Бывает так, что родитель вдруг замечает: у ребенка пропало желание учиться. Вчерашний энтузиазм и интерес к новым знаниям сменились на усталость, избегание домашних заданий и даже полное отторжение школы. Почему это происходит, как помочь ребенку вернуть мотивацию и стоит ли волноваться? Корреспондент Tengri Education поговорила с социальным психологом Динарой Тусупкалиевой, которая поделилась советами о том, как справляться с такими ситуациями и поддерживать ребенка.
Бывает так, что родитель вдруг замечает: у ребенка пропало желание учиться. Вчерашний энтузиазм и интерес к новым знаниям сменились на усталость, избегание домашних заданий и даже полное отторжение школы. Почему это происходит, как помочь ребенку вернуть мотивацию и стоит ли волноваться? Корреспондент Tengri Education поговорила с социальным психологом Динарой Тусупкалиевой, которая поделилась советами о том, как справляться с такими ситуациями и поддерживать ребенка.
Консультант отметила, что учеба - это важная часть жизни детей младшего школьного возраста, когда они осваивают основные знания и навыки, необходимые для дальнейшего развития. Психолог подчеркнула, что родители играют ключевую роль в развитии интереса к учебе, так как они являются первыми учителями в жизни ребенка, с которыми создана самая сильная эмоциональная связь. Однако бывают ситуации, когда ребенок внезапно теряет интерес к учебе или вовсе отказывается от нее.
Почему ребенок не хочет учиться
Динара объяснила, что потеря мотивации к учебе может быть вызвана как внешними, так и внутренними факторами.
"Шум в классе, переутомление, неудобные условия, а также эмоциональные переживания в семье - все это может ослабить желание учиться. Внутренние причины могут включать усталость, тревожность или страх перед неудачей. Задача родителей - внимательно наблюдать за состоянием ребенка и понять, что за отказом от учебы могут скрываться более глубокие проблемы", - поделилась психолог.
Консультант подчеркнула: важно, чтобы взрослые помогли ребенку преодолеть этот барьер, создав комфортные условия для учебы.
На что обратить внимание, если ребенок не хочет учиться
Динара Тусупкалиева перечислила несколько аспектов, на которые стоит обратить внимание.
- Неправильная организация режима дня. Дети 6-11 лет нуждаются в 9-12 часах сна. Чем младше ребенок, тем больше часов ему требуется для полноценного восстановления. Недостаток сна снижает концентрацию, мотивацию и общее самочувствие, что негативно сказывается на способности усваивать учебный материал.
- Внешние факторы. Шумные классы, неудобная школьная форма или неблагоприятные условия (например, плохое освещение или вентиляция, неудобная парта) могут отвлекать ребенка от учебного процесса.
- Эмоциональные причины. Конфликты в семье, развод родителей, болезнь близкого человека или другая эмоциональная нестабильность могут вызывать у ребенка стресс, мешающий учебе.
- Буллинг. Издевательства со стороны других школьников или учителя создают высокий уровень стресса и негативно влияют на психологическое состояние ребенка, что делает учебу второстепенной. Постоянный страх перед травлей отвлекает внимание от учебного процесса и может привести к снижению мотивации и самоуважения. В результате жертвы буллинга могут избегать школы, неохотно участвовать в занятиях и испытывать трудности с усвоением материала.
- Смещение фокуса на академическую успеваемость. Концентрация на оценках, тестах и экзаменах, а не на процессе обучения и развитии навыков может привести к тому, что дети начинают воспринимать учебу как источник стресса.
- Переутомление. Перегрузка может возникать не только от количества домашней работы, но и от эмоционального стресса, поэтому важно помнить о физической активности и разнообразии в расписании. Ребенок должен иметь время для игр, творчества и отдыха.
Что делать родителям, если ребенок перестал учиться
Психолог подчеркнула, что родителям важно проявлять внимание к эмоциональному состоянию ребенка. Если ребенок выглядит уставшим, тревожным или замкнутым, это может быть сигналом, что ему нужна помощь.
"Спокойные и открытые беседы помогут выяснить, что именно беспокоит ребенка. Родители могут предложить помощь в учебе, помочь ему организовать режим дня или улучшить условия для учебы", - отметила Динара.
Она также подчеркнула, что мотивация к учебе зависит от множества факторов.
"Родителям нужно быть внимательными к его эмоциональному состоянию. Поддержка, забота и создание комфортных условий для учебы могут значительно повысить интерес ребенка к обучению и помочь ему преодолеть любые трудности", - обратила внимание эксперт.
Некоторые дети, по словам психолога, могут сталкиваться с внутренними страхами и барьерами - страхом перед неудачами, перфекционизмом или низкой самооценкой.
"Важно объяснить ребенку, что ошибки - это часть процесса обучения и их следует воспринимать как возможность для роста. Поощрение успехов, даже небольших, поможет укрепить уверенность ребенка и снизить его страх перед учебой", - поделилась Динара.
Она также обратила внимание, что важно не только спрашивать про оценки и успехи, но и интересоваться, что ребенку нравится или не нравится в учебе.
Динара Тусупкалиева дала несколько рекомендаций родителям:
- интересуйтесь школьной жизнью ребенка, разговаривайте о том, что он изучает, что его интересует, с какими трудностями сталкивается;
- замечайте достижения, хвалите за успехи и поддерживайте в сложных ситуациях;
- помогайте преодолевать трудности, разбирайтесь вместе с ребенком в сложных темах, помогайте организовать учебное время;
- организуйте совместный досуг, читайте вместе, обсуждайте книги, фильмы, посещайте культурные мероприятия;
- поддерживайте контакт с учителями, познакомьтесь и поддерживайте отношения с учителями и школьной администрацией, участвуйте в школьной жизни;
- отделяйте себя от успеваемости ребенка, помните, что его успехи и неудачи не отражают вашу ценность как родителя.
Как вовлечь ребенка в процесс обучения
Дети лучше учатся, когда они активно вовлечены в учебный процесс. Тусупкалиева отметила, что ребенок легче усваивает материал, когда занятия интересны и стимулируют его природное любопытство.
"Если материал направлен на развитие природной любознательности ребенка, он становится естественной мотивацией к обучению. Важно, чтобы учебный материал соответствовал зоне ближайшего развития (Выготский, 1978*), то есть был под силу детям и доступен для усвоения с помощью взрослых или более развитых ровесников. Когда ребенок преодолевает сложности, это создает условия для успеха, что положительно сказывается на его самооценке и поощряет стремление продолжать обучение", - рассказала консультант.
Психолог напомнила про теорию Льва Выготского о "зоне ближайшего развития". Это означает, что учебный материал должен быть доступным для усвоения, но немного превышать текущие знания ребенка, чтобы он развивался при поддержке взрослых или сверстников.
*Ссылка на работу Льва Выготского в 1978 году обычно относится к изданию его классических трудов на английском языке, переведенных и изданных после его смерти. Наиболее известная работа Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes. Это сборник ключевых идей Выготского о развитии мышления и психики, который был издан на английском языке в 1978 году. Зона ближайшего развития (ЗБР) - концепция о том, что дети могут развиваться, выполняя задачи чуть выше своего текущего уровня, с помощью взрослых или более опытных людей.
Когда обращаться к психологу
Тусупкалиева поделилась, что, если ребенок постоянно отказывается от учебы, его настроение ухудшается или поведение резко изменилось, стоит обратиться за консультацией к психологу.
"Специалист поможет выявить причины и предложит стратегии по их преодолению. Родителям также следует учитывать свои собственные эмоциональные состояния, так как они могут влиять на ребенка. Психолог может оказать поддержку не только ребенку, но и родителям, помогая им справиться с собственными переживаниями, и научиться более эффективно взаимодействовать с ребенком в трудные моменты", - объяснила специалист.
Консультант подчеркнула, что стресс, тревога и чувство неуверенности могут существенно снизить способность ребенка к обучению.
"Стресс, тревога или чувство неуверенности могут снижать способность концентрироваться и усваивать материал. Создание безопасной, поддерживающей среды и возможность обсуждать любые трудности - это ключевые факторы в поддержке мотивации к обучению", - заключила она.
Читать также: Ребенок не научился читать и считать - каково ему будет в первом классе?
Показать комментарии