1. Главная
  2. Узнай
  3. Экономика
  4. Компании и банки

600 миллиардов потратили пользователи казахстанских онлайн-магазинов за год 12 марта 2021, 10:00

Пандемия коронавируса оказала сильное влияние на многие привычки рядовых потребителей - казахстанцы стали больше покупать онлайн, средний чек
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Vkontakte
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники
  • Telegram
Новостью поделились: человек

Пандемия коронавируса оказала сильное влияние на многие привычки рядовых потребителей - казахстанцы стали больше покупать онлайн, средний чек таких покупок вырос в полтора раза.

Консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers совместно с ассоциацией “Цифровой Казахстан” проанализировала рынок розничной электронной коммерции в Казахстане. В данном исследовании приняли участие крупнейшие представители онлайн-ретейла: Kaspi.kz, Mechta.kz, Леруа Мерлен Казахстан, Казпочта и другие.

Объем рынка онлайн-покупок по итогам 12 месяцев 2020 достиг 596 миллиардов тенге, что на 82 процента выше показателей 2019 года - тогда общий объем достигал 327 миллиардов тенге.

Согласно данным исследования, средняя стоимость одной покупки выросла на 52 процента и составила 23 тысячи тенге. Это говорит о том, что казахстанцы стали делать онлайн более дорогие, весомые покупки, а также вошло в привычку приобретать сразу по нескольку товаров.

Покупатели стали больше доверять онлайн-магазинам, соответственно, клиенты, которые покупали только офлайн, теперь, преодолев барьер недоверия, могут совершать покупки в онлайне, но в то же время многие получают удовольствие от живого общения с продавцом. Во время консультации и выбора товара они могут обменяться новостями, мнениями. Офлайн продолжает быть востребованным.

Выбор товара непростой шаг для покупателя, поэтому мы активно работаем над контентом и отзывами, тем самым помогая покупателю сделать правильный выбор.

– Mechta.kz

Аналитики PwC отмечают, что отсутствие возможности приобретать товары в привычных офлайн-магазинах в условиях карантинных ограничений способствовало улучшению онлайн-платформ, совершенствованию сервисов, процессов оплаты и доставки. Это в свою очередь повлияло на увеличение доверия со стороны потребителей и послужило более быстрому развитию электронной коммерции и росту спроса на онлайн-шопинг.

Участники рынка достойно справились с резко возросшим спросом на покупки в онлайне. Получив положительный первый опыт онлайн-покупки, потребители будут продолжать делать такие покупки далее. Также 2020 год продемонстрировал потенциал и важность электронной коммерции для розничной торговли, значительно ускорив ее дальнейшее развитие.

– Kaspi.kz

Если же говорить о роли именно мобильных маркетплейсов в формировании картины отечественного онлайн-ретейла, то здесь показатели тоже впечатляющие - 88 покупок из ста совершаются с помощью смартфона или планшета.

Мобильные приложения и веб-сайты, как инструменты для электронной коммерции, продолжают развиваться и становятся все более удобными и адаптированными для использования со смартфонов. Тем самым все больше людей пользуются мобильными телефонами для совершения покупок в интернете.

Для электронной коммерции однозначно 2020 год был очень успешным. Он способствовал развитию E-commerce во всех отраслях. Компании, которые ранее не работали онлайн, очень сильно пострадали от введения ограничений, карантина и локдауна. Компании, которые быстро смогли адаптироваться к ситуации, успешно развивают свой бизнес и сейчас. Как уже говорили ранее, покупатели стали более открыты к покупкам онлайн и после снятия ограничений.

– Mechta.kz

Аналитики отмечают, что максимальный рост покупок произошёл в третьем квартале 2020 года (+65% ко второму кварталу). Причиной может быть как фактор отложенного спроса, так и завершение перехода большинства участников рынка к новым реалиям: улучшение качества сервиса, отладка логистических процессов и расширение ассортимента товаров. Кроме того, в этот отчетный период было зафиксировано максимальное увеличение среднего чека к показателям годовой давности (+81 процент), что еще раз свидетельствует о факторе отложенного спроса на крупные покупки (бытовая техника, гаджеты и другая электроника).

Ключевым изменением в поведении потребителей было резкое увеличение спроса в онлайне. Мы подключили к нашему маркетплейсу большое количество новых продавцов, тем самым расширили ассортимент товаров. Организовали бесплатную доставку по всему Казахстану, чтобы сделать покупки онлайн еще более доступными для клиентов.

– Kaspi.kz

В четвертом же квартале динамика роста онлайн-ретейла пошла на спад. Также уменьшился на 4 процента средний чек. В эталонном 2019 году четвертый квартал демонстрировал прирост на 30 процентов - здесь и предновогодние подарки, и традиционный спрос на крупные покупки под конец года. Эксперты связывают этот спад со смягчением ограничительных мер - часть покупателей предпочла вернуться в ТРЦ и магазины, с другой стороны, сохраняется фактор неуверенности людей в финансовой стабильности на фоне всё тех же ожиданий новый волн пандемии.

Как отмечает партнер PwC Казахстан Наталья Лим, розничная электронная коммерция уже не первый год является одним из самых быстрорастущих трендов не только в Казахстане, но и в мире. Если еще год назад онлайн-продажи для многих были второстепенным каналом продаж, то после 12 месяцев жестких ограничений, локдаунов и изоляции розничные игроки изменили свои приоритеты. Перераспределение ресурсов произошло в пользу развития интернет-площадок, так как потребители ушли в онлайн. Большинство участников исследования сходятся во мнении, что рост будет продолжаться и в 2021 году. На маркетплейсы всё больше будут приходить представители малого бизнеса, что приведет не только к увеличению ассортимента и предложений по товарным позициям, но и к совершенствованию логистических процессов, что в свою очередь создаст хороший стимулирующий эффект для бизнеса, у которого появятся новые возможности для расширения своих ресурсов.

Ознакомиться с полной версией исследования можно по ссылке



Firebase Cloud Messaging