Народная любимица и легенда казахского кинематографа. На сцене и на съемочной площадке она воплощала самые разные образы, но роль матери, невероятно трогательная и проникновенная, особенно запомнилась зрителю по многим ее картинам. TengriMIX делится редкими кадрами и воспоминаниями близких гениальной актрисы Амины Умурзаковой.
Народная любимица и легенда казахского кинематографа. На сцене и на съемочной площадке она воплощала самые разные образы, но роль матери, невероятно трогательная и проникновенная, особенно запомнилась зрителю по многим ее картинам. TengriMIX делится редкими кадрами и воспоминаниями близких гениальной актрисы Амины Умурзаковой.
Амина Ергожаевна родилась в 1919 году в Семипалатинской области. В те годы дату рождения записывали примерно, ориентируясь на произошедшие события и времена года. Так, когда мать Амины спрашивали, в какой день родилась ее дочь, та отвечала: "Когда ушли красные и вернулись белые, была весна". Дату рождения - 8 марта - уже позже выбрал супруг Амины, актер Камаси Умурзаков.
Амина (справа) с сестрой и матерью.
Когда ей было 15 лет, в Семипалатинск приехал представитель Ленинградского театрального института, чтобы набрать абитуриентов на актерское отделение. Бойкая девчонка, не раздумывая, записалась в их число, ее не смогли остановить ни мать, ни братья. "Она совсем не знала русского языка, лишь как будет "хлеб" и "вода". Без денег и поддержки отправилась в Ленинград, чтобы стать актрисой", - вспоминает ее подруга и заслуженная актриса Казахстана Роза Аширбекова.
В институте преподаватель Василий Меркурьев с негодованием отнесся к тому, что на экзамен пришел практически ребенок. Но в итоге сжалился над расплакавшейся девочкой и попросил через переводчика показать этюд: "Представь, что в огне погибает твоя мама". Амина тут же отчаянно бросилась к открытому окну с криком: "Апа!", что ее едва успели перехватить. Так она была зачислена в институт.
Студенты казахского отделения Ленинградского театрального института. Амина Умурзакова в нижнем ряду слева.
Первую роль Амина Ергожаевна сыграла в Шымкентском драматическом театре в 1938 году. В своем дипломном спектакле "Коварство и любовь" Уильяма Шекспира она играла главную роль - Луизу. Затем был Казахский государственный академический театр драмы имени Мухтара Ауэзова в Алма-Ате.
Амина Умурзакова в роли солдата.
Во время Великой Отечественной войны во многих театрах страны начались сокращения, коснулось это и Амины. Некоторые связывали ее сокращение с непростым характером, другие указывали на то, что ее старший брат Каптагай был когда-то объявлен врагом народа… К тому времени замужняя Амина проводила супруга, актера Камаси Умурзакова, на фронт, а сама устроилась ученицей монтажера на Центральную объединенную киностудию - надо было кормить маленькую дочь.
В 1945 году на студии "Казахфильм" известный режиссер Григорий Рошаль снимал фильм "Песни Абая". На роль главной героини Ажар претендовали самые красивые актрисы. Но когда Рошаль случайно встретил на студии Амину, тогда уже монтажера шестого разряда, то сразу понял - именно эти глаза должны рассказать зрителю о трагичной любви главного персонажа. Однако Мухтару Ауэзову совсем не понравился ее нос. "Амина апай и сама часто делала акцент на этом - "вот мой нос". Горбинку всегда делали ей, обязательно клеили что-то. А я говорила: "А вот ее глаза, огромные, выразительные глаза, особенно в картине "Ангел в тюбетейке" и фильме "Сказ о матери" - это просто что-то невероятное", - делится воспоминаниями заслуженная артистка Лидия Каденова.
Амина Умурзакова в роли Ажар в фильме "Песни Абая".
Но Рошаль тогда настоял на своем. Он закрыл рукой на фото лицо Амины, оставив лишь верхнюю часть: "Нос будет, мне нужны ее глаза". Как позже вспоминала сама актриса, нос ей слепили из гумуса, и на съемочной площадке ей приходилось работать голодной, а в остальное время молчать, иначе при разговоре и приеме пищи нос начинал трескаться.
После съемок ленты Амина снова взялась за монтаж, правда, ненадолго. В то время режиссер Наталья Сац открыла театр для детей и юношества, вернуться же на сцену Амину уговорил муж.
Так она оказалась в труппе казахского ТЮЗа, где позже познакомилась и сдружилась с Розой Аширбековой. "В 1960 году, после окончания студии при драматическом театре имени М. Мамбетова, меня направили в ТЮЗ имени Габита Мусрепова. Первый человек, которого я там увидела, была Амина апай. Я знала, что она известная личность, поэтому сама искала повод для разговора с нею. Она же долго приглядывалась ко мне, а потом как-то спросила, откуда я родом. Ответила, что из Кокшетау, а она: "О, молодец. Так ты из Среднего жуза? Аргын! Значит, моя сестренка". Она улыбалась, и эта улыбка, смех были настолько заразительны, что невольно улыбалась и я. Не отводила взгляда от ее глаз. Они были огромные, глубокие, сверкали, будто пламенем горели изнутри, излучали тепло. Эти глаза, этот блеск можно было увидеть даже из зрительного зала. Она была доброй, простой казашкой, которая так смешно говорила на русском. У нее была прекрасная мимика. Она вмиг вживалась в роль. Сложные роли исполняла так же великолепно, как и простые. В каком жанре бы она ни играла, будь то драма или комедия, даже исполнение роли маленького ребенка - ей все давалось без труда. Так перевоплощалась, что ее невозможно было узнать. Зрители порой не догадывались, что это она играет, а когда в конце спектакля представляли актеров, то ей все аплодировали стоя. Помните, как она великолепно сыграла мальчика Шаули в спектакле "Ыбырай Алтынсарин"? - восхищается народная артистка Казахстана.
Амина Умурзакова в роли Шаули в спектакле "Ыбырай Алтынсарин".
Часто играя на сцене и в кино матерей, Амина и в театре была многим настоящей мамой. По словам Розы Аширбековой, когда она 20-летней девушкой подходила к сцене, то у нее "дрожали руки и ноги - забывала, как играть". Амина Ергожаевна брала юную актрису за руку и доводила до сцены. "Вместе с нею я сыграла много ролей, часто играла ее дочь. Когда пришла в театр, мне было всего 20 лет, а Амине около 45. Все мои достижения благодаря ей, это ее заслуги".
Кадр из фильма "Мама Роза" - истории о мальчике и его приемной матери-старушки.
Актриса отмечает, что Амина апай была хорошим психологом. Она хорошо понимала людей, умела выслушать. К ней обращались за советом, с ней делились секретами. Если ей не нравилась чья-то игра, она говорила об этом прямо. "Были случаи, когда она в лицо говорила, что людям нужно менять мировоззрение, отношение к сцене, так сказать, почистить внутренний мир: "Ты неправильно мыслишь. Ты должен этого избегать, тогда ты сможешь показать хороший образ". Вот так она учила молодежь", - отмечает Роза Аширбекова.
По словам Лидии Каденовой, с Аминой апай она познакомилась во время подготовки к спектаклю "Лоботряс из города", в котором начинающая тогда актриса сыграла главную роль. "Моими первыми партнерами были народные артисты Амина Умурзакова, Салима Сатарова, Тамара Косубаева, Макиль Куланбаев. Мы, молодые актеры, наблюдали за кулисами, как работают наши "старшаки". Они делали замечания, иногда довольно резко. Но мы слушали их, для нас их слово было законом. Это сейчас мы думаем: ай, молодежь уже не воспринимает, что говорить, если она не понимает", - вспоминает Лидия Тажадиновна.
Лидия Каденова, Амина Умурзакова и Роза Аширбекова.
После "Лоботряса" Каденова играла с Аминой апай в спектаклях "Апатай", "Удачи вам, девчата", "Отырар рухнет завтра", "Судьба". Обе много гастролировали: "Мы ездили на гастроли часто, порой по 45 дней. Амине апай тогда предоставляли лучший номер, люкс по нынешним меркам. А она привозила с собой из дома всякие вкусности - казы, сухофрукты, накрывала дастархан и приглашала нас всех на чай".
По словам коллег по сцене, для любой актрисы важно, чтобы ее поддерживал любимый мужчина. "Камаси и Амина - они были красивой парой. Это была крепкая любовь. В театре они ходили как дома. Могли вмиг оба вспылить, а потом как ни в чем бывало разговаривать. Могли при людях обнять друг друга, поцеловать. Для казахской культуры это было дико, однако, когда мы замечали, как они целуются, то восхищались их искренними отношениями. Эта женщина по-настоящему заслуживала любви. Супруг ее очень баловал. Приносил ей сладости, она всегда его тоже подкармливала при случае. После его смерти Амина апай осталась одна с тремя детьми. Очень сильно переживала, но нашла в себе силы и воспитала их одна", - восхищается сильным характером актрисы Роза Аширбекова.
В период с 1945 по 1963 год она сыграла ряд ролей в фильмах "Джамбул", "Девушка-джигит", "Крылатый подарок". С 1963 по 1968 год - в картинах "Сказ о матери", "Безбородый обманщик", "Самая послушная", "Ангел в тюбетейке". В период с 1968 по 1996 год актриса была задействована в более чем десяти фильмах, наиболее известные из них - "Алые маки Иссык-Куля", "Самые красивые корабли", "Бойся, враг, девятого сына", "Мама Роза". В 1996 году Амина Умурзакова сыграла саму себя в биографическом фильме "Амина", снятом ее сыном, режиссером Таласом Умурзаковым.
В последние годы жизни Амина апай помогала молодым актерам с жильем. "Она ходила к тогда еще чиновнику Виктору Храпунову, просила квартиры для молодых семейных актеров, у которых было по несколько детей. Просила за молодежь в шутливой форме, с забавным казахским акцентом. Один актер все-таки успел получить квартиру", - вспоминает Лидия Тажадиновна. Свойственная ей невероятная жертвенность и забота проявились еще в 15 лет, когда Амина хлопотала за своего брата Каптагая перед членом Политбюро Центрального Комитета ВКП Михаилом Калининым, и ведь добилась его освобождения.
Кадры из фильма "Ангел в тюбетейке". Добрая комедия от режиссера Шайкена Айманова, в которой героиня Умурзаковой ищет невесту для своего сына.
Она жила в театре. И без кино она тоже не могла. Амина Ергожаевна говорила, что если кино умрет, то и она вместе с ним. Но когда болезни лишили ее возможности посещать любимую сцену, о жизни артистов она стала узнавать по телефону. "Мы часами разговаривали. Смеялись, что это не мы устали от беседы, а телефон устал от нас", - улыбается Роза Аширбекова.
Амина Ергожаевна переживала за других больше, чем за себя. "Ты знаешь, - говорила она мне по телефону, - сейчас появилось новое лекарство. А в Алматы китаец приехал, иглотерапию проводит. Сходи, не запускай, как я. Это все холодные полы клуба, наши гастроли сказываются". В общем, до последнего дня в театре она меня контролировала: то лекарства посоветует какие, то еще что пришлет. Кроме того, Амина апай из дома следила за тем, как и кто работал в одном спектаклей, который ставил ее сын Талас и в котором я играла одну из ролей. И когда состоялась премьера, она выслала мне колечко своей мамы, завернув его в платок. Настолько трепетно она относилась к работе своего сына и к нам, - вспоминает Лидия Тажадиновна. - Талас до последнего носил ее на руках. Привезет в театр, на руках ее поднимет. Дома ухаживает, купает ее, причесывает. Я до сих пор преклоняюсь перед такой любовью матери и сына".
Амина Умурзакова с сыновьями Таласом и Искандером.
"Все говорят, что девочки хорошо заботятся о матерях, но, оказывается, есть и такие вот сыновья. Амина апай говорила, что мечтает провести 60-летие Таласа, а потом уже без страха сможет уйти из этого мира. Так и случилось. Тогда она уже плохо ходила, но на юбилей пришла сама, мы все были удивлены - она так светилась от счастья. Тогда я ее видела в последний раз", - рассказывает Роза Аширбекова.
Кадр из фильма "Сказ о матери", 1963 г. Амина Умурзакова сыграла мать, которая потеряла на войне сына, но нашла в себе силы помогать другим.
Великолепная актриса, у которой мастерству училось не одно поколение казахстанских артистов. Она могла играть без макияжа, одним лишь взглядом, смехом, жестом передавая всю палитру чувств своих героев. Воплощение казахской матери, глаза которой несли бесконечное счастье и нестерпимую боль утраты. Так глубоко и эмоционально сыграть роль самого дорогого в жизни каждого из нас человека на казахстанской сцене и в кинематографе, кроме нее, так никто и не смог.
Фото предоставлены Казахским государственным академическим театром для детей и юношества имени Габита Мусрепова.
16 марта в Алматы состоится вечер памяти Амины Умурзаковой в ТЮЗе имени Габита Мусрепова.