1. Главная
  2. Узнай
  3. Экономика
  4. Компании и банки
Партнерский материал

Маркировка алкоголя добавит в бюджет 8,5 миллиарда тенге28 октября 2020, 11:00

1 июля 2019 года в Казахстане стартовал пилотный проект маркировки алкогольной продукции.

Главными бенефициарами внедрения новации станут граждане страны. Во-первых, они получат защиту от появления на рынке алкоголя контрафактной и суррогатной продукции, что крайне важно в ситуации, когда страну буквально захлестнул поток дешевого контрабандного и самопального алкоголя.

Так, по данным главы ассоциации "КазАлкоТабак" Амиржана Калиева, нелегально реализуется до 18 миллионов литров, или 40 процентов водочного рынка (за 2019 год). По данным экспертов, часть нелегальной водки – это суррогаты, которые опасны для жизни и здоровья людей. По данным КГД МФ РК, за 2019 год выявлена реализация 6,2 миллиона литров крепких алкогольных напитков (14 процентов рынка) без соответствующих документов. Только за июль 2020 года в Костанайской и Акмолинской областях 23 человека скончались от отравления суррогатным спиртом. По словам руководителя токсикологического отделения городской больницы скорой помощи Алматы, "превалирующее количество больных – это отравление алкогольными продуктами и суррогатами алкоголя".

Во-вторых, в результате внедрения маркировки на первом этапе Казахстан получит дополнительно до 8,5 миллиарда тенге в бюджет, которые смогут быть направлены на нужды здравоохранения, образования или социальной защиты. В настоящий момент Казахстан с учетом уровня контрабанды и контрафакта, наоборот, теряет, по различным экспертным оценкам, до 20 миллиардов тенге потенциальных налоговых поступлений в год.

"Маркировка для потребителей обеспечит покупку проверенной и качественной продукции. В алкогольном бизнесе повысится конкурентоспособность добросовестных участников рынка, бренды будут защищены", - считает управляющий директор по развитию бизнеса "Центра развития цифровой экономики" АО "Казахтелеком" Нуржан Баекеев.

Кроме этого, по его мнению, за счет безбумажного взаимодействия с контрагентами в системе электронного документооборота, облегчения процесса отчетности о товарообороте, а также оптимизации цепочки поставок в связи с доступом к данным о движении продукции в реальном времени будут серьезно оптимизированы бизнес-процессы производителей алкоголя.

"Это может помочь предприятиям снизить себестоимость продукции в среднесрочной перспективе", - считает Нуржан Баекеев.

Пилотный проект, в котором принимают участие 5 производителей, 2 импортера и около 20 розничных точек, планируется завершить до конца 2020 года.

"Мы предложили Министерству финансов запустить у нас систему учета при розливе алкогольной продукции, то есть цифровую маркировку, и первыми зашли в этот пилотный проект, потому что мы, как добросовестный производитель, заинтересованы, чтобы все игроки на рынке были добросовестными", - считает директор компании - производителя напитков Станислав Максимец.

Напомним, единым оператором маркировки в Казахстане является компания "Казахтелеком".