Рекламный материал

Ретейлеры Казахстана: "Главный наш конкурент - базар, и это проблема для государства"

06 декабря, 13:11
16

Чтобы поддержать экономический рост, надо вывести торговлю из тени. По данным исследований Euromonitor International и McKinsey & Company, доля современной цивилизованной торговли в Казахстане сегодня составляет всего 23 процента от общего объема, в то время как, например, в Турции - 40 процентов, в нашем партнере по Евразийскому союзу - России - 66 процентов (и столько же у другого соседа - Китая), а в наиболее развитых странах, как США, - 85 процентов. Учитывая, что с той же Россией нас связывает общий рынок, уходить от базарной торговли необходимо как можно скорее.

На Форуме больших сделок Exim Big Deals в Алматы собрались триста ретейлеров, дистрибьюторов и товаропроизводителей из Казахстана, России, Беларуси и Узбекистана. Вопрос, который больше всего волнует крупнейших игроков рынка: как развиваться дальше и есть ли для этого перспективы?

По общему мнению, гораздо большей проблемой для страны, ее экономики и, в частности, для рынка ретейла является не волатильность валютного курса и даже не налоговое давление, а до сих пор процветающий теневой рынок в виде всем привычных базаров.

"Мы, как лидер рынка, за свою долю боремся не с другими ретейлерами, а с обычными базарами, - рассказал коммерческий директор крупнейшей в Казахстане торгово-розничной сети Magnum Яков Фишман. - Там до сих пор рынок находится в тени. Мы же полностью выводим сферу торговли из теневого оборота: работаем только с поставщиками, полностью уплачивающими все налоги, сертифицирующими свой товар и так далее".

"Что интересно, - добавил спикер, - государственные чиновники и налоговые органы практически мгновенный экономический эффект видят в тех районах, где открывается Magnum. Потому что мы выводим значительную часть торговли там из тени в свет. Мы по ценам давно уже конкурентны с базарами, часто даем цену ниже за счет того, что работаем напрямую с крупными производителями и поставщиками. Но на базаре вы до сих пор можете найти и контрабанду, и контрафакт, просто товары без всякой документации - неизвестного происхождения, за качество которых никто не будет отвечать и с продажи которых, разумеется, никто не платит ни копейки налогов и таможенных сборов".

Лидера рынка в этом поддержали и остальные ретейлеры из всех регионов страны, называя многочисленные примеры, когда рынок "в стиле девяностых" продолжает успешно существовать в Казахстане. Даже торговым сетям регулярно предлагают крупные партии контрафакта - то есть продавцы этого товара настолько вольготно себя чувствуют, что не видят в этом ничего из ряда вон выходящего.

При этом потребление в Казахстане растет. Это подтвердил на форуме Асланбек Джакупов, директор Департамента развития предпринимательства Миннацэкономики. По его словам, рост составил около 8 процентов за год. Государство вкладывает в это значительные средства, кредитуя бизнес через фонд "ДАМУ".

Но серьезные предприниматели, которые инвестируют в свой бизнес, закупают современное складское и торговое оборудование, зачастую не выдерживают конкуренции с "теневиками". Страдают от этого не только они, но и государство, которое не получает запланированных налогов, теряет добросовестных заемщиков и так далее.

Противоречия также выявились между ретейлерами и дистрибьюторами товаров. Однако все они, как заметил коммерческий директор Magnum, - не более чем вопросы роста: постепенно решаются путем компромисса или рыночного отсева. Недобросовестные или слабые игроки будут вынуждены уступить место тем, кто готов вкладываться в инновации и сократить собственные доходы ради поддержки покупателя.

Генеральный директор Exim Partners, организатора форума, Елена Саргалдакова отдельно поблагодарила Magnum за участие в форуме и даже организованную для конкурентов экскурсию по своему гипермаркету. По ее мнению, это достойное поведение для флагмана рынка и хороший пример для других сфер, когда общий интерес ставится выше сиюминутных выгод.

В целом участники форума сошлись во мнении, что цивилизованный рынок ретейла будет продолжать расти в Казахстане, постепенно вытесняя теневую торговлю. В этом помогла в том числе новая финансовая политика инфляционного таргетирования. Она избавила рынок от шоков одномоментных девальваций, позволила планировать поставки товаров на более длительные сроки и смягчать инфляционное давление на покупателя. Как заметил советник председателя Нацбанка РК Айдархан Кусаинов, "потребители и рынок дедолларизировались - все планируют и мыслят в тенге. Это тоже сильно помогает бизнесу. Курсовое влияние на цены сильно сократилось".

Рынок Казахстана становится все более привлекательным для новых игроков, растет конкуренция со стороны компаний из России и Беларуси. По мнению Якова Фишмана, в этом есть только плюсы: "Конечно, конкуренция нам нужна - это заставляет нас изучать все новые и новые инструменты, вкладывать десятки и сотни миллионов тенге в инновационные решения, новые разработки и исследования. Мы готовы к конкуренции, мы пошли на существенное сокращение доходов, чтобы сделать нашу сеть лучшей, чтобы поддержать любимого покупателя в самые тяжелые моменты и даже расшириться. Но главное - чтобы эта конкуренция была честной и прозрачной с точки зрения законов нашей страны".

Руководитель популярного в сфере ретейла российского проекта Retail.ru Наталья Марова оценила успехи казахстанского рынка за последние годы. Она заметила, что даже сам подход к покупателю изменился, и в этом плане есть чему поучиться у казахстанцев.

Получить короткую ссылку


Нравится Поделиться
Хотите больше статей? Смотреть все
Показать комментарии (16)
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц