб людей того времени. Их мужей расстреляли, и семья несла бремя "врагов народа". Гульсум умерла в 1950 году. Дети, оставшиеся в Казахстане, испытывали несчастья – нищету, голод, преследования и гонения. Как ни старалась старшая дочь Рукия официально получить образование, власть того времени не позволила ей это сделать. Рукия, Саитжан и Мирвакас изменили фамилию на Ибрагимовых, чтобы избежать преследования Народного комиссариата внутренних дел СССР. В настоящее время живых детей Ибрагима нет. При жизни они боялись произносить имя отца, так как повсюду подвергались гонениям", - отметила женщина. 


Марьям и Билял Хисамудиновы с дочерью Кашифой и сыном Гаязом, а также мама Биляла - Зухра Кунафина, 1910 год

Впоследствии семью Дадабаевых раскулачили, дом и магазин конфисковали. Их старая недвижимость по сей день расположена в Алматы по проспекту Райымбека, 77.


Дом Дадабаевых на проспекте Райымбека, 77

Сейчас в Алматы живут внуки и правнуки Ибрагима. Все они бережно хранят память о своем героическом дедушке и верной бабушке. Они мечтают об исторической справедливости – полной реабилитации и восстановлении доброго имени Ибрагима Жайнакова.

"Хотелось бы, чтобы эти страшные страницы истории никогда не повторились. Моего деда Биляла реабилитировали, Ибрагима Жайнакова нет, хотя он боролся за свободную жизнь своего народа. Надеемся, историческая справедливость восстановится", - говорит Альфия.

© Фото из семейного архива Альфии Гатиятулиной

Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная
Реклама
Реклама