KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 337.56
EUR / KZT - 379.35
CNY / KZT - 50.62
RUB / KZT - 5.27

К вопросу о хамстве

30 сентября 2013, 12:21
15

 "Почтительность без знания должного превращается в самоистязание. Осторожность без знания должного превращается в трусость. Храбрость без знания должного превращается в безрассудство. Прямодушие без знания должного превращается в грубость".

Конфуций
 
 
28 сентября в Китае, как говорилось в приснопамятные советские времена, а также "всем прогрессивным человечеством" отмечался день рождения Конфуция, чья цитата и предваряет данную заметку, речь в которой хочется повести о том, что происходит в нашем обществе. Ведь согласитесь, нарастающее количество примеров антисоциального поведения уже не вписывается в простое объяснение весенне-осенних обострений и, кажется, требует постановки некоторых вопросов.
 
Нации - как люди, и обладают набором своих характерных черт, складывающихся в течение жизни или унаследованных, но всегда по разному проявляемых в разные отрезки испытаний жизненного пути. Нет идеальных людей, в каждом из нас уживаются борющиеся друг с другом качества. Нельзя обобщать абсолютно, но тем не менее, не замечать печальную мутацию некоторых качеств соплеменников становится невозможно, и хочется задаться эдаким конфуцианским же вопросом: когда именно наше прямодушие превратилось в грубость; стремление к справедливости - в чванство; открытость миру и стремление к его познанию - в откровенное мракобесие; а пассионарность - в бешенство? Когда мы потеряли это "знание должного", и что это вообще такое? Не чувство ли это меры? Казалось бы, религиозность общества только растет, множатся храмы и число религиозных адептов, однако налицо - дефицит просто духовности и наличие огромных общественных проблем морального и нравственного рода.
 
А ведь нельзя не признать и тот факт, что в столь непопулярные нынче среди определенных кругов советские времена, несмотря на расцвет идеологии научного атеизма и полузапрет на деятельность клерикальных организаций, люди, что называется, были гораздо "ближе к Богу" и гораздо внимательнее и сочувственнее относились к бедам ближнего своего и зачастую с легким сердцем жертвовали не просто материальными благами, но даже своими жизнями ради общественного блага. Эти люди в большей своей массе были дарителями, и во многом благодаря их самоотверженном вкладу мы наслаждаемся сегодня своим уровнем материального и интеллектуального развития. Хотя последние события все более ставят наши интеллектуальные достижения под большой вопрос. 
 
Сегодня в общество приходит расплата за резкий переход к идеологии рыночных отношений 90-х годов и сопряженную с этим полную материализацию сознания: оценки любых достижений личности и общества происходят зачастую исключительно с точки зрения обладания материальными благами. Последние же могут достаться любым путем. Цель оправдывает средства. Какая цель - такие и средства. Все это множится на,  во-первых, концепцию эдакой легкости бытия, когда якобы все в жизни можно сделать играючи, и все ее блага являются прирожденным и пожизненным правом получения "всего и сразу" при полном отсутствии какой-либо ответственности. Во-вторых, достигший этих благ считает себя "познавшим истину" и начинает стремиться к полной общественной доминации и искать признания в других сферах, в которых, как правило, абсолютно некомпетентен или даже смешон. Отсутствие признания ведет к отрицанию, отрицание - к агрессии.
 
Наша страна находится не в вакууме, и самое нехорошее заключается в том, что манипулировать таким обществом становится очень легко извне. И делать это можно несколькими "волшебными" словами - вроде булгаковского "расстрелять вас надо, вы не любите пролетариат" - или любыми другими, чему мы и становимся, к сожалению, свидетелями. Достаточно их произнести, и беснующиеся толпы идут крушить все на своем пути. И если не все еще потеряно, жизнь поставит нас ВСЕХ ВМЕСТЕ на жесткий и очищающий путь отрезвления и избавления от, ну от уже слишком многочисленных иллюзий. И ответственность за это нельзя возложить на кого-то другого - соседа, врага, правительство, Президента или ООН. Только на себя, ведь каждый из нас, осознанно или невольно, принимал участие в создании нашей реальности. Хотелось бы повторить слово "НАШЕЙ". Потому что, если мы хотим поменять к лучшему эту нашу жизнь, то сделать это сможем только сами и только меняя себя ежеминутно и ежедневно. Ведь в глубине души каждый из нас знает, что бесконечное удовлетворение материальных и плотских потребностей не дает, в конце концов, ничего, кроме саморазрушения. Эгоизм несчастен по определению. Поколения наших отцов и дедов были созидателями и дарителями, счастливыми людьми, несмотря на нелегкую боевую и трудовую жизнь. 
 
Ну а хамство и хулиганство должны быть наказаны не только по закону, но, и это главное, - "моральным давлением силы общественного мнения", говоря языком другого великого философа - англичанина Джона Милля. И горе нам уже сейчас, если общественное мнение окажется на стороне хама. Тогда мы достигли того уровня мракобесия, который и чреват самыми печальными последствиями, и это, на самом деле, а не фантомы, за которыми мы начинаем гоняться, и есть самая главная угроза независимости страны. 
 
Завершить же свое небольшое и немного идеалистическое эссе хотелось бы призывом к соотечественникам не опускаться до скотского уровня и привести еще одну цитату Конфуция: "Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи".

Нравится