Туроператоры должны возвращать деньги - эксперт об идее ввести обязательные ваучеры

Пандемия коронавируса вынудила туроператоров по всему миру отменить запланированные поездки. В результате большое количество турфирм оказалось на грани банкротства. В связи с этим возникли предложения возвращать деньги за путешествия в виде ваучеров, когда средства замораживаются на счету компании и турист может использовать их для путешествия в другое время. Корреспондент Tengritravel.kz узнал, что по этому поводу думают эксперты.

Как стало известно, вопрос об использовании в турбизнесе ваучеров изучался в Комитете индустрии туризма Министерства культуры и спорта Казахстана еще в апреле, однако окончательное решение тогда принято не было. На запрос редакции в комитете ответили, что "внедрение данного механизма на законодательном уровне комитетом не рассматривается, так как в сложившейся ситуации должны учитываться интересы как представителей туристского бизнеса, так и интересы туристов, которые должны иметь возможность отказа от предложенных сертификатов и требовать возврата денежных средств". Кроме того, в ведомстве отметили, что несмотря на то, что на сегодняшний день в сфере услуг имеются успешные примеры внедрения туристских сертификатов, "в случае выбора возврата средств процесс может быть продлен на неопределенный срок".

©Shutterstock

Между тем специалисты в области туризма и путешествий считают, что государству нельзя игнорировать вопрос исполнения компаниями обязательств перед туристами. Так, автор Travelblog.kz и организатор экспедиций Qazaq Geography Нуржан Алгашов отмечает, что у туристов обязательно должна быть опция выбора: получить сертификат на неиспользованную поездку либо получить деньги, причем в полном объеме.

"Должны исполняться обязательства перед клиентом. Здесь не должно быть отсылок, что у туроператора будут трудности. Большая работа должна быть проделана непосредственно туроператором. Понятное дело, что вскоре путешествия возобновятся: отели начнут принимать туристов, авиакомпании начнут летать. Рано или поздно туроператоры получат возможность вернуть средства”, - комментирует Нуржан Алгашов.

Туристские ваучеры должны подлежать возврату - позиция Еврокомиссии

По прогнозу Алгашова, цены на туристические услуги будут расти. Кроме того, у путешественников может проявиться фобия на нахождение в замкнутом пространстве: в поездах, самолетах и автобусах.

"Конечно, есть и те, кто вообще не верит в этот вирус. Возможно, они будут продолжать путешествовать", - добавил тревел-блогер.

Эксперт в области внутреннего туризма и велопутешественник Александр Габченко также предлагает государству продумать максимально безболезненные для всех сторон решения вопроса.

"Сама идея сертификатов предложена туроператорами. Понимаю, что это самая пострадавшая отрасль и сейчас она на грани банкротства. Но и интересы туристов не защищаются должным образом. Со стороны государства должны быть придуманы другие, более эффективные и серьезные рычаги, чтобы защитить конечного потребителя услуг. Нельзя это дело пускать на самотек”, - подчеркивает Габченко.


©Shutterstock

Некоторые путешественники уже начали получать сертификаты, позволяющие перенести путешествие на другое время. По словам авиационного фотографа и путешественника Вячеслава Фирсова, ваучеры на авиабилеты - это лучше, чем совсем ничего.

"Если ваш полет отменили, то вам некоторые авиакомпании выдадут ваучер, то есть на эти деньги можно купить билет в течение определенного периода времени. Если альтернатив нет, то придется взять ваучер. Из минусов - совсем не гарантировано, что за эту сумму вы сможете купить билет по такому же маршруту в будущем. Большая вероятность, что стоимость поднимется. Мне на рейс в США Lufthansa предложила выбор: ваучер 50 евро + перенос бесплатный либо полное возмещение (хотя билет невозвратный). Я выбрал второй вариант. Это хорошее предложение. А вообще, у туризма сложные времена. Провальный сезон и неясные перспективы будущего года”, - считает Фирсов.

На данный момент обязательства туроператоров перед казахстанцами составляют 3,8 миллиарда тенге.

"Ни у кого нет злого умысла не выплачивать средства. Делать предоплаты - обязанность туроператора. На этом и строится принцип раннего бронирования. То, что произошло, - это остановка на ходу, перед самым разгаром сезона. Это страшно и тяжело для любого ездока. Недавно суд в России обязал турагентства вернуть средства. Это печально”, - считает Инна Рей, председатель правления фонда "Туристик Камкор".

Какие авиакомпании возвращают казахстанцам деньги за билеты

Туркомпаниям сертификат может дать возможность частично решить проблемы по возврату средств и дать возможность постепенно вернуться в прежнее русло.

"Поставщики услуг фактически деньги нам не возвращают. Дайте нам немного времени, и мы готовы исполнить обязательства. Если клиенты будут требовать возврата сейчас, мы будем вынуждены выставить 100 процентов ФПР (фактически понесенные расходы). У нас есть все документы, подтверждающие перевод денег поставщикам. Мы деньги вернуть не можем, потому что нам их не вернули. У нас более 3 500 агентств по Казахстану, Кыргызстану и Узбекистану. Нам не нужен негатив и эти суды. Как только откроют границы и возможность использовать депозит, мы готовы возвращать эти суммы”, - заверяет Куаныш Байтурсунов, генеральный директор туроператора Kazunion.

Председатель Комитета индустрии туризма Министерства культуры и спорта Республики Казахстан Дастан Рыспеков также обратился к казахстанцам, ожидающим возврата денег за отмененные из-за коронавируса путешествия.

"Система партнерских отношений при формировании зарубежных турпакетов очень сложная. Если клиенты отказываются от поездок, то перед туроператорами возникает задача по решению вопроса по возврату депозитов и средств, направленных на бронирование. В большинстве случаев такой возврат не предусматривается зарубежными партнерами. Туроператоры для решения вопроса предлагают перенести даты и места отдыха, кроме того, предусматривается оформление туристского сертификата и заключение допсоглашения. Предъявление исков может привести к остановке туристских компаний и банкротствам. Важно найти решение, удовлетворяющее все стороны. В связи с чем просим граждан отнестись с пониманием и по возможности отложить свои требования до восстановления рынка", - сказал он.