30 ноября 2021 | 18:10

Казахстан изучает опыт Стамбула по энергетической утилизации мусора

Стамбул - крупнейший мегаполис Турции, экономический, исторический и культурный центр страны. Это один из самых населенных городов мира: на площади почти в 5 500 квадратных километров официально проживает 15,46 миллиона человек. Вместе с туристами, которых здесь, несмотря на отголоски пандемии, очень много, население Стамбула достигает 20 миллионов.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Иконка комментария блок соц сети

Стамбул - крупнейший мегаполис Турции, экономический, исторический и культурный центр страны. Это один из самых населенных городов мира: на площади почти в 5 500 квадратных километров официально проживает 15,46 миллиона человек. Вместе с туристами, которых здесь, несмотря на отголоски пандемии, очень много, население Стамбула достигает 20 миллионов.

И все эти люди производят мусор и отходы – 18 117 тонн в день, что составляет 1,17 килограмма на человека. Если бы власти Стамбула более 30 лет назад не взяли ситуацию под контроль, сегодня город оказался бы погребен под толстым слоем мусора или сформировал бы вокруг себя огромные полигоны. На данный момент в Турции действует продвинутая система управления отходами – в частности, усилиями первой леди страны здесь несколько лет назад запустили проект "Ноль отходов". С 1 января 2022 года страна в целом переходит на такой принцип переработки – по сути, внимательное обращение с мусором и вопросы экологии здесь внедряются на уровне национальной идеи. Именно поэтому даже на самых узких улицах Стамбула можно найти как минимум урну, а по центральным проспектам ездят специальные уборочные машины. Да, к вечеру здесь почти на каждом углу лежат горы бутылок, оберток, каштановой скорлупы, кукурузных початков и другие следы туристической жизнедеятельности, однако к утру они будто растворяются в воздухе, наглядно иллюстрируя поговорку о том, что чисто не там, где не сорят, а там, где убирают.

Реклама
Реклама

За "исчезновение" мусора здесь отвечает департамент защиты и развития муниципалитета Стамбула. Именно его специалисты собирают отходы в две точки на европейской и две – на азиатской сторонах города, они работают на двух огромных площадках по разделению мусора – также по одной на каждую сторону. По словам Айшен Эрдинчлер, директора департамента охраны окружающей среды городского муниципалитета, отходы далеко не только сжигают – достаточно большую часть складируют, при необходимости – утилизируют, биометанизируют и перерабатывают, создавая из органики, например, огромное количество компоста. Так мусор возвращается на городские улицы – точнее, на клумбы и в парки в качестве почвоулучшителя. Отдельное управление занимается очисткой воды и дна пролива Босфор, и его техническая оснащенность вызывает восторг – становится понятно, почему так много рыбаков на Галатском мосту тащат из воды рыбу одну за другой, не боясь отравиться.

"Наш подход к утилизации мусора рационален – мы должны доставить на специальные производства все собранные отходы и произвести из них альтернативную энергию. Это происходит в рамках плана действий, который будет определять нашу работу вплоть до 2050 года. К этому моменту мы планируем достигнуть высоких показателей: сжигать не более 30 процентов отходов, а остальные 70 процентов перерабатывать в альтернативные источники энергии. Проект "Ноль отходов" официально поддерживает и каждый из локальных муниципалитетов Стамбула", - отмечает Айшен Эрдинчлер.

Завод по энергетической утилизации Istanbul WtE мощностью 85 мегаватт, работающий в Стамбуле больше трех месяцев и официально открытый 26 ноября 2021 года, – один из крупнейших в Европе. На подъезде к нему сложно понять, чем здесь занимаются – жилые дома начинаются уже в 200 метрах от проходной, кругом газоны, на которых отдыхают традиционно любимые турками почти-что-уличные, а на самом деле нежно опекаемые кошки и собаки, воздух – свежий. Достигается эта свежесть с помощью множества уровней обработки – например, "входящий" мусор проверяют на наличие металла и вредных радиоактивных частиц магнитом, а дым на выходе проходит через четырехступенчатую систему очистки. В закрытом режиме здесь предполагается сжигать более 350 000 тонн в год, для этого построены специальные печи, температура в которых поднимается до 500 градусов - все это для того, чтобы полтора миллиона стамбульцев смогли воспользоваться выработанной таким образом электроэнергией. В ход идет все: и шлак, и улавливаемая в воздухе зола, которые отправляются на стройки. Правила требуют, чтоб отходы от сожженных отходов составляли 25 процентов – показатели завода дают 20-22 процента. На данный момент чище, считай, некуда.

Обошелся такой завод турецкой стороне в 400 миллионов евро. Сегодня казахстанские специалисты активно перенимают местный опыт ресайклинга – разумеется, с оглядкой на отличную продуваемость Стамбула, на морфологию местного мусора (в котором благодаря туристам очень много органики) и другие показатели.

"Сортировка отходов в Турции происходит еще до попадания на подобные заводы – начинается она на уровне уличных мусорных контейнеров. Сейчас мы изучаем разнообразный международный опыт в этой сфере, не сосредотачиваясь только на Турции, мы намерены брать различный опыт в соответствии с нашими природно-климатическими условиями, площадями, морфологическим составом мусора. Наш закон определяет двойную сортировку отходов – первый отделяет от общей массы вторсырье, второй с учетом европейской директивы – на предмет радиоактивных и других опасных веществ, которые могут спровоцировать нежелательные выбросы. Хотя отмечу, что сегодняшние технологии позволяют уловить и их", - рассказывает вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан Ахметжан Примкулов.

В ближайшие пять лет в Казахстане будет построено шесть уникальных комплексов Waste-to-Energy (это технология преобразования мусора в электрическую и тепловую энергии в результате сжигания твердых бытовых отходов) – в Алматы, Нур-Султане, Шымкенте, Актобе, Усть-Каменогорске и Караганде. Прогнозы утверждают, что их работа позволит к 2025 году довести уровень переработки вторсырья в Казахстане до 30 процентов, а утилизацию остаточных отходов – до 20 процентов. Учитывая, что на текущий момент в стране перерабатывают всего 17 процентов ТБО – перспективы радужные.

"Рано или поздно мы должны прийти к цивилизованному уничтожению мусора, но это потребует большого объема инвестиций. Без этого придется повышать тарифы, а это невозможно. Мы надеемся, что будет выстроена полноценная система, которая начнется с раздельного сбора мусора, чтобы начать переработку вторсырья и меньше накапливать отходов", - заключил Ахметжан Примкулов.


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная