Terminals Holding (ОАЭ), управляющая аэропортом Нурсултан Назарбаев, готовится покинуть проект. Tengri Travel решили узнать, что будет с миллиардными инвестициями и проектами, обещавшими преобразить воздушную гавань Астаны. Подробнее — в материале.
По информации распространившейся в сети, компания Terminals Holding (ОАЭ) прекращает сотрудничество по управлению аэропортом Астаны. В акимате столицы подтвердили, что с инвестором ведутся переговоры о расторжении соглашения.
"Между акиматом Астаны и компанией Terminals Holding (ОАЭ) ведутся переговоры о прекращении сотрудничества по управлению аэропортом по соглашению сторон. Согласно действующему законодательству по итогам принятия окончательного решения будут проведены соответствующие процедуры по прекращению процесса доверительного управления столичным аэропортом", — сообщили в управлении активов и государственных закупок города.
В ведомстве добавили, что, несмотря на переговоры, аэропорт продолжает работу в прежнем режиме.
"Аэропорт Астаны продолжит реализацию проектов по увеличению пропускной способности, обновлению инфраструктуры и повышению уровня сервиса", — отметили в управлении.
В аэропорту Астаны уточнили, что его единственным акционером остаётся акимат города.
"Акционером "Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев" со 100-процентным участием является акимат Астаны", — сообщили в ответ на запрос редакции.
Отметим, что ответы на вопросы о том, кто инициировал прекращение сотрудничества, по каким причинам принято решение, какой объём работ уже выполнен инвестором и как будут финансироваться дальнейшие проекты, мы не получили.
Ремонт взлётно-посадочной полосы
Напомним, 31 октября в аэропорту завершился плановый этап ремонта взлётно-посадочной полосы, который проводился с 1 сентября по 31 октября 2025 года (за исключением периода с 5 по 7 сентября).
В это время взлёты и посадки выполнялись только до 10:00 и после 18:00, но, как уточнили в пресс-службе, отмен рейсов не было.
По данным аэропорта, проведённые работы сделали "аэродромную инфраструктуру надёжнее и привели её в соответствие с международными стандартами безопасности полётов".
Во время ремонта:
- заменили асфальтовое покрытие на взлётно-посадочной полосе, магистральной рулёжной дорожке и перроне;
- обновили дневную разметку аэродрома по современным стандартам;
- модернизировали светосигнальное оборудование – вместо старых галогеновых огней установили светодиодные;
- провели работы по улучшению технического состояния аэродрома и повышению безопасности.
С 1 ноября аэропорт работает в штатном режиме.
В пресс-службе также добавили, что на 2026 год запланирован новый этап ремонтных мероприятий.
"В 2026 году запланирован следующий этап ремонтных мероприятий. В план работ включены: отдельные участки взлётно-посадочной полосы; магистральная рулёжная дорожка; перронная инфраструктура. Цель – дальнейшее повышение надёжности аэродромного комплекса и обеспечение устойчивого роста авиаперевозок", — уточнили в аэропорту.
Соглашение на 1,1 миллиарда долларов
Напомним, в 2025 году Министерство транспорта Казахстана и компания Terminals Astana Airport Limited (входит в состав Terminals Holding, ОАЭ) подписали инвестиционное соглашение на сумму 1,1 миллиарда долларов США.
Документ предусматривал развитие аэропорта и создание вокруг него инновационного инфраструктурного комплекса — аэротрополиса.
Согласно планам, инвесторы намеревались построить:
- новую взлётно-посадочную полосу длиной 3,5 километра;
- расширенный и новый международный терминал;
- модернизированный грузовой терминал;
- увеличенный топливно-заправочный комплекс;
- бизнес- и торгово-выставочные пространства рядом с аэропортом.
Все расходы, как заявляла компания, предполагалось покрыть за счёт частных инвестиций без привлечения бюджетных средств.
При этом сама инфраструктура должна была остаться в собственности государства, а сотрудники — сохранить рабочие места и получить программы профессионального обучения.
Что планировалось
Как ранее сообщал заместитель председателя правления по коммерции аэропорта Ермек Кумыспаев, на ближайшие годы запланированы масштабные строительные и технологические обновления.
"Ключевым проектом на указанный период является строительство второй взлетно-посадочной полосы. Работы по ее строительству начнутся в 2025 году и будут активно продолжаться в 2026–2027 годах. Завершение строительства ожидается к 2028 году", — рассказывал Кумыспаев.
Он отметил, что новая полоса позволит увеличить пропускную способность аэропорта и обеспечить возможность реконструкции действующей ВПП без остановки работы.
"В 2026–2027 годах планируется активная интеграция биометрических пунктов контроля, интеллектуальных систем управления пассажиропотоком, а также автоматизация логистики и сервиса. Все изменения реализуются поэтапно, в соответствии с прогнозируемым ростом пассажиропотока и грузооборота", — добавил он.
Кроме того, планировалось, что казахстанских специалистов будут обучать работе с новыми технологиями — как в стране, так и в аэропортах ОАЭ.
Проект "аэротрополис"
В Министерстве транспорта объясняли, что аэротрополис — это многофункциональный комплекс, объединяющий аэропорт, логистические и индустриальные зоны, гостиницы, торгово-офисные центры и бизнес-кластеры. Такие проекты, как отмечают в ведомстве, повышают транспортную связанность региона и создают тысячи рабочих мест.
Что дальше
Окончательное решение по сотрудничеству с Terminals Holding пока не принято.
Читать также: Цены на авиабилеты лоукостера вызвали вопросы у казахстанцев