Чем казахам вторник не угодил?

05 января, 12:10
11

Продолжаем знакомство с традициями и обычаями наших предков. Следующая часть главы моей книги "Қарашаңырақ" о том,

Как казахи верили в приметы

Часть IV

Поехали дальше.

Чуть выше я говорил про правую и левую стороны.

Напомню еще раз.

У нас – у казахов – обозначение сторон имело особый метафизический смысл. Если просто, то все, что слева, – плохо. А что справа – хорошо.

Поэтому нельзя было, чтобы женщина, которую ты случайно встретил поутру на дороге, обошла тебя с правой стороны: удачи не будет. Дорога закроется или же приведет тебя к несчастьям. Неважно – кто эта женщина, пусть сама Загипа Балиева, Гульжан Карагусова или даже Бирганым Айтимова. Неважно. Важно, что для казаха утренняя женщина все равно что черная кошка. Поэтому если вы верите в приметы, то, как только увидите утром спешащую справа женщину, нужно стремглав броситься ей наперерез и подставить левую сторону. Пусть идет там, слева, ибо не фиг!

Другое дело, если посуда нечаянно разбилась. Тогда можно было собрать осколки и поводить ими вокруг головы сидящего человека – справа налево. Это означало, что теперь с этими осколками уйдет все плохое и сидящий не расшибет себе голову при случае.

Кстати, водили еще вокруг головы старыми вещами, которые собирались выбросить. И водить надо было три раза. Не больше! И все устаканится, все будет хорошо.

В наши дни это тоже работает. Проверено. Вы также можете удостовериться.

Что нельзя делать казаху. О казахских приметах. Часть III

Допустим, отслужил свое карбюратор. Или масляный насос. Или же старая стиральная машинка. Хорошо. Все эти вещи можно обратить себе на пользу.

Берете стиральную машинку, несете ее к мусорным бакам, там поднимаете ее над головой, делаете три правильных круга и потом только выбрасываете. И я уверен: у вас все будет замечательно. И не нужно обращать внимания на случайных свидетелей ритуального действа, застывших с открытыми ртами. Если они спросят, что это было, вы им спокойно объясните.

Возможно, они тоже возьмут на вооружение такой способ прощания со старыми вещами и у них тоже все сложится в дальнейшем замечательно.

Как известно, итальянцы выбрасывают старые вещи в окна под Новый год. Я считаю, что это неправильно. И неразумно. В конце концов, это опасно. Ну вот представьте: идете вы себе по улице в бодром расположении духа и вдруг вам на голову прилетает чей-то диван…

Нет, что бы там ни говорили, наш способ лучше.

А вот еще – насчет осколков, мусора, испорченных вещей и посуды.

Нельзя было греметь посудой. Иначе из дома уйдет благополучие. Особенно это следует помнить тем женам, что любят вымещать свою злобу на посуде. Обычно они бьют ее о пол. Есть жены, что бьют посуду о головы своих мужей. В таком случае вообще не стоит ждать от жизни ничего хорошего. Это я вам точно говорю. Если уж надумали бить, то уж лучше всего каким-нибудь тяжелым предметом. Скалкой. Казаном. Или камнем, например. И по башке его, пьянчугу этакого!

А вот камнем о камень стучать нельзя. Из-за этого у волков чешутся клыки и они нападают на скот. В наше время, когда начинают стучать на соседей, то чешутся руки у работников силовых структур, сотрудников различных следственных групп и они идут охотиться на разного рода аферистов и мошенников.

Нельзя свистеть. Удачу просвистите. И денег не будет. Об этом все в курсе. Но зато не все вы знаете, что нельзя задувать свечку. Или спичку. Вообще, нужно быть очень аккуратным с огнем. В том смысле, что, задувая фитиль, вы как бы "тушите удачу". Задуваете счастье. А еще можно заболеть амнезией. Казахи очень боялись амнезии и постоянно помнили о ней. Правда, я позабыл, как это называлось…

Женщинам запрещалось жечь волосы в огне. Любые – состриженные или просто намотавшиеся на расческу. Их следовало закапывать в безлюдных местах. Волосы я имею в виду, а не женщин.

В наше время такие запреты все еще действуют. Говорят. Поэтому я бы рекомендовал дамам носить с собой в косметичках миниатюрные лопаточки для закапывания волос. А тем, у кого они падают обильно, возить с собой небольшие саперные лопатки в багажниках автомобилей. Очень удобно.

Если же пренебречь запретом и сжечь волосы в огне, то на том свете бог обязательно устроит допрос. Он спросит: "Куда ты дела волосы, я ж тебе их лично нарастил?" И тогда будет неудобно…

Не спи на закате, не свисти - в какие приметы верили казахи. Часть II

Отношение к огню в древности вообще было особенно почтительным. Им сопровождался обряд – аластау. То есть очищение огнем. "Алас" – слово, означающее "ночной свет". Священный огонь.

Так, к примеру, чабаны, когда собирались с зимовки на жайляу, разжигали два костра и прогоняли между ними скот. Затем проходили по этому "коридору" сами. Только после этого они считались "очищенными" от всякой грязи и мусора.

Очищают еще дома в новоселье. В наше время – новые машины. А еще рыночные контейнеры. Торговые центры. Бензозаправки. Парикмахерские. Гаражи…Окуривают особой травой, адыраспан называется. По-русски – гармала (могильник). Научное название – степная рута.

Между прочим, это ядовитое растение. Оно содержит в себе алкалоиды. В древности эту траву использовали в качестве лекарства эскулапы и врачеватели. Она оказывает успокаивающее и дезодорирующее действие. Адыраспан еще называли "турецкой краской". Потому что в Турции ею красили фески – национальный головной убор.

Аластау еще проводили, когда ребенок чего-то (или кого-то) испугался. И не только ребенок. Любой человек может испугаться. Тогда поджигали адыраспан и очищали дымом испуганную душу.

Еще про огонь.

Нельзя было тушить огонь водой. Потому что при этом сталкиваются две стихии. Согласно верованиям, это могло привести к природным катаклизмам. Или вообще нарушить баланс в природе. В том числе и человеческой.

Поясню.

Если вдруг в человеческом обществе разная серость оказывается на троне, а настоящие государи пребывают в забвении; если подлинные поэты и художники бродят по свету в поисках куска хлеба, а ничтожные скоморохи жируют у ханских столов; если аксакалы торгуют своими бородами и поют славу временщикам у власти, а молодежь танцует под чужие песни; если женщины больше не уважают своих мужчин и постепенно сами становятся грубоватыми мужланами; если дети перестают признавать своих отцов, а батыры и герои развлекают народ на базарных площадях… Тогда…

Тогда политика тут ни при чем. Идеология тоже. Просто кто-то потушил огонь водой.

Как казахи верили в приметы

Часть V

Все знают, что у нас – у казахов – свой особый путь. Следовательно, у нас своя особая миссия на земле. Для чего господь нас сотворил – пока секрет. Никто не знает. Знает об этом только сам господь. И, наверное, чуть-чуть аппарат президента. Но эти две высокие инстанции пока не спешат раскрывать тайну. Известно лишь то, что мы следуем своим путем. Мы все еще в пути. Мы ж кочевники. Вот и идем. Мы особенные. И не случайно издревле все вещи и природные явления мы рассматривали под своим – глубоко национальным, а потому особенным – углом.

А вообще, это закономерно. Часто одни и те же вещи вызывают у разных народов свои ассоциации. Допустим, у китайцев желтый цвет считается самым важным. И красивым. Это цвет императора. Наверное, он ассоциируется у китайцев с золотом. Им покрывали крыши дворцов и храмов, стены царских покоев и приемных залов, даже посуда у коронованных особ была желтого цвета. Как и одежда. Простолюдинам под страхом наказания запрещалось использовать такой цвет в своем быту.

У нас – наоборот. Желтый цвет воспринимался как признак нездоровья. Немощи. И на самом деле иногда кожа больного человека приобретает желтоватый оттенок, в особенности если у него проблемы с печенью или желудком. И нередко многие хронические заболевания угадываются по желтизне. Поэтому у казахов не принято было дарить что-либо желтого цвета.

Далее.

Во всем мире самым тяжелым днем принято считать понедельник. А у нас – у казахов – таковым считался вторник. В этот день нельзя было начинать важные дела или отправляться в дальнюю дорогу. То есть древние степняки ни за что бы не стали открывать во вторник Экспо. Или же дорожную развязку. Также в древности не рекомендовалось презентовать в этот день салон красоты. Или ту же Олимпиаду. И в древности казахи ни за что не полетели бы на заседание ООН во вторник. Хотя…

Хотя кто его знает?

Однако складывается такое ощущение, что мы все свои дела начинаем именно во вторник и летим куда-то именно во второй день недели. А не надо бы. Забыли просто, что вторник не наш день.

И раз уж зашла речь о днях недели, то скажу сразу про среду. "Сәрсенбі – сәтті күн", - говорим мы. То есть "среда – хороший день". Удачливый.

Ну, не знаю. Тут кому как повезет. У меня на прошлой неделе холодильник крякнул. Что-то в нем там щелкнуло, шваркнуло, и он затих. А потом потек. И произошло это именно в среду.

С другой стороны, у нас – у казахов – ничего не сказано про холодильник. Про лошадь сказано, про верблюда тоже, про коров и баранов, про седло и камчу, про дастархан и еду, про очаг и посуду, да и вообще про все на свете сказано, а вот про холодильник – ничего. Но это так – частности. В целом среда – благоприятный день.

Стричься казахи должны, по идее, в четверг или пятницу. Видимо, в эти дни казахских парикмахеров и разного рода стилистов посещает подлинно творческое настроение. То есть в эти дни они бреют бороды, красят ногти, клеят ресницы, делают прически и наводят всяческий марафет при особо приподнятом расположении духа. Также в эти дни следует стричь ногти. И желательно делать это в светлое время суток. Лучше всего – по утрам.

Как казахи верили в приметы. Часть I

Ни в коем случае нельзя стричь ногти ночью. Так делать даже опасно. Потому что ночью нормальному человеку положено спать. И когда он спит, душа его висит на кончиках его ногтей. Состриг ногти ночью -  все равно что голову себе отпилил.

Про субботу и воскресенье, полагаю, говорить не нужно. Это лишнее. Все знают, что для среднестатистического казаха суббота с воскресеньем – это настоящее наказание. Это тяжкая трудовая повинность. Я имею в виду наши бесконечные тои и праздники. К ним нужно готовиться. То есть воздерживаться от еды и питья в течение всей недели, и как только они наступают – все. Берешь жену, запираешь детей и айда по гостям. Так что суббота с воскресеньем – самые тяжкие, загруженные и по-настоящему адские казахские дни. И так оно повелось с тех самых пор, когда Атилла покорил Рим и на радостях неосторожно устроил там той. Зря это он сделал, честное слово…

Астрономию мы понимали также по-своему. Скатилась, допустим, звезда с неба, значит умер кто-то. Закатилась звезда его жизни. У иных народов наоборот: звезда полетела вниз, значит появился на свет новый человек.

А еще у нас, если случилось затмение Солнца, то это означает, что правитель умрет у мусульман. А если затмилась Луна, то умрет уже другой хан – не мусульманский. Инородный. В том или другом случае все одинаково готовились к выборам очередного хана. И сами выборы проводились согласно заранее расписанному сценарию. И не было никаких сюрпризов. Не было неожиданностей. Все проходило под знаком всеобщего единодушия, единогласия, и добрая эта традиция дожила, как мы видим, и до наших благословенных дней. То есть появление Нуротана и его дальнейший расцвет был заложен много веков назад.

У древних инков при затмении Солнца считалось, что небесный владыка напился досыта жертвенной крови. Как известно, инки приносили Солнцу дары в виде человеческих жертв. У нас такое не практиковалось, слава богу… Во всяком случае открыто.

А весной, когда начинало громыхать пасмурное небо и шел первый дождь, принято было поливать порог дома молоком – к удаче. И чтобы молока в этом году было много. То есть чтобы достаток приумножился. И цены на нефть поднялись. Заодно и на газ.

А еще у нас бытовали в обиходе своеобразные запреты.

Запрещалось, к примеру, спать весной на улице. То есть под открытым небом. В межсезонье. В это время небесные стихии борются между собой: холод зимы сражается со зноем лета. И вот когда происходит такая заруба, можно ненароком угодить в самую ее середку и тогда – крышка. Ни один баксы не спасет – с ума сойдешь. Или окривеешь.

А еще можно окриветь, если вдруг попадешь в смерч. В степи же постоянно дуют ветры, и нередко встречные потоки пересекаются. И тогда в степи поднимаются страшные зловещие воронки. Их видно издалека. Казахи считали, что внутри них беснуются черти. Атмосфера ночного клуба. Или проходит митинг оппозиции. Не дай бог оказаться внутри. Вылезешь оттуда наверняка уже с другим лицом, и вряд ли оно тебе понравится.

Так что если у кого-то из ваших друзей свело на бок скулу, то это не обязательно означает, что ему свернули челюсть в пьяной драке или же провели неудачную пластику. Вероятнее всего, он попал в смерч или ходил на несанкционированный митинг. Хотя если посмотреть правде в глаза, то он просто улегся спать во дворе ранней весной.

Кстати, насчет всяких, извините, уродств.

У казахов нередко родители придумывали своим детям "уродские" имена. В смысле – неблагозвучные. Я об этом уже писал в одной из предыдущих глав. Коснусь этой темы еще раз.

Ну кому понравится, допустим, имя Итбай (ит – в переводе означает "собака")? Итаяк, Итемген, Итурген, филиппкиркоров, николайбасков, малахов…

А делалось это с добрыми намерениями. Чтоб никто не завидовал.

Вообще. с собакой у казахов связано много разных ассоциаций. Как хороших, так и не очень. Говорят иногда – "ит болдым". В значении "устал как собака". Извелся, замучился. Еще говорят: "Ит иттігін қылмай қоймас". Тут имеется в виду псиное происхождение. Натура. Природа. Помните булгаковское "Собачье сердце"? В чем-то перекликается. То есть собака на то и собака, чтобы жить по-собачьи и проявлять свое псиное нутро (чуть было не сказал "сучье").

Ну как это по-русски будет? Собакство? Собачность? Псовство?.. Ну то, что на роду написано. То есть когда "горбатого могила…"

Еще есть пословица: "Күніне жүз түлкі алса да, тазының ит аты қалмайды". Тут примерно то же самое. Смысл: "Разбейся в лепешку, налови кучу лис, сними с них шкуры, притащи их все хозяину, отдай без-воз-мезд-но… все равно останешься собакой". Впрочем, у казахов тазы считается самой благородной из всех собак. Ей одной позволено было заходить в дом. И нужно помнить, что собака является одним из семи национальных сокровищ – Жеті қазына.

Так вот, называя человека Итбаем (или Кыртбаем, Чертбаем, Тыртыкбаем, Мыркымбаем, Акмаккыз, Жаманкыз, Ксюшейсобчак), казахи вкладывали в это дело определенный смысл. Видимо, в этом доме часто болели дети. Или даже умирали. И чтобы смерть не забрала очередного малыша, новорожденному присваивали "уродское" имя. Тогда темные силы оставляли семью в покое: не травили скот, не жгли дома, не насылали на ребенка болезни, не уносили его с собой и не закрывали его отца в тюрьму за взятку…

Между прочим, у кочевников не было тюрем. В древности пленных либо казнили, либо обращали в рабство, и те до конца дней своих пахали на своих хозяев. Пасли скот, копошились по хозяйству. Наверное, так лучше, чем сидеть в зиндане или тянуть срок на зоне?

Также в степи не приветствовалось содержание в клетках разной живности. Согласно верованиям, нельзя было никого лишать свободы. То есть любая тварь земная имела право бегать, прыгать, ползать и летать так, как ей заблагорассудится, и негоже было человеку вмешиваться в божий промысел.

Получить короткую ссылку


  • Подписаться на канал новостей TengriNews:

  • Google News
  • Yandex News
  • Yandex Zen

Нравится Поделиться
© MRPBPS​
Материал с фотографиями Материал с видео
© Кадр из фильма "Безумный Макс: Дорога ярости"
Материал с фотографиями
Хотите больше статей? Смотреть все
Читают
Обсуждают
Сегодня
Неделя
Месяц