1. Главная
  2. Почитай

Документалистика может быть и предельно откровенной

Читать онлайн публикацию на тему ✅ Документалистика может быть и предельно откровенной ⚡ Интересная и важная информация на актуальные темы от новостного портала Tengrinews.kz.
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Нашли ошибку?

Представьте себе, что вы ничего не знаете о прошлом, пока не видите живую картинку, появляющуюся на экране и наглядно иллюстрирующую моменты истории. Какую оценку времени вы бы дали? Смогли бы понять эпоху через призму событий, показанных в фильме? Почувствовали бы связь с людьми, что были вашими предшественниками? Риторические вопросы без ответов. Когда документалист снимает свое кино, он не только безжалостно фиксирует все, что происходит вокруг него в рамках выбранной темы, также он пытается собственными руками создать наиболее точный слепок реальности, которая непременно исчезнет, растворится в истории.

В нашей стране документальное кино берет начало с фильма Я. Толчана "Пятая годовщина КазССР", снятого в 1925 году. За ним в 1929 году были сняты различные хроникальные фильмы-очерки, особняком среди которых стоит монументальная картина "Строительство Турксиба" В. Тюрина. Как и все хроники того времени, она сосредоточена на величии человеческой мысли в отрыве от конкретных людей. Масштаб, размах, веха истории - таковы основные направления фильмов, стремящихся запечатлеть для потомков великие идеи. Дальше пойдут очерки об уборке урожая на полях, о самоотверженном труде шахтеров Караганды, строительстве первых фабрик, заводов, клуб, школ. Как водится, будут и приключения геологов в холодной, неприветливой степи. И везде, и всегда рефреном будет повторяться негласное – Человек. Социализм во всем оставил свой отпечаток. Но нельзя отрицать самого главного; помимо очерков и агитационных фильмов на полках архивов, остались многочисленные свидетельства тому, как был обустроен быт наших предшественников. Живых и неподдельных свидетельств как плохого, так и хорошего.

Когда началась Великая Отечественная война, документальное кино получило новый толчок к развитию. Во-первых, в документалистику пришло много режиссеров игровых фильмов, что отпечаталось на принципах монтажа и в целом на видении истории. Во-вторых, Алма-Ата стала домом для огромного количества интеллигенции со всего Советского Союза, что привело к циркулированию невероятного количества творческой энергии. Вдохновение стало отправной точкой абсолютно для всего, и для кинематографа в том числе. В Алма-Ате на студии кинохроники начали работать известнейшие советские документалисты. В их число входил и легендарный Дзига Вертов, который поставил два фильма – "Тебе, фронт" (1943) и "В горах Ала-Тау" (1944). И еще один немаловажный факт - в 1939 году только начинает свой творческий путь Ораз Абишев и Файзолла Абсалямов, которые оказали огромнейшее влияние на всю школу неигрового кино в Казахстане.

Уже после войны требования к документальному кино, как к жанру, поменялись. Приветствовался более реалистичный подход к изображению времени.

Стремление лакировать реальность в угоду существующему строю значительно снизилось. Это было время нововведений. В 1955 году на экраны вышел фильм Ораза Абишева "Оркестр имени Курмангазы". В нем очень интересно представлена тема: эта картина рассказывает не столько об оркестре, сколько о домбре. Именно на этом нашем национальном инструменте и его разновидностях сконцентрировано внимание. Оригинален и монтаж – он весьма динамичный. Хочется также вспомнить талантливого оператора Вячеслава Белялова, который посвятил себя съемкам животных. Его картины на тот момент были прорывом в отечественной документалистике. Реальные красивейшие съемки природы, качественное оформление материала, драматургия - все это смотрелось свежо и необычно. В свое время Вячеслав даже снял для BBC картину "Царство русского медведя".

Накануне и после развала СССР документальное кино начинает активно меняться. В центре фильмов появляются неординарные личности, и сами сюжеты становятся острее и резче. В 91-м году, когда вокруг все в руинах и совершенно непонятно, что нужно делать дальше, режиссер Владимир Тюлькин выпускает в свет своего "Повелителя мух". Название фильма красиво пружинит между реальностью и мифом о Вельзевуле, который с помощью мух наслал чуму на Ханаан. В центре сюжета эксцентричный пенсионер: с первого взгляда безобидный добрый чудак, который лечит соседских животных и в то же время странный мужчина, наделенный жестоким изощренным умом, вырабатывающий "мухотрон" из падали. Его двор, населенный животными, маленький аналог "рая", в котором царит порядок, и все живут в мире и согласии. Все здесь равны, и в "государстве" царит милосердие. Сам же пенсионер называет себя изобретателем и рассказывает, что понимает лидеров страны, ведь они тоже "изобретатели, у которых тоже случается озарение, и они второпях могут наделать ошибок". Одну из картин Тюлькина "Се - человек" обвинили в аморальности только лишь потому, что она безжалостно препарировала действительность и демонстрировала все ужасы собачьих отловов без какой-либо цензуры.

С другой стороны обретение Казахстаном независимости привело к возрождению многих забытых или пресеченных цензурой тем. Стали затрагиваться темы голода 30-х годов, декабрьских событий 86-го года, закрытия семипалатинского полигона. Героями документальных лент стали расстрелянные в годы политических гонений исторические личности; вспомнили режиссеры в том числе и о хане Кенесары. Однако сам уровень профессиональной съемки заметно снизился: не хватало финансирования, не было возможности обновить технический арсенал. Все-таки молодой республике нужно было время оправиться после развала СССР и встать на ноги.

Однако на сегодняшний момент, имея куда большие возможности, документальное кино в нашей стране не процветает. Будем честными - сейчас документалистика не самый популярный жанр, и чтобы это заметить, не надо быть специалистом. Жаль, что имея в своем распоряжении огромное количество разнообразнейшего материала, начиная от природы и заканчивая различными яркими событиями, на выходе зритель не получает ничего особенно интересного или хотя бы значимого для будущих поколений. Но радует, что при всем при этом очень многие современные режиссеры неигрового кино не сдаются и стремятся охватить хотя бы острые социальные темы.

Подводя итог, хочется сказать, что документалистика может быть пафосной, вычурной, но может быть и предельно откровенной, не делящей мир лишь на черное и белое, с одинаковой беспристрастностью показывающая жестокость и милосердие, эпический размах и почти интимную историю одного человека.




Join Telegram