Tengri FM Жұлдыз FM МИКС Победители Законы Казахстана Мultispace Экономика сабақтары
KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 318.61
EUR / KZT - 339.10
CNY / KZT - 46.40
RUB / KZT - 5.52

Кагазстанский ад

30 октября 2009, 13:03
0
Фото с сайта allday.ru
Фото с сайта allday.ru
На днях вице-премьер Казахстана Серик Ахметов заявил, о том что правительство собирается почти на 35 процентов сократить общее число требований, необходимых для ведения бизнеса в республике. Из более чем тысячи разрешительных процедур правительство намерено отменить 348, в том числе и получение 113 лицензий. При этом, когда конкретно все это будет чиновник уточнять не стал.

Похвальная инициатива


Заявление Ахметова прозвучало 27 октября на заседании правительства РК в Астане. По его словам, в Казахстане недавно был проведен тщательный анализ всей разрешительной системы, с которой сталкиваются казахстанские предприниматели. "В нашей стране более тысячи различных разрешений, в том числе 504 лицензии и 500 других видов процедур по сертификации, аккредитации, аттестации, разрешению, согласованию", - резюмировал вице-премьер.

На практике эти цифры превращаются в ад. Чтобы просто открыть магазин, казахстанскому бизнесмену необходимо затратить от 812 до 840 дней (!), пройти при этом 14 этапов и оплатить за услуги от 865 567 до 935 503 тенге (от 5741 до 6205 долларов). За все это время предпринимателю приходится контактировать 147 раз с 37 различными организациями. Из 431 одного документа иметь 144 оригинала, 13 нотариально заверенных копий и 274 обычные копии различных документов (по данным Форума предпринимателей Казахстана). В ответ на обилие официальных бумаг местные предприниматели назвали страну Кагазстаном (страной бумаг).

Кроме вышеуказанного 35 процентного сокращения числа разрешительных документов, Ахметов также рассказал и о других планах властей в этой области. Правительство, например, намерено совсем отменить наличие уставного капитала для создания ТОО (в настоящее время уставной капитал должен быть равен 25 процентам от общего уставного фонда ТОО). Для субъектов малого бизнеса размер уставного капитала должен быть сокращен со 100 до 10 МРП (месячный расчетный показатель). Сейчас 1 МРП равен 1296 тенге (8,59 доллара). Сроки для регистрации бизнеса также предложено значительно снизить: для малых предприятий - с 9 до 5 рабочих дней, а для средних и крупных - с 15 до 11 рабочих дней.

По всей вероятности, изменения коснутся и таких видов деятельности, как адвокатская, нотариальная, оценочная, аудиторская и некоторые другие, которые возможно в скором времени перейдут от лицензирования к саморегуляции. "Здесь будет необходима координация усилий госорганов и общественных объединений", - сказал по этому поводу чиновник. Также упразднят обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью. Может быть отменен и ряд других требований: обязательное наличие печати юридического лица (в качестве альтернативы предлагается электронная подпись), нотариальное заверение документов при регистрации предприятий, открытие расчетного счета в банке и другие.

Долой засилье контрольных органов


Еще одним серьезным послаблением для бизнеса, которое собираются ввести в Казахстане, можно назвать сокращение числа контрольных органов. 22 сентября о таких планах сообщил министр экономики и бюджетного планирования РК Бахыт Султанов. В более чем 70 законодательных актов будут внесены поправки, касающиеся проверок и лицензирования, заявил он. Будет проведена ревизия более 10 тысяч подзаконных актов.

Министр отметил, что улучшение предпринимательского климата особенно в сегменте малого и среднего бизнеса крайне необходимо для диверсификации экономики. Государственная поддержка бизнесу заключается лишь в том, чтобы улучшить бизнес-среду, заметил Султанов. Остальное бизнесмены сделают самостоятельно.

Опять же, как отмечают специалисты, разговоры и различного рода заявления на эту тему правительственных чиновников республики звучат постоянно. И чаще всего они связаны с политической конъюктурой - вступлением в ОБСЕ или ВТО, например. А пока, в Казахстане, действуют 57 контрольно-надзорных органов (!), наделенных самыми широкими полномочиями. Именно они - "бог и царь" для казахстанского бизнесмена, который вынужден кормить такую "ораву". Может быть поэтому, средний бизнес, являющийся становым хребтом любой экономики, в Казахстане составляет всего лишь 2 процента предприятий. Другим негативным фактором, мешающим развитию среднего бизнеса, называют налоговый прессинг, резко увеличивающийся в случае перехода из малого бизнеса в средний.

Легко ли вести бизнес в Казахстане


В сентябре этого года Всемирный Банк представил результаты ежегодного рейтинга Doing Business - 2010 ("Легкость ведение бизнеса"). Казахстан оказался на 63 месте (70 место год назад) среди 183 стран. В рейтинге учитывается средний показатель страны по 10 индикаторам, каждый из которых имеет одинаковый вес.

Это "регистрация предприятий", где Казахстан занял 82 место (на 1-м Новая Зеландия; Россия на 106-м), "получение разрешений на строительство" - 143 место (на 1-м Гонконг; РФ на 182-м), "наем рабочей силы" - 38 позиция (лидер - США; у РФ - 109 место), "регистрация собственности" - 31 место (Саудовская Аравия на 1-м; РФ - 45 место), "кредитование и кредитная информация" - 43 место (1-ое у Малайзии; РФ на 87-м), "защита инвесторов" - 57 место (Новая Зеландия снова на 1-м месте; РФ на 93-м), "уплата налогов" - 52 место (на 1-м Мальдивы; РФ на 103 месте), "международная торговля" - 182 позиция (лидирует Сингапур; РФ заняла 162 место), "исполнение контрактов" - 34 место (Люксембург на 1-м; Россия на 19-м), и наконец "закрытие бизнеса" (банкротство), где республика заняла 54 место (Япония в лидерах; Россия на 92-м месте).

Получается, что самыми проблемными для бизнеса являются "международная торговля" и "регистрация предприятий". Согласно данным Всемирного банка, экспорт партии товара из Казахстана потребует сбора 11 различных документов и 89 дней ожидания, импорт - 13 документов и 76 дней соответственно. Для сравнения: в Сингапуре на все необходимо лишь 4 документа и от 3 до 5 дней. Другой пример - для получения разрешения на строительство необходимо пройти 37 различных процедур, что займет 211 дней. В Гонконге на это потребуется 7 процедур, 67 дней и все это почти не потребует денежных вложений. В общем стремиться есть к чему.

С другой стороны, тот же министр Султанов, пообещавший сократить число контрольных органов, отметил, что ряд успехов Казахстана не были учтены Всемирным банком. Так, за последний год время регистрации собственности сократилось с 40 до 16 дней. Сократился социальный и корпоративный подоходный налоги. Уменьшились сроки рассмотрения заявок на получение разрешительных документов для международной торговли.

Первый враг предпринимателя - коррупция


И последнее, ведение бизнеса очень тесно связано с бюрократическим аппаратом. Вспомним про предпринимателя, контактирующего 147 раз с 37 различными организациями лишь для открытия магазина. И везде есть чиновник, который по своему усмотрению может или рассмотреть документы по закону, или же найти самые невообразимые причины, чтобы отказать просителю. Последнее случается чаще всего. Совсем недавно например, южно-корейская компания Hyundai Corporation "провалила" тендер на поставку оборудования для алматинского метро. Организаторы конкурса заявили, что в заявлении Hyundai не были указаны номера телефонов, и что часть технической спецификации была... подшита.

А если принять во внимание традиционно высокую коррумпированность казахстанских "слуг народа" (в 2009 году, по данным фонда Transparency Kazakhstan, Казахстан занял 145 место из 180 по уровню коррупции), то картина вырисовывается совсем грустная. Теперь, главный вопрос, на который ждет ответы бизнес-сообщество Казахстана - когда все озвученное правительственными чиновниками станет былью.

Нравится
Добавить комментарий
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц