Бывает так, что родитель вдруг замечает: у ребенка пропало желание учиться. Вчерашний энтузиазм и интерес к новым знаниям сменились на усталость, избегание домашних заданий и даже полное отторжение школы. Почему это происходит, как помочь ребенку вернуть мотивацию и стоит ли волноваться? Корреспондент Tengri Education поговорила с социальным психологом Динарой Тусупкалиевой, которая поделилась советами о том, как справляться с такими ситуациями и поддерживать ребенка.
Бывает так, что родитель вдруг замечает: у ребенка пропало желание учиться. Вчерашний энтузиазм и интерес к новым знаниям сменились на усталость, избегание домашних заданий и даже полное отторжение школы. Почему это происходит, как помочь ребенку вернуть мотивацию и стоит ли волноваться? Корреспондент Tengri Education поговорила с социальным психологом Динарой Тусупкалиевой, которая поделилась советами о том, как справляться с такими ситуациями и поддерживать ребенка.
Консультант отметила, что учеба - это важная часть жизни детей младшего школьного возраста, когда они осваивают основные знания и навыки, необходимые для дальнейшего развития. Психолог подчеркнула, что родители играют ключевую роль в развитии интереса к учебе, так как они являются первыми учителями в жизни ребенка, с которыми создана самая сильная эмоциональная связь. Однако бывают ситуации, когда ребенок внезапно теряет интерес к учебе или вовсе отказывается от нее.
Почему ребенок не хочет учиться
Динара объяснила, что потеря мотивации к учебе может быть вызвана как внешними, так и внутренними факторами.
"Шум в классе, переутомление, неудобные условия, а также эмоциональные переживания в семье - все это может ослабить желание учиться. Внутренние причины могут включать усталость, тревожность или страх перед неудачей. Задача родителей - внимательно наблюдать за состоянием ребенка и понять, что за отказом от учебы могут скрываться более глубокие проблемы", - поделилась психолог.
Консультант подчеркнула: важно, чтобы взрослые помогли ребенку преодолеть этот барьер, создав комфортные условия для учебы.
Фото: pexels.com
На что обратить внимание, если ребенок не хочет учиться
Динара Тусупкалиева перечислила несколько аспектов, на которые стоит обратить внимание.
- Неправильная организация режима дня. Дети 6-11 лет нуждаются в 9-12 часах сна. Чем младше ребенок, тем больше часов ему требуется для полноценного восстановления. Недостаток сна снижает концентрацию, мотивацию и общее самочувствие, что негативно сказывается на способности усваивать учебный материал.
- Внешние факторы. Шумные классы, неудобная школьная форма или неблагоприятные условия (например, плохое освещение или вентиляция, неудобная парта) могут отвлекать ребенка от учебного процесса.
- Эмоциональные причины. Конфликты в семье, развод родителей, болезнь близкого человека или другая эмоциональная нестабильность могут вызывать у ребенка стресс, мешающий учебе.
- Буллинг. Издевательства со стороны других школьников или учителя создают высокий уровень стресса и негативно влияют на психологическое состояние ребенка, что делает учебу второстепенной. Постоянный страх перед травлей отвлекает внимание от учебного процесса и может привести к снижению мотивации и самоуважения. В результате жертвы буллинга могут избегать школы, неохотно участвовать в занятиях и испытывать трудности с усвоением материала.
- Смещение фокуса на академическую успеваемость. Концентрация на оценках, тестах и экзаменах, а не на процессе обучения и развитии навыков может привести к тому, что дети начинают воспринимать учебу как источник стресса.
- Переутомление. Перегрузка может возникать не только от количества домашней работы, но и от эмоционального стресса, поэтому важно помнить о физической активности и разнообразии в расписании. Ребенок должен иметь время для игр, творчества и отдыха.
Что делать родителям, если ребенок перестал учиться
Психолог подчеркнула, что родителям важно проявлять внимание к эмоциональному состоянию ребенка. Если ребенок выглядит уставшим, тревожным или замкнутым, это может быть сигналом, что ему нужна помощь.
"Спокойные и открытые беседы помогут выяснить, что именно беспокоит ребенка. Родители могут предложить помощь в учебе, помочь ему организовать режим дня или улучшить условия для учебы", - отметила Динара.
Она также подчеркнула, что мотивация к учебе зависит от множества факторов.
"Родителям нужно быть внимательными к его эмоциональному состоянию. Поддержка, забота и создание комфортных условий для учебы могут значительно повысить интерес ребенка к обучению и помочь ему преодолеть любые трудности", - обратила внимание эксперт.
Фото: pexels.com
Некоторые дети, по словам психолога, могут сталкиваться с внутренними страхами и барьерами - страхом перед неудачами, перфекционизмом или низкой самооценкой.
"Важно объяснить ребенку, что ошибки - это часть процесса обучения и их следует воспринимать как возможность для роста. Поощрение успехов, даже небольших, поможет укрепить уверенность ребенка и снизить его страх перед учебой", - поделилась Динара.
Она также обратила внимание, что важно не только спрашивать про оценки и успехи, но и интересоваться, что ребенку нравится или не нравится в учебе.
Динара Тусупкалиева дала несколько рекомендаций родителям:
- интересуйтесь школьной жизнью ребенка, разговаривайте о том, что он изучает, что его интересует, с какими трудностями сталкивается;
- замечайте достижения, хвалите за успехи и поддерживайте в сложных ситуациях;
- помогайте преодолевать трудности, разбирайтесь вместе с ребенком в сложных темах, помогайте организовать учебное время;
- организуйте совместный досуг, читайте вместе, обсуждайте книги, фильмы, посещайте культурные мероприятия;
- поддерживайте контакт с учителями, познакомьтесь и поддерживайте отношения с учителями и школьной администрацией, участвуйте в школьной жизни;
- отделяйте себя от успеваемости ребенка, помните, что его успехи и неудачи не отражают вашу ценность как родителя.
Фото: pexels.com
Как вовлечь ребенка в процесс обучения
Дети лучше учатся, когда они активно вовлечены в учебный процесс. Тусупкалиева отметила, что ребенок легче усваивает материал, когда занятия интересны и стимулируют его природное любопытство.
"Если материал направлен на развитие природной любознательности ребенка, он становится естественной мотивацией к обучению. Важно, чтобы учебный материал соответствовал зоне ближайшего развития (Выготский, 1978*), то есть был под силу детям и доступен для усвоения с помощью взрослых или более развитых ровесников. Когда ребенок преодолевает сложности, это создает условия для успеха, что положительно сказывается на его самооценке и поощряет стремление продолжать обучение", - рассказала консультант.
Психолог напомнила про теорию Льва Выготского о "зоне ближайшего развития". Это означает, что учебный материал должен быть доступным для усвоения, но немного превышать текущие знания ребенка, чтобы он развивался при поддержке взрослых или сверстников.
*Ссылка на работу Льва Выготского в 1978 году обычно относится к изданию его классических трудов на английском языке, переведенных и изданных после его смерти. Наиболее известная работа Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes. Это сборник ключевых идей Выготского о развитии мышления и психики, который был издан на английском языке в 1978 году. Зона ближайшего развития (ЗБР) - концепция о том, что дети могут развиваться, выполняя задачи чуть выше своего текущего уровня, с помощью взрослых или более опытных людей.
Фото: pexels.com
Когда обращаться к психологу
Тусупкалиева поделилась, что, если ребенок постоянно отказывается от учебы, его настроение ухудшается или поведение резко изменилось, стоит обратиться за консультацией к психологу.
"Специалист поможет выявить причины и предложит стратегии по их преодолению. Родителям также следует учитывать свои собственные эмоциональные состояния, так как они могут влиять на ребенка. Психолог может оказать поддержку не только ребенку, но и родителям, помогая им справиться с собственными переживаниями, и научиться более эффективно взаимодействовать с ребенком в трудные моменты", - объяснила специалист.
Консультант подчеркнула, что стресс, тревога и чувство неуверенности могут существенно снизить способность ребенка к обучению.
"Стресс, тревога или чувство неуверенности могут снижать способность концентрироваться и усваивать материал. Создание безопасной, поддерживающей среды и возможность обсуждать любые трудности - это ключевые факторы в поддержке мотивации к обучению", - заключила она.
Читать также: Ребенок не научился читать и считать - каково ему будет в первом классе?