В 20 регионах страны успешно функционируют 52 школы приемных родителей при организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства просвещения, передает Tengrinews.kz.
В 20 регионах страны успешно функционируют 52 школы приемных родителей при организациях образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Об этом сообщили в пресс-службе Министерства просвещения, передает Tengrinews.kz.
В министерстве заверили, что занятия в школах приемных родителей абсолютно бесплатные и проходят в формате тренингов. Программа включает широкий спектр тем, охватывающих психологические и социальные аспекты воспитания детей. Длительность обучения составляет от 42 до 60 академических часов, по окончании участники получают сертификат, позволяющий им стать приемными родителями.
"Подготовка приемных родителей - это не просто основа успешного воспитания детей, это залог их будущего благополучия и гармоничного развития. Благодаря нашим школам, где мы делаем акцент на глубокое понимание особенностей воспитания и эмоциональные потребности детей, мы можем точно определить, готов ли кандидат к этой важной роли", - подчеркнула председатель Комитета по охране прав детей Насымжан Оспанова.
Кандидаты, желающие пройти подготовку, могут обратиться с письменным заявлением в произвольной форме в одну из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отметим, проблема вторичного сиротства в Казахстане остается актуальной, несмотря на факт уменьшения количества детей, живущих в интернатах и детских домах. Для профилактики этой задачи с 2020 года в Казахстане ввели обязательную психологическую подготовку для будущих приемных родителей.
Ранее Tengrinews.kz совместно с Национальным агентством по усыновлению подготовил инструкцию о том, как можно стать приемным родителем.
Сейчас в Казахстане существуют 5 форм устройства детей в семью:
- усыновление (удочерение) - правовая форма передачи ребенка на воспитание в семью на основании судебного решения. В эту категорию входят дети-сироты или дети, чьи родители лишены родительских прав. В этом случае у биологических родителей отсутствует возможность вернуть ребенка. При усыновлении можно сменить имя, фамилию, отчество. В случае если ребенок достиг 10-летнего возраста, его данные могут быть изменены только с его разрешения;
- патронат - форма воспитания, при которой дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются на патронатное воспитание в семьи либо только одному лицу;
- опека - правовая форма защиты прав и интересов детей, не достигших 14 лет, и лиц, признанных судом недееспособными. Как правило, чаще опекунами становятся близкие родственники: бабушки, дедушки, тети и дяди;
- попечительство – правовая форма защиты прав и интересов ребенка (детей) в возрасте от 14 до 18 лет, а также совершеннолетних лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
- приемная семья – форма устройства в семью, принявшую на воспитание не менее четырех и не более десяти детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в организациях образования для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В приемной семье обязательно должны быть двое родителей.
23 июля Конституционный суд Казахстана признал не соответствующей Конституции норму Кодекса "О браке и семье", запрещающую неженатым мужчинам усыновлять детей. В суде согласились, что мужчины и женщины могут на равных условиях быть в списке желающих усыновить детей.
Конституционный суд указал, что следует исходить из интересов ребенка, нуждающегося в защите своих прав и интересов, и руководствоваться конституционно определенной задачей защиты брака и семьи, материнства, отцовства и детства.
Детский омбудсмен Динара Закиева выразила несогласие с новой нормой и настаивала на сохранении запрета на передачу детей одиноким мужчинам.
"С точки зрения обеспечения безопасности детей в действующем законодательстве необходимо сохранить запрет на возможность передачи детей лицам мужского пола, не состоящим в зарегистрированном браке. Возможно, следует рассмотреть вопрос повышения требований к кандидатам на усыновление, а также к процессу прохождения и завершения обучения в школе приемных родителей", - заявила она.