1. Главная
  2. Узнай
  3. Экономика
  4. Компании и банки
Материал подготовлен при поддержке сети ТРЦ MEGA

Что происходит с казахстанским ритейлом 26 февраля 2021, 14:00

2020 год точно войдет в учебники по экономике, а ритейлу в них будет посвящена отдельная глава. За время пандемии отрасль пострадала едва ли
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Vkontakte
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники
  • Telegram
Новостью поделились: человек

2020 год точно войдет в учебники по экономике, а ритейлу в них будет посвящена отдельная глава. За время пандемии отрасль пострадала едва ли не больше всех. Торгово-развлекательные центры в Казахстане практически полгода стояли закрытыми, а компаниям пришлось срочно перекраивать бизнес-процессы – налаживать доставку, смотреть в сторону диджитализации, осваивать производство новых товаров. Разбираемся, что сейчас происходит в сфере ритейла в Казахстане и с каким багажом участники рынка вступили в 2021-й.

Мировые бренды

В декабре 2020 года в ТРЦ MEGA Alma-Ata закрылся на реконструкцию магазин ZARA. Это был первый магазин бренда в Казахстане, он открылся в 2010 году и с тех пор ни разу не менялся. Недавно на своих страницах в соцсетях MEGA приоткрыла завесу и рассказала, каким будет обновленный магазин. Во-первых, он станет больше – площадь увеличили на 30 процентов, а во-вторых, он будет полностью соответствовать новой концепции бренда. Больше света, больше открытого пространства, просторные примерочные, удобная навигация между рейлами и стеллажами.

Любопытно, что в середине 2020 года компания объявила о намерении закрыть около 16 процентов магазинов по всему миру, оставив лишь самые удачно расположенные и самые популярные. Очевидно, что ZARA в ТРЦ MEGA Alma-Ata входит в число популярных.

Многие другие глобальные бренды тоже не поменяли свои планы по присутствию на казахстанском рынке. В апреле 2021 года откроется первый в Нур-Султане магазин известного английского бренда Superdry, выбрав для выхода на рынок ТРЦ MEGA Silk Way. До этого бренд был представлен только в Алматы.

Уверенно чувствуют себя на казахстанском рынке бренды из среднего ценового сегмента. Хороший пример – турецкая сеть LC Waikiki. В прошлом году, сразу же после летнего локдауна, компания презентовала обновленный магазин в ТРЦ MEGA Park. Его площадь была увеличена почти в два раза, появились отдельные корнеры для обуви, товаров для дома и домашней одежды.

По словам генерального директора сети ТРЦ MEGA Айдына Каимова, товарооборот таких арендаторов не упал и находится на "докарантинном" уровне, а товарооборот арендаторов из сегмента средний плюс после локдауна даже увеличился.

"Безусловно, немаловажную роль здесь сыграли специальные предложения и грандиозные скидки, которые бренды провели до старта классического сезона распродаж", – отметил он.

Местные компании

Пандемия и последовавший за ней локдаун показали многим казахстанским компаниям, что игнорировать онлайн-продажи больше нельзя. Нужно срочно меняться – запускать интернет-магазины, искать возможности доставки. Но процесс это непростой и требует изменений не только со стороны конкретного бизнеса, но и общества в целом. По словам Инны Апенко, основательницы бренда детской одежды Mimioriki, онлайн-продажи в ее компании составляют не более 12 процентов от того, что продается офлайн.

Любопытны в этой связи и мировые исследования: по итогам 2020 года Казахстан занял 60-е место из 152 стран мира по развитию онлайн-торговли (это данные из доклада Конференции ООН по торговле и развитию онлайн-торговли). Причем в докарантинном 2019 году наша страна занимала более высокую, 56-ю, позицию в этом рейтинге.

В итоге, несмотря на сложившуюся ситуацию, местные ритейлеры не собираются отказываться от торговых точек в офлайне. Один из примеров – бренд Qazaq Republic, который производит одежду и аксессуары с казахстанской айдентикой. На протяжении нескольких лет товары QR продавались только онлайн и в партнерских магазинах, а в ноябре 2020-го компания обзавелась фирменным магазином в Нур-Султане. Весной такой же магазин открывается в Алматы. Оба находятся в сети ТРЦ MEGA.

"За время карантина мы перестроили бизнес-модель, прокачали онлайн-коммуникацию с клиентами и в итоге вышли на позитивную динамику продаж, - рассказывает основатель Qazaq Republic Сакен Жолдас. – Это как раз и стало толчком к открытию собственных офлайн-точек. Мы хотим, чтобы нашим клиентам были доступны разные способы покупки. Кроме того, имея свои фирменные магазины, мы можем лучше донести идею бренда до потребителя".

Сакен подчеркивает, что органический поток посетителей, который генерирует "Мега", дает им возможность быть ближе к разным категориям потребителей и завоевывать новую аудиторию.

Девелоперы такую тенденцию тоже подтверждают. По словам Айдына Каимова, сейчас в MEGA занято 98 процентов торговых площадей. Несмотря на то что 6 процентов арендаторов во время пандемии вынуждены были уйти из торгового центра, на их место приходят другие. Происходит качественная ротация арендаторов – обычная процедура для любого ТРЦ. Кстати, в 2020 году в сети ТРЦ MEGA произошла ротация одного из якорных арендаторов: вместо "Рамстора", который закрыл свои магазины в Казахстане, в MEGA зашли Galmart и Magnum с концепцией Magnum Super.

"Мы понимаем, что для полноценного восстановления рынка ритейла в Казахстане потребуется не менее трех лет, но процесс уже запущен, и мы с оптимизмом смотрим в будущее", - комментирует Айдын Каимов.

Ресторанная индустрия

Рассказывая о казахстанском ритейле, невозможно обойти вниманием рестораны. Многие из популярных заведений имеют точки в ТРЦ, и два бизнеса работают в тесной связке. После череды локдаунов увереннее всего чувствуют себя качественные ресторанные концепции. Буквально на днях в MEGA Alma-Ata открылся "островок" легендарного кондитерского дома Ladurée, а в марте в этом ТРЦ откроется любимый многими итальянский ресторан Mamma Mia.

В апреле в ТРЦ MEGA Park открывается ресторан восточной кухни Rumi (и это при том, что у компании есть онлайн-ресторан и система доставки). В столичном MEGA Silk Way ожидается открытие двухэтажной бургерной #FARШ, франшизы Novikov Group. Это будет их третья точка в Казахстане.

Или, к примеру, пекарня-кондитерская Paul. Всемирно-известная французская сеть успешно работает в Казахстане с 2014 года и вот спустя 7 лет открывает первую точку в Нур-Султане. Она появится в апреле в ТРЦ MEGA Silk Way и станет флагманской в столице.

Ресторатор Юрий Негодюк рассказывает, что открытие планировалось еще в декабре 2020-го, но карантин изменил планы: в жестком локдауне была не только казахстанская сторона, но и партнеры из Франции. Однако мыслей о том, чтобы свернуть деятельность по расширению сети, у владельцев не возникало.

"Сейчас мы видим, что ресторанная отрасль потихоньку восстанавливается. А лояльность к бренду Paul настолько высока, что мы уверены: в Нур-Султане он будет так же популярен, как и в Алматы", - отметил он.

Из комментариев участников рынка следует, что ритейлеры намерены увеличивать присутствие офлайн, считая его наиболее эффективным каналом продаж и коммуникации со своей аудиторией.