counter.yadro.ru
МИКС
31 мая 2021 | 08:40

"Я нашла счастье, где миллионы страдали". Истории детей КарЛАГа

Иконка просмотров страница Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

"Я нашла счастье, где миллионы страдали". Истории детей КарЛАГа: 2021-05-31 08:40:00 - прочитайте

КарЛАГ - один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей СССР. С 1931 по 1959 год наказание здесь отбывали более миллиона человек. Большинство из них по статье 58 УК РСФСР за "контрреволюционную деятельность".


Иконка комментария блок соц сети

КарЛАГ - один из крупнейших исправительно-трудовых лагерей СССР. С 1931 по 1959 год наказание здесь отбывали более миллиона человек. Большинство из них по статье 58 УК РСФСР за "контрреволюционную деятельность".

Лагерь был официально ликвидирован в 1959 году. Но за 28 лет своего существования оказал неизгладимое впечатление на жителей. Здесь даже выросло свое поколение детей - детей КарЛАГа. 

Карагандинский исправительно-трудовой лагерь занимал обширную территорию - его протяженность с севера на юг составляла 300 километров, а с запада на восток - около 200 километров. Административно-хозяйственный центр располагался в селе Долинка (в 40 километрах от Караганды).

Источник: Шахтинская централизованная библиотечная система

Почему именно Караганда была выбрана местом в Казахстане для столь крупных политических репрессий?

Профессор Лайла Ахметова считает, что советская страна страдала гигантизмом. Ей всегда надо было показать себя чем-то лучшим, по сравнению с капиталистическим обществом. Причем в самые кратчайшие сроки.

В 1931 году начался бурный рост "третьей угольной кочегарки" страны - Карагандинского каменноугольного бассейна. Для строительства шахт, заводов и самого города потребовалось огромное количество рабочей силы - очень дешевой, но квалифицированной. Статья 58 УК РСФСР давала такую возможность: тысячи "врагов народа" направлялись на исправительно-трудовые работы в КарЛАГ. Осужденные - специалисты высокого класса, ученые с мировыми именами и международным авторитетом - в нищих бараках и жестоких нечеловеческих условиях создавали уникальные проекты для строительства Карагандинского промышленного района.

Даже после отбывания срока многие оказывались "без права выезда" - здесь оседали и оставались жить специалисты высокого класса, вставшие в последующем у истоков карагандинской промышленности, науки, культуры.

Об их роли в становлении Карагандинского края расскажут наши героини - будучи детьми, они не понаслышке знали о том, кто такие заключенные по 58-й статье.

Богу было так угодно, чтобы я выжила… История Марии Ермаченковой

Мария Ермаченкова родом из Украины. Ей было всего два года, когда арестовали и отца, и мать. Обоих - по 58-й статье и обоим дали по 10 лет срока.

Свое детство, полное лишений и скитаний, Мария Дмитриевна помнит не очень хорошо - слишком маленькой она была. Но были эпизоды, которые отчетливо врезались в память.

Отец Марии Дмитриевны работал в сельмаге. Он не был ни преступником, ни революционером. Он просто хотел жить и оберегать семью. А потому, когда ночью в дом врывались бандеровцы, - молча все им отдавал. Но оказалось, что его старший брат был осведомителем НКВД. Ночью вместе с бандами устраивал террор местному населению, а на утро шел докладывать, кто "помогал" бандеровцам. Так, родной брат "сдал" и брата, а потом сестру, мать и всех других родственников. Раскидало семью Марии Дмитриевны по всему Союзу: отца отправили сначала в Экибастуз, потом в КарЛАГ, мать - в Мордовию, бабушку и тетю - в Сибирь. Осталась Мария только с братом 10 лет. 

За годы, пока ждала родителей, Марии пришлось многое пережить: ее маленькую закрывали в погребе, надеялись на то, что ребенок просто умрет от голода.

"Но Богу было так угодно, чтобы я выжила…" - рассказывает наша героиня.

Когда ей исполнилось девять лет, за ней пришла мать. А следом - и отец вызвал к себе в КарЛАГ в Долинку. Так воссоединилась семья, разлученная почти на восемь лет.

В Долинке Мария впервые открыла для себя понятие "семья". Хоть начинать пришлось буквально с чашки-ложки, но это было началом долгой счастливой жизни. А потому у нашей героини с КарЛАГом связаны только хорошие воспоминания.

По сравнению с другими лагерями в КарЛАГе были созданы лучшие условия, считает она. Так, ее отец сначала отбывал срок в Экибастузе. Голод был настолько сильным, что ему приходилось подбирать очистки у столовой, ими питаться. Непомерно сложным был и физический труд. Когда перевели в КарЛАГ, его повысили - он стал завскладом, начал отпускать кирпичи на стройку.

Юная Мария часто любила бегать к заключенным в бараки: "Вы представляете, 9-летняя девочка бегает к заключенным? Сейчас мне даже страшно представить, что с ней сделают. А тогда люди, контингент был другой. Я не боялась".

Заключенные КарЛАГа очень ее любили. Она носила им печенье, конфеты, они же помогали ей во всем: решали вместе задачи по математике, чинили велосипеды и игрушки. И каждый раз приглашали прийти снова. Так они компенсировали свою тоску по детям и родному дому, насильно оторванным от них. 

"Мне Долинка нравится. Я никуда не хочу отсюда уезжать, - заявляет Мария Дмитриевна. - У меня здесь семья, у меня есть и внуки, и правнуки".

И действительно, куда ехать, когда после стольких скитаний и превратностей судьбы именно здесь -  на территории КарЛАГа - она обрела семью и счастье?

Меня на свет принимали люди, осужденные по 58-й статье… История Светланы Хомич.

Светлана Хомич - коренная жительница Долинки. Она родилась буквально в стенах КарЛАГа, и на свет ее принимали осужденные врачи.

Отец Светланы Александровны был писарем и работал в спецотделе. Через него проходили десятки личных дел осужденных. Он вел документацию и знал о каждом все. Но никогда не делился сведениями с семьей - все было строго секретно.

Светлана Александровна удивлена: до официального рассекречивания она и представить не могла, что жила бок о бок с осужденными. Она и понятия не имела, что люди, окружавшие ее, были политзаключенными. Не принято было об этом говорить. И не принято было делить народ в Долинке - на осужденных по 58-й статье или по другим статьям. 

Лишь во взрослой жизни она узнала, что и учителя в школе, и врачи в больнице, и рабочие на стройках - абсолютно все были заключенными КарЛАГа. Но поскольку большинство этих людей были именно политзаключенными, отбывающими срок за свои высокие достижения в науке и искусстве, Светлана Александровна считает, что ей повезло: ее обучали лучшие умы СССР. Прекрасные танцовщицы привили любовь к танцам, поэты и писатели - к литературе, певцы - к музыке. Любовь эту Светлана пронесла через всю жизнь. Она и сейчас очень активна: поет в местном хоре, ходит в библиотеку, не пропускает ни одного спектакля. И бережет память, собирая архивные материалы и фотографии для музея КарЛАГа.

"Мы были воспитаны настоящей интеллигенцией, где в школе к нам обращались только на Вы", - вспоминает Светлана.

Она удивляется, сколько же нужно было иметь сил, терпения и воли, чтобы никогда так и не рассказать никому о своих бедах. Она никогда не слышала жалоб. Ни от кого. Заключенные, оставшиеся жить в Долинке, - обретали здесь вторую родину. И пусть она была основана на трагических событиях, но люди привыкали, оседали и продолжали жить дальше.

Все эти люди были безвинными. Были приговорены за преступления, которых не совершали. Были насильно разлучены с родными и близкими. У них отняли все: и дом, и семью, и будущее. Их обрекли на голод, страдания, тяжелые физические работы и не затягивающиеся душевные муки. Но даже в таких суровых нечеловеческих условиях они оставались людьми и молча поддерживали друг друга.

"Я нашла счастье свое там, где миллионы людей имели столько горя и страданий", - заключает наша героиня. И в память о великих людях Светлана Хомич не устает делиться воспоминаниями и бережно хранит артефакты прошлого.

Я - образец времени, что выжило… История Лидии Пен

В Долинку попадали не только политзаключенные и репрессированные, но и депортированные люди. Лидия Сергеевна Пен была еще в утробе у матери, когда их семью насильственно из города Сучан Дальнего Востока переселили в Казахстан. Это случилось в октябре 1937 года. А в ноябре - на свет появилась наша героиня.

"Я - образец времени, что выжило", - считает Лидия Сергеевна. Несмотря на сильный голод, лишения, морозы, новорожденную девочку удалось выходить. Все благодаря помощи местного населения. "Они и сами испытывали сложности, - рассказывает Лидия Сергеевна о казахском ауле, - у них самих нечего было есть. И жили они в землянке. Но последним куском хлеба они делились с нами". Молока не было, и ребенку замачивали кусочек хлеба в ткань. Благодаря этому она выжила.

Депортация - это еще одно преступление Советского Союза против человечества. Оно было не менее трагичным, чем статья 58 УК РСФСР. И вновь - земля Карагандинской области стала приютом, убежищем для обездоленных, лишенных родины…

"Казахстан - моя вторая родина!" - признается наша героиня. Сегодня, в свои 84 года, она руководит ансамблем корейской песни "Химани", поддерживает традиции своего народа в Казахстане.

Более подробно истории наших героинь вы сможете узнать в документальном фильме "Я здесь. Дети КарЛАГа".

КарЛАГ оставил неизгладимый след в памяти детей Долинки. Политзаключенные, отбывавшие здесь срок, сумели передать им свои знания и умения, дали начало карагандинской промышленности, науке, культуре. Эти люди отдали свои жизни развитию региона. Дети же, выросшие в стенах лагеря, в благодарность об ушедшем поколении бережно хранят память о них.

Познакомиться с жизнью и бытом заключенных КарЛАГа вы сможете в Музее памяти жертв политических репрессий поселка Долинка (музей КарЛАГа), а также на Мамочкином кладбище, где покоятся дети и узницы лагеря.

Автор текста: Калимаш Бегалинова

Фотографии: Ашилова Мадина, Тимур Бошаев

Читайте также
Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная