1. Главная
  2. Узнай
  3. Новости
Материал предоставлен Ассоциацией QazSpirits

Уровень потребления алкоголя существенно снизился в Казахстане 05 марта 2021, 15:00

Так, если по итогам 2017 года Казахстан находился на 76-м месте в мировом рейтинге стран по уровню потребления алкоголя на душу населения с
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Vkontakte
  • Facebook
  • Twitter
  • Одноклассники
  • Telegram
Новостью поделились: человек

Так, если по итогам 2017 года Казахстан находился на 76-м месте в мировом рейтинге стран по уровню потребления алкоголя на душу населения с показателем 7,7 литра чистого этилового спирта, то, согласно свежим данным ВОЗ, к сентябрю 2020 года этот показатель составил 4,8 литра. Это существенное снижение, учитывая, что показатели стран - лидеров этого рейтинга измеряются двузначными числами: Германия – 12,9, Испания – 12,7, Россия – 11,2 литра.

Цифры подводят к мысли о некотором "отрезвляющем" эффекте пандемии, вопреки распространяемой информации о наращивании потребительского спроса на крепкие алкогольные напитки в Казахстане в ее разгар. Может быть, у населения и был вначале соблазн, самоизолировавшись, "оторваться по полной". Неслучайно в период растерянности от новостей о COVID-19 люди наряду с предметами первой необходимости запасались и спиртным. Но развитие пандемии – с тяжелым течением болезни у родных или близких, с людскими потерями – отрезвило очень многих. И статистическая цифра роста потребления алкоголя в 21,5 процента по итогам 2020 года в большей степени может рассматриваться отчасти как приобретение спиртного про запас на старте пандемии. С уверенностью подтвердить или опровергнуть тенденцию (или предположение) о запасах впрок смогут показатели наступившего года. Но можно уже сегодня обратиться и к оперативной информации, которую отслеживают представители отрасли.

"На самом деле, вопреки публикациям в СМИ, по нашим собственным наблюдениям и официальным данным ВОЗ, в Казахстане постепенно снижается потребление алкоголя на душу населения, и это в большей степени касается крепких напитков, – говорит Дмитрий Жуков, директор ассоциации производителей алкогольной продукции QazSpirits. – Первопричиной является, на наш взгляд, даже не столько COVID-19, а кардинальные изменения в менталитете новых поколений. Неслучайно динамика ВОЗ показывает не одномоментное, а поступательное снижение потребления алкоголя в республике на протяжении как минимум последнего пятилетия".

Решающим фактором в изменениях питейных привычек казахстанцев специалисты называют поддерживаемые государством информационные кампании о вреде неумеренного потребления. А также всемирные тренды – например, такие как премиумизация и повышение культуры пития. Если говорить просто, то сейчас большинство потребителей стало отдавать предпочтение более качественным напиткам, но в меньшем количестве.

Помимо социального и эмоционального фактора, показатель в 21,5 процента роста включает и фактор регуляторный. Как бы неожиданно это ни прозвучало, но в этом есть и факт, свидетельствующий о том, что рынку нелегального алкоголя наконец-то нанесен серьезный урон.

"В последние годы велась скоординированная совместная работа Министерства финансов – комитетов финансового мониторинга и государственных доходов – по сокращению объемов и устранению контрафактной продукции в Казахстане. В этом же направлении по защите легального рынка работали и официальные производители, создавая узнаваемые и высококачественные бренды, повышая степени защиты своей продукции", – подчеркивает Дмитрий Жуков.

Эксперт напомнил недавнюю ситуацию 2019 года, когда поставщики нелегальной выпивки активизировались, воспользовавшись тем, что девальвация ударила по реальным доходам населения, а акциз на водку устремился к цифре, зафиксированной межгосударственными соглашениями в евро. Тогда нелегалам удалось ощутимо "уронить" законное производство – на 19 процентов, согласно данным QazSpirits. При этом рынок заполонила самодельная водноспиртовая смесь в пластиковых баклажках, аптечных флаконах и контрафакт.

Однако с пандемией на государственном уровне пришло понимание того факта, что алкогольное производство – важная составляющая сельскохозяйственной и пищевой отраслей, а также поставщик основного компонента антисептиков.

"Министерство финансов оперативно распознало проблему и системно "прижало" нелегальных поставщиков. Это позволило повысить качество государственного регулирования в этой сфере, наладить диалог с предприятиями. Что сразу привело к позитивным результатам уже в 2020 году: к росту легальных продаж и существенным потерям нелегалов", – отмечает Дмитрий Жуков.

Как отмечают в ассоциации, снизились и объемы нелегальной алкогольной продукции, что позволило отрасли наверстать потери 2019 года и существенно увеличить выплаты акцизов. Что немаловажно в период, когда многие другие источники государственных доходов сжались или требуют дотаций.

"Как ведущая отраслевая ассоциация страны, член FIVS – международной Федерации производителей вина и крепкого алкоголя (www.fivs.org), мы выступаем за широкое информирование и полноценный диалог отрасли с государством и потребителями. Нас нередко упрекают в том, что потенциал роста нашей отрасли – в увеличении потребления крепкого алкоголя. На что мы однозначно отвечаем: легальные производители – за снижение вредного потребления алкоголя, согласно определению ВОЗ, и за ответственное отношение людей к своему здоровью. Существует разумная доза алкоголя для здорового взрослого, которую не следует превышать. Потенциал же роста отрасли мы видим в повышении качества продукции и неукоснительном соблюдении стандартов. За счет этого повышается конкурентоспособность продукции и возрастают ее экспортные возможности", – говорит Дмитрий Жуков.

Здесь есть все основания рассчитывать на успех. В ЕАЭС Казахстан по своим возможностям стоит в одном ряду с Россией, Беларусью и Арменией – традиционными экспортерами алкогольной продукции. В прошлые годы Казахстан не уделял достаточного внимания не то что экспорту, но и защите собственного рынка алкоголя. В результате чего 60-70 процентов розничных полок заняты импортной продукцией, в первую очередь из России, Беларуси и других стран СНГ. При этом, к примеру, в России весь импорт водки занимает от силы 2 процента полочного пространства, а казахстанскую продукцию там не видели последние лет семь. Теперь ситуация на отечественном рынке выравнивается, и наши производители наращивают экспорт.

"Объединение казахстанских производителей настроено решительно. И при поддержке таких государственных организаций по развитию экспорта, как QazTrade, QazIndustry, мы планируем достичь первых успехов уже в этом году. Основания для этого есть: по многим показателям наша продукция превосходит зарубежных конкурентов. Это уже понимают и отечественные потребители, переориентировавшиеся на качественный продукт. Думаю, его оценят и зарубежные покупатели", – заключает Дмитрий Жуков.