10 февраля 2022 | 12:14

Куанышбек Есекеев: Даже в трудные времена "Казахтелеком" всегда шел в рост

ПОДЕЛИТЬСЯ

В первой части большого интервью с председателем правления АО "Казахтелеком" Куанышбеком Есекеевым мы рассказали о том, как решаются трудовые споры в компании. В частности, компания "Казахтелеком" нарастит общий объем своего фонда оплаты труда до 77 миллиардов тенге – такое решение было принято еще в конце прошлого года, в связи с пересмотром в сторону повышения окладов сотрудников массовых профессий. Во второй части интервью пришло время поговорить о преобразованиях, которые произошли в крупнейшем телеком-операторе в последние годы и будут продолжены в ближайшее время.


В первой части большого интервью с председателем правления АО "Казахтелеком" Куанышбеком Есекеевым мы рассказали о том, как решаются трудовые споры в компании. В частности, компания "Казахтелеком" нарастит общий объем своего фонда оплаты труда до 77 миллиардов тенге – такое решение было принято еще в конце прошлого года, в связи с пересмотром в сторону повышения окладов сотрудников массовых профессий. Во второй части интервью пришло время поговорить о преобразованиях, которые произошли в крупнейшем телеком-операторе в последние годы и будут продолжены в ближайшее время.

Читать первую часть интервью

- Помимо трудовых споров, есть еще и акционеры "Казахтелекома", которые могут быть втянуты в полемику о необходимости увеличения дивидендов в их пользу, в том числе за счет сокращения инвестиций – здесь, на ваш взгляд, компании нужно менять подходы?

- Это неизбежный спор в любой публичной компании, потому что инвестиции – это ведь всегда нераспределенные дивиденды. Наша компания придерживается той позиции, что на дивиденды должно уходить не более 30 или 40 процентов, все оставшееся должно уходить в развитие. Иначе бы Казахстан просто не получил 86 тысяч километров оптики, международные каналы транзита и 4G-сети, если бы мы активно не тратили прибыль на инвестиции. Я думаю, что баланс 30 процентов на интересы акционеров и 70 процентов на бюджет развития надо сохранять, и имею все основания полагать, что акционеры довольны нашей дивидендной политикой. Я просто напомню, что по итогам 2017 года размер дивидендов составил 71,2 процента от чистой прибыли, и тогда на каждую простую акцию было начислено 1595,8 тенге. А в 2020 году советом директоров был предложен размер дивидендов в 30 процентов от чистой прибыли, что принесло каждому обладателю простой акции 1730,88 тенге в виде дивиденда.

То есть наши акционеры убедились, что инвестиции компании эффективны и способны проносить им большую прибыль, чем сиюминутное распределение доходов. При этом стоимость наших акций выросла за последние 4 года вдвое, с 17 тысяч до 34 тысяч тенге, в общем, как мне кажется, текущая дивидендная политика, когда мы обеспечиваем высокую доходность в первую очередь за счет новых инвестиций, акционеров должна удовлетворять. Но окончательное решение о размере дивидендов принимается общим собранием акционеров: со своей стороны менеджмент компании понимает желание акционеров зарабатывать на дивидендной доходности акций и готов к внесению изменений в дивидендную политику, если акционерами будет принято соответствующее решение.

- Как компания умудряется сохранять финансовую устойчивость при постоянно растущих капзатратах, к которым в последние годы прибавился еще и существенный рост соцобязательств?

- На самом деле никаких секретов тут нет: финансовая устойчивость и лояльность акционеров при растущих капзатратах может быть достигнута только за счет высокого качества вложений и максимального снижения рисков, связанных с новыми проектами, в которые "Казахтелеком" направляет свои средства. Достигается это с помощью инструмента проектного управления: крупнейший телеком-оператор был одной из первых компаний Казахстана, кто внедрил систему управления проектами. Произошло это еще в 2002 году, за год до того, как в стране была создана Казахстанская ассоциация управления проектами. С этого времени любой инвестиционный проект оформляется в "Казахтелекоме" в формате бизнес-плана, проходит обязательные экспертизы внутри компании, а окончательное решение об инвестировании принимается коллегиально высшим органом по управлению проектами – проектным комитетом, в состав которого входят члены правления общества. Причем мы мониторим любой проект и после его реализации, до той поры, пока он не окупит вложенные в него средства и не станет частью повседневной операционной деятельности компании, генерирующей прибыль.

- Вы возглавляете одну из крупнейших национальных компаний страны на протяжении 12 лет, при том что меняются и составы правительства, и руководство фонда "Самрук-Казына". В обществе уже сложился определенный стереотип об обязательной аффилированности менеджмента "дочек" фонда с чиновниками большого ранга, но ваш пример как-то в эту схему не укладывается, поделитесь секретом вашего служебного долголетия.

- Опять же никакого особого секрета в этом не вижу: я сразу, как только пришел руководить крупнейшей телекоммуникационной компанией страны 12 лет назад, избрал своей политикой равноудаленность от всех: учредителей, акционеров, государственных органов, в том числе, как вы выразились, от "чиновников большого ранга", чтобы при принятии тех или иных решений или реализации проектов не попадать в ситуацию конфликта интересов. Себя я считаю нанятым менеджером, который должен делать все возможное для развития компании, увеличения ее капитализации, удовлетворения потребностей клиентов. И как мне представляется, все эти годы, что я работаю председателем правления "Казахтелекома", показывают, что мы движемся в правильном направлении.

Я к такому выводу прихожу хотя бы потому, что за все это время компания ни разу не падала по своим основным финансово-экономическим показателям, более того, даже в самые трудные для себя и экономики времена "Казахтелеком" всегда шел в рост и всегда старался полностью удовлетворить потребности абонентов. И все это стало возможно благодаря самоотверженной работе наших сотрудников, я понимаю, что это слово здесь звучит высокопарно, но по-другому некоторые периоды нашей деятельности охарактеризовать не могу. Помните пандемию, карантин весной 2020 года, когда практически вся страна перешла на дистанционный формат работы, а потом – и на дистанционное обучение? Тогда на протяжении 6 месяцев в компании никто в отпуска не уходил, мы все вместе буквально жили на работе, чтобы удовлетворить спрос на подключения, перевести основную часть абонентов на дистанционное обслуживание, решить все проблемы абонентов со связью.

Или вот проект по строительству волоконно-оптических линий на селе: его завершающий второй этап пришелся на 2020 год, мы его осуществляли в разгар пандемии, когда во всех регионах стояли блокпосты, опять же все было выполнено в срок, сейчас на базе ВОЛС разворачиваются другие проекты, которые приводят широкополосный доступ в каждый дом. Но без строительства базовой магистрали всех этих проектов не было бы, свыше 1000 казахстанских сел по-прежнему оставались бы без высокоскоростного интернета. Причем некоторые из них вообще не имели бы до сих пор выход в интернет, даже с низкими скоростями и качеством. В общем, мы решаем проблемы страны, мы решаем проблемы потребителей, мы приносим прибыль акционерам, и мы постоянно развиваемся, постоянно предоставляем рынку новые продукты. Наверное, это и есть секрет моего кадрового долголетия, я другого объяснения не нахожу.

- Ну и напоследок поделитесь планами: какие новшества для своих клиентов – и розничных абонентов, и бизнес-сегмента – "Казахтелеком" готовит в этом году?

- Мы продолжим расширение сети покрытия по всей территории страны, в том числе по технологиям FWA, GPON, чтобы обеспечить связью и доступом к интернету максимальное количество населения, включая сельские населенные пункты. Я бы даже сказал так: в этом году "Казахтелеком" будет делать инфраструктурную революцию в пригородах, потому что там у нас кое-где и связи по технологии ADSL нет, поскольку новые дома иногда быстрее строятся, чем инфраструктура к ним. У каждого из больших городов появились большие пригороды, они требуют соответствующей инфраструктуры, но везде оптику не проложишь, поэтому мы и хотим сделать упор на фиксированную беспроводную связь, FWA, где зона покрытия одной станцией – 500 метров, скорость – 80 мегабит в секунду.

Мы уже реализовали такое покрытие в Косшы, во всех пригородах сейчас уже идет подготовительная работа. Кроме этого, продолжится реализация проекта по предоставлению услуг платного телевидения: капитальные затраты на данные проекты обеспечивают поддержание и рост качества предоставляемых услуг, а также способствуют увеличению выручки от реализации. Следующая новинка связана с облачными услугами, мы готовим продукт в области сервисов облачного хранения данных, такого же формата, как Яндекс.Облако, или Yandex.Cloud, будем выводить свои облачные услуги на рынок в этом году. Ну, и будем дальше заниматься развитием стандарта 5G – в Туркестане у нас уже есть хорошие результаты, мы там установили 6 базовых станций. Теперь с министерством отрабатывается диапазон этого стандарта, отрабатывается формат выдачи разрешений, так что планов на этот год у нас много.

Партнерский материал
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 489.49   537.05   5.04 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети