Зимой погодные условия нередко влияют на расписание рейсов. За пунктуальностью каждого рейса стоит труд большой команды, который остается невидимым для пассажиров. В авиакомпании FlyArystan рассказали, как рейсы отправляются вовремя даже в сложных условиях.
"Мозг" авиакомпании
В авиакомпании подчёркивают, что круглосуточный контроль за движением самолетов, мониторинг технического состояния флота и погодных условий по всей маршрутной сети ведется в Центре оперативного управления. Это настоящий "мозг" авиакомпании, где принимаются ключевые решения для поддержания стабильности расписания.
У группы компаний Air Astana, в которую входит и FlyArystan, единый Центр оперативного управления. Это позволяет эффективно распределять ресурсы обеих авиакомпаний и действовать по общим высоким стандартам безопасности.
"Работа в ЦОУ не прекращается ни на минуту, здесь решения принимаются 24/7. Для многих праздники и выходные – это время отдыха, а для авиации это, наоборот, дни, когда нагрузка достигает пика", – рассказывает Айгерим Нурбаева, менеджер Центра оперативного управления группы Air Astana.
Айгерим Нурбаева, менеджер Центра оперативного управления группы Air Astana
Такая централизация – еще один инструмент борьбы с задержками. В случае сбоя или неисправности борта, ЦОУ принимает решение о его замене для предотвращения цепной реакции задержек и своевременного вылета пассажиров в пункт назначения.
Залог эффективности лоукостера
Для любой авиакомпании пунктуальность – один из главных показателей качества. В индустрии его измеряют по международному стандарту OTP – On-Time Performance. При этом, согласно международным стандартам, рейс считается выполненным вовремя, если вылет состоялся не позднее 15 минут от запланированного времени.
По словам менеджера ЦОУ, FlyArystan как лоукостер работает по модели высокой эффективности. Иными словами, время обслуживания самолета на земле между рейсами сведено к минимуму и составляет всего 30 минут. За этот короткий промежуток команда на земле должна успеть произвести высадку и посадку пассажиров, выгрузить и загрузить багаж и выполнить другие необходимые задачи.
"Во время стоянки работа на перроне напоминает пит-стоп "Формулы-1": десятки сотрудников синхронно выполняют свои задачи, чтобы самолет взлетел вовремя", – говорит Айгерим.
Несмотря на высокий пассажиропоток и сложные погодные условия, особенно в летний и зимний периоды, весной 2025 года уровень пунктуальности авиакомпании достиг 83,25 процента.
Безопасность – приоритет
Техническое обслуживание всего воздушного флота FlyArystan проводится по строгим программам, утвержденным производителем самолетов – компанией Airbus. Эти программы также проходят обязательное одобрение авиационной администрацией Казахстана.
"Каждый самолет, независимо от того, летит ли он под брендом Air Astana или FlyArystan, проходит техническое обслуживание по одинаковым строгим требованиям", – подчёркивает Марат Ким, менеджер по инженерной поддержке FlyArystan.
Марат Ким, менеджер по инженерной поддержке FlyArystan
Иногда после полёта могут быть обнаружены повреждения, например, от столкновения с птицами. В таких случаях инженерная служба проводит оценку. Решение о допуске самолета к следующему полёту принимается коллегиально на основе регламентов и стандартов безопасности. Если требуется ремонт, инженеры сообщают всем службам ориентировочное время, необходимое для устранения неисправности, и эта информация немедленно используется для корректировки расписания.
"Все случаи задержек по техническим причинам анализируются на регулярной основе. Это помогает нам выявлять повторяющиеся причины и предотвращать подобные ситуации в будущем", – заключает Марат.
Координация на земле
Еще одна команда за кулисами каждого рейса – супервайзеры по оперативному наземному обслуживанию, которые круглосуточно находятся на связи с аэропортами и наземными службами в каждом городе. При возникновении задержек команда действует совместно с ЦОУ. Они отслеживают доступность резервных самолетов для быстрой замены, контролируют загрузку борта и решают технические вопросы. Хотя эти специалисты напрямую не контактируют с пассажирами, от их слаженных действий во многом зависит, вылетит ли рейс вовремя.
"Благодаря чётко отработанным алгоритмам действий, наши сотрудники эффективно реагируют на сбои, минимизируют их последствия", – объясняет Ярослав Фролов, менеджер операционного контроля FlyArystan.
Ярослав Фролов, менеджер операционного контроля FlyArystan
Он дополняет, что с начала 2025 года 68 процентов задержек рейсов FlyArystan произошли по неконтролируемым причинам, среди которых самой частой стали ограничения со стороны аэропортов. Особенно сложными считаются задержки из-за погоды, когда туман или низкая видимость могут меняться каждый час.
На передовой с пассажирами
Агенты по обслуживанию – первые сотрудники, с которыми сталкиваются пассажиры в аэропорту. Именно они помогают пассажирам на всех этапах: от регистрации до посадки на борт.
"В день на самых крупных станциях в Казахстане – в Астане и Алматы – выполняется около 20 рейсов туда и обратно. Это примерно 7500 пассажиров в сутки", – делится статистикой Кайрат Токенов, начальник смены по обслуживанию в аэропорту Астаны.
Кайрат Токенов, начальник смены по обслуживанию в аэропорту Астаны
По его словам, сотрудники в аэропорту – настоящие универсалы. Они не только регистрируют пассажиров и багаж, но и контролируют своевременное закрытие регистрации, передают данные по загрузке и вызывают всю необходимую технику для обслуживания самолета еще до его прибытия.
По прибытии борта устанавливаются колодки для фиксации шасси, подается трап, начинается высадка пассажиров и выгрузка багажа. Параллельно с этим самолет уже готовят к следующему полету: заправляют топливом, убирают салон, загружают бортовое питание и новый багаж. Агенты контролируют все эти процессы визуально или по рации.
"Каждая служба знает свое место в общей схеме и действует как часть единого механизма, обеспечивающего своевременный вылет", – добавляет Кайрат.
Работа на борту
Как только самолет приземлился, экипаж приступает к высадке пассажиров и контролирует безопасность в салоне, проверяя, чтобы не осталось забытых вещей и оценивая состояние всего оборудования в салоне самолета. Обнаруженные неисправности или утерянные предметы передаются наземным службам и инженерам.
"Каждый бортпроводник отвечает за свою зону в самолете. Четкие внутренние тайминги позволяют распределить задачи и подготовить самолет к вылету в максимально короткие сроки", – объясняет Мөлдір Сағатбекова, менеджер базы бортпроводников в Алматы.
Мөлдір Сағатбекова, менеджер базы бортпроводников в Алматы
Пунктуальность вылета во многом определяется скоординированными действиями как экипажа, так и пассажиров. После того как все заняли свои места, бортпроводники сверяют данные с полётными документами, проводят подсчёт пассажиров и докладывают командиру воздушного судна о готовности к закрытию дверей.
Любое замедление влияет на пунктуальность. Согласно международным авиационным правилам и законодательству РК, рабочее время пилотов и бортпроводников строго регламентировано, и превышать его категорически запрещено в целях безопасности. Если возникает риск выхода за установленные нормы, принимается решение о замене экипажа.
Взгляд из кабины пилота
Перед каждым вылетом пилоты координируют свои действия со всеми ответственными службами. После посадки пассажиров начинается следующий этап: проверка самолёта, оформление документации, согласование маршрута. Многие решения, например дозаправка самолёта, принимаются ещё в воздухе, чтобы на земле действовать максимально оперативно.
"Всё, что можно предпринять заранее, мы делаем, но без малейших отступлений от стандартов безопасности. Это позволяет сократить время на земле и обеспечить своевременный вылет", – говорит Сергей Ли, директор по обучению производства полетов FlyArystan.
Сергей Ли, директор по обучению производства полетов FlyArystan
Во FlyArystan подчёркивают, что, несмотря на все приложенные усилия, к сожалению, даже после закрытия дверей вылет может задержаться по причинам, не зависящим от авиакомпании: длительное ожидание буксировщика или очистки взлетно-посадочной полосы, внезапные ограничения в воздушном пространстве и другое.
"Так, иногда мы недоумеваем, почему в непогоду одни самолеты взлетают, а другие остаются на земле. Не нужно забывать, что каждый тип воздушного судна имеет свои ограничения, а авиакомпании и аэропорты свои стандарты. Нередко вылет задерживается, поскольку авиакомпания ждет, пока все параметры будут в пределах нормы", – отмечает команда FlyArystan.
В авиакомпании уверены, что какой бы не была причина задержки, погодные условия или операционные ограничения, за каждым вылетом стоит слаженная работа огромной команды, чья главная цель – доставить пассажиров в пункт назначения безопасно и в максимально короткий срок.
Фото: АО "FlyArystan"