Tengri FM Жұлдыз FM МИКС Победители Законы Казахстана Мultispace Самрук-Казына 25 лет Независимости
KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 334.31
EUR / KZT - 355.17
CNY / KZT - 48.44
RUB / KZT - 5.31
X
98 0 0 0 0

Обед с Ахметжаном Есимовым

10 февраля 2014, 14:06
9

Недавно я обедал. Обедаю я каждый день, но тот обед отличался от рутинного - меня и блогеров пригласил на обед аким города Алматы Ахметжан Есимов. В ходе встречи были нами заданы вопросы о развитии и современно состоянии города. Конечно, понятно, что прогрессивную общественность больше волнуют вопросы "А почему в ресторане? Дорогой ресторан? Кто платил за обед? А чем обедали? Почему их? Почему не меня? Почему не меня - я ведь хороший и популярный?", то есть, типичные проявления нашего менталитета, привязанного к тоям и аксакалам, но, тем не менее, я остановлюсь на содержании нашей беседы, а не антураже.

 
Вопросы были острые и, возможно даже, для Есимова не очень неприятные, но, тем не менее, ответы в той или иной мере были получены:
1. По поводу озеленения - в 2014 году будут последние санитарные рубки в городе, больше их не будет в течение нескольких лет; обрезка деревьев производится для того, чтобы улицы были светлее и ветки деревьев не рвали линии электропередач при снегопадах и сильном ветре.
2. По поводу уборки дорог от снега - уборка производится максимально возможными силами, есть, конечно проблемы, но ситуация будет улучшаться.
3. По поводу общественного транспорта - будут расширяться муниципальные парки общественного транспорта, включая такси; будет две станции метро - "Сайран" и "Москва".
 
4. По поводу городского пространства - известный датский архитектор Ян Гейл к концу года сделает концепцию развития городского пространства, как должно быть все благоустроено.
5. По поводу переезда крупных налогоплательщиков в Астану - его не будет. Есимов договорился, что их оставят.
6. По поводу барахолки - все будет максимально переведено в правовой режим по размещению; будут построены новые здания вместо контейнеров; аренда для переезжающих торговцев не увеличится.
 
7. По поводу социальной напряженности в городе - со всеми ипотечниками и дольщиками разобрались (кроме одного объекта).
8. По поводу заложенной недвижимости - будут стараться договориться с банками, чтобы изъятие квартиры проходило в максимально щадящем режиме, чтобы не допустить социальной напряженности.
9. По поводу парковок и платного проезда в город - будет платный въезд в город на ВОД и улице Саина, а также паркоматы.
 
10. По поводу Кок-Жайляу - он будет построен, так как есть потребность населения.
11. По поводу индустриализации города - строится индустриальная зона в Алатауском районе, туда проводится вся инфраструктура. В идеале там будет 20 000 новых рабочих мест.
12. По поводу культурных объектов - акимат с радостью взял бы и Центральный музей и театр оперы и балета имени Абая себе, если вместе с ними передали бы и финансирование этих объектов (учитывая, как активно развивается сфера культуры в городе, это было бы хорошим решением - хотя бы в Центральном музее экспозицию обновили бы и "Золото саков" входило бы в общий осмотр).
 
Надо также учитывать, что многие вопросы в городе не относятся к компетенции акимата - к примеру, вопрос благоустройства дворов полностью находится в ведении КСК, а борьба с преступностью отдана на откуп МВД, так что часть вопросов на встрече была не по адресу.
 
Но меня на этой встрече интересовали немного другие вещи - самые важные для управления городом, да впрочем, и в других сферах тоже. Как ответил маршал Джан-Джакопо Тривульцио на вопрос Людовика XII, что ему надо для завоевания Миланского герцогства: "Для войны нужны три вещи: деньги, деньги и еще раз деньги". Вот про деньги и пойдет речь.
 
Небольшое лирическое отступление. Сначала давайте выясним, сколько же в Алматы денег, а точнее, сколько собирается налогов.
 
Если посмотреть на график то, можно увидеть, что налогов в Алматы собиралось 316 миллиардов в 2005 году и уже 1,158 триллиона тенге в 2013 году. Видно и влияние кризиса - стагнация и даже падение налогов в 2008 и 2009 году. Но в 2010 году ситуация выправилась и доходы бюджета пошли вверх. Правда, видно, что росли в основном доходы, которые идут в республиканский бюджет - поступления в местный бюджет показывают не такую бурную динамику. Тем не менее, видно, что экономика города на подъеме. Какая же роль в этом акима города, трудно сказать. Но если бы подъема не было, то его в этом обвинили бы точно. Так что кто как хочет, так и оценивает роль акима.
 
 
Много это или мало - 1,158 миллиарда тенге в год налогов? По сути, это количество налогов от СКО, Жамбылской, Акмолинской, Кызылординской, Костанайской, ВКО, Павлодарской, ЮКО, Алматинской областей вместе взятых, то есть, от половины страны. При этом 62 процента налогов дает мелкий и средний бизнес, в Алматы не осталось национальных компаний (НАК "Казатомпром" переехал в 2012 году) и у нас нет нефтяных компаний. То есть, налоги идут за счет работы и предприимчивости алматинцев, а не за счет ренты с природных ресурсов.
 
 
И поэтому крайне важно, как распределяются эти деньги сейчас, и как будут распределяться в будущем. Определяется это двумя вещами, про которые я и спрашивал:
1. Законом об особом статусе города Алматы
2. Распределением изъятий и трансфертов в местный бюджет из республиканского
 
Закон Республики Казахстан от 1 июля 1998 г. N 258 "Об особом статусе города Алматы" формально должен был установить "правовые основы, определяющие особый статус города Алматы, исходя из его особенностей как научного, культурного, исторического, финансового и производственного центра, гарантии его дальнейшего развития путем установления мер финансового, экономического и социального стимулирования". Но в результате, никаких мер по стимулированию в нем нет - закон "пустой" и его положения не действующие, так как вступают в противоречия с другими законодательными актами.
 
Как сказал аким, еще три года назад был разработан новый Закон "Об особом статусе города Алматы", который уже реально позволяет акимату больше вкладываться в город, но правительство отказывается его принимать. В унитарном государстве якобы не может быть регионов с особым положением (хотя как тогда работают многочисленные специальные экономические зоны?). В общем, и дальше пока будет сохраняться положение, отмеченное на графике - когда доля налогов, которые идут в бюджет города Алматы будет около 21 процента, и даже не будет достигать 25 процентов, как в целом по стране.
 
 
По второму вопросу - вопросу формирования бюджета. Надо отметить, что с каждым годом бюджет города растет, хотя рост в 2013 году по сравнению с 2012 был незначительный. Надо отметить, что Есимову удалось на период 2014-2016 годов сократить объем изъятий в пользу республиканского бюджета, и они будут составлять 70,7 миллиарда, 83,6 миллиарда и 97,6 миллиарда тенге, а могли бы составлять в общей сложности на 90 миллиардов больше. Это обеспечит бюджету устойчивое функционирование и маломальское развитие.
 
 
 
При этом если проанализировать удельные расходы на одного человека, то они в Алматы практически не растут, оставаясь на уровне 230 тысяч тенге на человека, что с каждым годом обесценивается инфляцией. А хотелось бы расходов побольше - к примеру, в Астане они на уровне 400 тысяч тенге на одного жителя. 
 
 
В целом, подытоживая результаты встречи с акимом, можно отметить следующее:
1. В акимате работают не "аццкие упыри, сеющие вокруг разрушение", а обычные люди, которые также хотят сделать наш город лучше, но существенно ограниченные размером бюджета, законодательством, требованиями вышестоящих государственных органов и т.д. В общем, скажу банальность, политика это искусство компромиссов и учета разных интересов.
2. Большая часть проблем Алматы происходит из-за недостатка средств, ну а недостаток средств идет из-за проводимой уже много лет политики сверхцентрализации в бюджетной сфере. При этом на регионы из центра скидывается все больше ответственности, не обеспеченной при этом ресурсами.
3. Есимову удается за счет своего политического веса лоббировать для города приемлемые условия по трансфертам и изъятиям. А если вдруг придет аким не с таким политическим весом - то правительство обдерет бюджет города как липку.
4. В принципе, медленно, но в Алматы будут перемены к лучшему, но тут вопрос еще в том, что и населению надо быть покультурней и получше относиться к своему городу.
Вот и все о чем я хотел рассказать.
 
P. S. Ну и для страждущих - еда была в ресторане вкусная, хотя знаю пару ресторанов, где готовят лучше. Платил за все лично Ахметжан Смагулович.

Нравится
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц