KZ RU EN
Написать нам +7 (727) 3888 138 +7 (717) 254 2710
искать через Tengrinews.kz
искать через Google
искать через Yandex
USD / KZT - 334.93
EUR / KZT - 375.52
CNY / KZT - 50.23
RUB / KZT - 5.30

Ирония по-казахски, или Как келинка Сабина оказалась в интересном положении

02 декабря 2014, 10:56
22

27 ноября на наши экраны вышла комедия "Келинка Сабина", история про самую популярную невестку страны, кинодебют Нуртаса Адамбаева, снятый на студии Nurtas production всего за 300 тысяч долларов. Комедия с огромной вероятностью должна была вызвать массовый зрительский интерес.

Вообще, комедия в кино совсем не легкий жанр. Здесь нужно иметь особое, не литературное и не театральное чувство юмора. От чего оно зависит? От возраста, пола, киномастерства, оригинальной истории, искрометных диалогов? Вот, скажем, ветеран казахского кино Дамир Манабай два года назад впервые взялся за комедию "Лотерея" и получилось натужно и не очень смешно. Или придумывается комедия превращений между городской банкиршей и сельской дояркой в комедии "Молоко, сметана, творог!" и опять же - "не айс", хотя вдохновенно играют и Линда Нигматулина, и Гульнар Сильбаева.

А тут, куда проще: столичная брендовая штучка попадает в аул на перевоспитание. И в фильме срастается все: и шутки, и персонажи, и патриотическая мораль. Без пафоса и назидания.

По своему жанру "Келинка Сабина" - комедия положений. Причем двух положений. Во-первых, избалованная Сабина оказывается против своей воли в ауле в качестве невестки, а во-вторых, оказывается она там без знания родного языка. До "интересного положения" в привычном смысле слова дело не доходит, поскольку комедия Нуртаса Адамбаева категорически асексуальна.

В итоге, Сабина получает полную перемену участи: вместо Джумейра-Бич - поселок Жугеры, вместо арабского принца Джонни - местный пастух Жанибек, вместо дорогих бутиков и клубных понтов - трудовые келинские будни.

Нетрудно догадаться, что аул Сабину вылечит и со временем она уже будет готова запеть "не нужен мне берег арабский и Франция мне не нужна". Впрочем, не только это. Свежий воздух и живое искреннее общение вместо соцсетей, айфона и клубов - такова переоценка ее меркантильных ценностей. Истовое желание Сабины окультурить сельскую жизнь выстраивает одно из плодотворных направлений для потехи. Тут и караоке, и галоша-пати, и соцсети на заборе, и ток-шоу на свежем воздухе. В ее воспаленном воображении, испорченном модными брендами, возникает масса коммерческих идей, от зоопарка редких животных до рекламы айрана для волос с лицом Баян Есентаевой. И все это не пошло и смешно.

"Всем келинкам посвящается" - таково послание режиссера всем жителям KZландии (для тех, кто не в курсе, скажу, что это исходный телепроект фильма, так сказать, его матрица). И в этом послании Нуртас Адамбаев попал в тему, хорошо известную широкому зрителю. "Коктейль для звезды" бил в хрестоматийную точку: рассказать с местным колоритом историю казахской золушки Молдир в обработке Баян Есентаевой. Нуртас Адамбаев нацелился на тему более злободневную и универсальную: положение келинки с ее суровыми обязанностями под руководством ене (свекрови). Тут, по моим далеко не скромным наблюдениям, не одну диссертацию по психологии можно написать. Но Нуртас сделал художественное обобщение в жанре комедии.

"Келинка Сабина" - не только дебют Нуртаса Адамбаева, но и его бенефис - он автор сценария, режиссер, продюсер и, что самое интересное, исполнитель главной роли. Насчет последнего - отдельный разговор. Мужчины в роли женщин это вообще проверка на актерское мастерство. Но если в большинстве шедевров мужчина по сюжету и не от хорошей жизни вынужден перевоплощаться в женщину (Дастин Хоффман в "Тутси", Робин Уильямс в "Миссис Даутфайр", Александр Калягин в "Здравствуйте, я ваша тетя!"), то в "Келинке Сабине" это перевоплощение изначально. Нуртас, он же Сабина, поднаторев на телесериале "Побег из аула", оказался талантливо органичен в своем травести.

Можно ли смеяться над вещами, ментально узнаваемыми? Над характером, привычками и языком, над ментальностью как таковой? Не насмехаться, а именно смеяться? Без цинизма и издевки, а по-доброму. Согласитесь, что для этого нужны не только чувство меры и остроумие, но и любовь к тому, над чем смеешься. У Нуртаса такая любовь есть, она читается в фильме, и это самое главное. Он легко и непринужденно создает в "Келинке" ироничное зеркало, глядя в которое можно от чего-то, как от прошлого, избавляться, смеясь. Но и к современным нравам можно относиться также. Тут, как говорится, обоюдная ирония. Именно ирония, в которой со времен Сократа нет желания кого-то обидеть, унизить и оскорбить. Ирония - это состояние свободного человека, и кроме освобождения нет у нее другого умысла.

В нашем кино не так много фильмов, которые стоит посмотреть. После романтической комедии "Он и она" Сакена Жолдаса "Келинка Сабина" Нуртаса Адамбаева - второй светлый фильм, который стоит посмотреть. И что примечательно, свет этот идет не от "Казахфильма", а от молодых независимых режиссеров.


Нравится