counter.yadro.ru
МИКС
10 августа 2020 | 08:40

"Зачем терзаешь ты меня". Как Абай разделял любовь и страсть

Иконка просмотров страница Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

"Зачем терзаешь ты меня". Как Абай разделял любовь и страсть: 2020-08-10 08:40:00 - прочитайте ©Shutterstock

Абай Кунанбаев - великий казахский поэт, философ, переводчик, познакомивший казахский народ с произведениями русской литературы, реформировавший казахскую литературу. В его наследие входят легендарные "Слова назидания", в которых он прямо и жестко указывает на недостатки людей, рассуждает о праведной жизни и необходимости получать знания. Он высмеивал закостенелые обычаи и боролся за равноправие женщин. TengriMIX рассказывает, как мыслитель относился к прекрасному полу и почему разделял любовь и страсть.


Иконка комментария блок соц сети

Абай Кунанбаев - великий казахский поэт, философ, переводчик, познакомивший казахский народ с произведениями русской литературы, реформировавший казахскую литературу. В его наследие входят легендарные "Слова назидания", в которых он прямо и жестко указывает на недостатки людей, рассуждает о праведной жизни и необходимости получать знания. Он высмеивал закостенелые обычаи и боролся за равноправие женщин. TengriMIX рассказывает, как мыслитель относился к прекрасному полу и почему разделял любовь и страсть.

Абай широко известен своей просветительской деятельностью, его волновало положение простого народа, плачевная ситуация с образованием, средневековые обычаи, ставившие женщину в униженное положение. Одним из примеров является его работа над сводом законов под названием "Карамолинский устав". В нем, в частности, предлагается другой взгляд на аменгерство, закон, по которому вдову берет в жены родственник ее умершего мужа. Тогда считалось, что это правильная мера, так как женщине одной с детьми непросто выжить в суровой степи. Но Абай, наоборот, предлагал дать женщине право жить отдельно в том случае, если она не желает выходить замуж за аменгера (родственник умершего). Писатель понимал, что право выбора - это то, что дается человеку с рождения и не может быть отнято.   

Что интересно, в "Словах назидания" философ поощряет любовь к науке, тягу к знаниям, любовь к истине, от которой нельзя отступать даже под страхом смерти. В тексте практически не упоминаются женщины, при этом поэт жестко критикует людей, которые хотят создавать семьи просто для того, чтобы у них были дети, не задумываясь о последствиях, ответственности за них, призывая при этом давать своим детям лучшее образование.

 

Пожалуй, одним из самых известных стихотворений Абая является "Зрачок глаз моих" ("Көзімнің қарасы"). Поэт описывает душевные муки из-за неразделенной любви, называет себя "рабом страсти", который находит утешение, только найдя "жемчуг слов дорогих" для описания своей любви. Неслучайно эта песня получила народную любовь и ее продолжают исполнять и сейчас.

Ты зрачок глаз моих,
Пламень душ золотых.
Сердцу мук не избыть
Столь глубок шрам от них.

И мудрец весь седой,
Покачав головой,
Скажет: "Нет, средь живых
Не встречал я такой!"

Весь в слезах я брожу
И тоской исхожу,
Жемчуг слов дорогих
Для тебя нахожу.

В его стихах мужчина готов отдать все на алтарь любви ради своей красавицы, которую "не превзойдет никто".

"В тебе - краса, внимание - в нас,
Вот правда вся, что без прикрас.
От милой прелести твоей
Не отвести никак мне глаз.

Когда сойдемся к плоти - плоть,
Когда жар губ твоих проймет,
Когда огонь, что жег меня,
Вдруг опалит и мой живот.

Когда я сердцем изнемог,
Когда конца не знать не смог.
Я сокол тот, что коготь свой
Для лучшей жертвы приберег".

При этом писатель считал, что о чувствах можно узнать и без признаний, лишних слов: о любви расскажут глаза, взгляд:

Язык любви - язык без слов,
Глазами речь ведет любовь.
Тех, кто влюблен, не сбить с пути.
Хоть верь мне или прекословь.
Глаза горят, прекрасен лик,
На глади щек рубинов блик,
И шея блеском, как ледник,
И лук бровей, и тонкость рук.
Когда бы время нам найти,
До ложа тесного дойти,
Закрыть глаза, с ума сойти,
И, разомлев, не ведать мук…

 

Как и любому мужчине, Абаю ведомы муки ревности. Говоря о выборе девушками мужчин, он считает, что "суд на деле жесток".

Нас, влюбленных, не счесть.
Кто же милый твой есть?
Ты прости, я не смог
Толком речь произнесть.

Где-то ходишь, маня...
В тебе столько огня!
Неуемный твой смех
Покоряет меня!

Каждый верит в успех,
Ты желанна для всех.
Моей бедной душе
Нет покоя вовек...

Еще интереснее в контексте воспринимается стихотворение "Ах, что за жребий ждет меня?". В нем Абай указывает, что супружество еще не является гарантией любви. При этом поэтический герой уговаривает неверную супружницу вернуться, описывая, как его "верное сердце" страдает во тьме. Но, возможно, основная мысль стихотворения заложена в конце, где поэт пишет, что "твой взгляд ведь мне ни разу не подарил огня".

Твой взгляд ведь мне ни разу
Не подарил огня.
Ты не вернулась и меня
Ища не кликала к себе.
Горячей крови
Нет в тебе.
Прощай! Ты слышишь ли мой стон?
Увы, не любишь ты меня!
Твоим сияющим лицом
И телом, пышущим огнем.
Велел Аллах
Мне наслаждаться
Лишь в мечтах.
Неблагосклонностью казня.
Стрелу метнула ты в меня
Слепую, - бог судья тебе.
Но знай; никто в своей судьбе
Не волен, твой неверный шаг -
На справедливости весах.
Не будет он никем прощен
До рокового смерти дня!

Писатель особо ценит высокую, платоническую любовь. Ведь само чувство, возможность его испытывать - это дар, который не всякому дается. Его персонажу достаточно самого факта любви, даже если она остается неразделенной.

Пусть иссох от любви, пусть в тоске, как в огне,
Пусть о клятве забыв, холодна ты ко мне.
Пусть смеясь надо мной, унижаешь меня,
Бедный пленник любви, рад всему я вполне.

Женщин поэт любит неистово, несмотря на то что его сердце было разбито не один раз. В своих стихах великий Абай смог охватить все возможные сферы самого сложного человеческого чувства.

Я ничтожен, убог.
Без тебя я… Как быть?!
Я совсем изнемог
От коварства судьбы.
Раз создатель обрек,
Все увидишь в свой срок.
Пой, язык мой, сочась,
Тем, чем вечно томим.
Я устал каждый раз
Верить клятвам твоим.
Быть в печали доколь?
Как облегчить мне боль?
У меня уж без слез
О тебе нет и дня.
Ни письма не пришлешь,
Чтоб приветить меня.
Сердцу свет уж не мил,
Нет моих больше сил.
Если плач этот мой
Вдруг услышан тобой,
Для тебя шлю настой,
Чтоб воспряла душой.
Мыслей выправив путь,
Он вернет твою суть.

Впрочем, и любовь, по мнению гениального поэта, не вечна. И даже брак, основанный на любви, не гарантирует ее сохранение.

Порой строптивая душа
К любви взовет, бедняжка!
Страстей и мук испить спеша,
Забьется сердце тяжко.

Пережитое, бремя лет
Не гасят жар сердечный.
Любовь - извечно жизни цвет,
Но и она не вечна.

А без любви твой друг - тщета,
Нет худшего на свете.
И не вздыхай, что жизнь пуста, -
Есть друг, жена и дети.

Но в друге истинном найдешь
Ты то, что сердцу надо.
Корысть, тщеславие - все ложь,
Без друга нет отрады.

Кроме того, поэт в своих стихах четко разделяет низменное и высокое - страсть и любовь. За любовь стоит умирать, а страсть - это похоть.

Пути различны у любви и страсти.
Земная страсть - у похоти во власти.
Любимая! Прекрасней нет на свете!
Пусть я умру, но ты живи и здравствуй!
Моей душе блаженства ты дарила.
Сияй, мой свет, не прячь улыбки милой!
Пусть говорят, что нет на вкус мерила,
Ты целый мир красою покорила!
Любовь придет, собою не владеешь,
Как в лихорадке, истощав, худеешь.
Отчаявшись, трясешься, как в ознобе,
Надеясь, снова - и горишь, и млеешь.

Впрочем, не осуждает поэт и поддавшихся страсти, ставших "невольными над своим сердцем".

В ночи приутихшей Луна,
В воде отражаясь, дрожит.
В логу за аулом, бурна,
Река, разливаясь, бежит.

Где шепот листвы под луной
Едва ли уловит твой слух,
Где пыли не видно земной
Под зеленью буйной вокруг.

Где окриков, лая разгул
С гор эхо доносит скорей,
Ты вспомни, как шел за аул,
Чтоб встретиться с милой своей.

Нежна, не противясь ни в чем,
На что бы ее ни обрек,
Волнуясь, дыша горячо,
В плену у напрасных тревог.

Над сердцем своим не вольна,
Дар речи теряя с тобой,
К груди твоей льнула она,
Отдавшись тебе с головой.

Возможно, один из примеров любви на всю жизнь - это стих Абая про храброго джигита, отправившегося наказать врага. Его невеста в это время тоскует и ночи напролет готовит свадебный наряд.

Но спешкой, милая моя,
Тебе не тронуть Бога.
Сомнений горьких не тая,
Я за тебя в тревоге.

Джигит, задетый пулей в грудь,
Погиб во имя чести.
И если он успел вздохнуть,
То только о невесте.

Беда коль косит, всех подряд, -
Узнавши о кончине.
Надев, как саван, свой наряд,
Она ушла в пучину.

Ушла туда, к своей мечте,
Где каждый смертный вечен.
Но как сказал ей в суете,
Что там возможна встреча.

Ушла искать свою любовь
Без страха и испуга.
Но если встретятся там вновь,
Им не узнать друг друга.

В стихах Абая многогранно отражаются сложнейшие отношения мужчин и женщин. В то непростое время он не боялся осуждения общества и открыто говорил о своих чувствах, пытался отразить свои душевные переживания, показывал трагедию, которая равным образом задевает и влюбленных - мужчин и женщин.

Читайте также
Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная