Чужие идеи
Воровать нехорошо. И чужие идеи тоже нехорошо воровать. Среди музыкантов плагиат на уровне нескольких последовательных нот или ритмического рисунка карается суровым денежным наказанием в пользу автора. В научном мире за плагиат могут и морду набить. А ткнуть пальцем в плагиатора считается просто элементарным долгом нашедшего уворованный кусок. Как раз на днях немецкого министра обороны прилюдно опозорили тем, что нашли в его докторской диссертации "незакавыченные" элементы чужих текстов (кстати, зачем министру диссертация? и когда он ее успел написать? за счет основной работы?).
Но есть случаи, когда чужие идеи заимствовать можно и вполне допустимо с этической точки зрения. Только слово "заимствовать" не слишком уместно. Лучше сказать "применить", "воспроизвести", "копировать", "воспользоваться", "адаптировать", "повторить". Прежде всего, это относится к чужому опыту и к чужим управленческим решениям. Причем к решениям не только на уровне индивида, дома/семьи или компании, но и на уровне города или страны .
Чужая идея 1. В аэропорту Стокгольма, который в принципе не особо отличается от десятков других бетонно-стеклянных транспортных строений, висят яркие лайтбоксы (световые короба) с изображениями разных известных людей и текстами типа "Stockholm – the Homecity of ABBA" ("Стокгольм – домашний город группы "АББА") или "Stockholm – the Homecity of Astrid Lindgren" ("Стокгольм – домашний город Астрид Линдгрен"). То есть пассажир только-только вышел из самолета, а ему сразу неназойливо подсказывают, кем же знаменита столица Швеции. Моей первой реакцией на эти лайтбоксы была попытка подобрать людей, чьи имена и изображения можно было бы привести на подобных конструкциях в алматинском аэропорту. Условия же совсем понятны и просты: это должны быть люди (но не политики и не просто богачи) или коллективы, узнаваемые в остальном мире, минимум в СНГ, наиболее плодотворные периоды жизни которых приходятся на Алматы. К сожалению, в тот момент мне на память пришли только три имени – Еркеш Шакеев, "A'Studio" и Батырхан Шукенов (по-хорошему, и Еркеш, и Батыр тоже есть "A'Studio" в других временных отрезках). В аэропорту Улан-Батора и то чествуется большее количество известных монголов: там сделали совсем просто, повесив "портреты" Чингисхана и его потомков, царствовавших в восточной, китайской, части монгольской империи. Конечно, к Алматы имеют отношение Лев Троцкий, Владимир Жириновский, Лев Прыгунов, "дозорист" Сергей Лукьяненко, но их популярность точно с нашим городом не коррелируется. Потом к мысленному списку добавились Олжас Сулейменов, фильм "Игла" (как алматинский объект) и его режиссер Рашид Нугманов, Максим Зверев, Морис Симашко, Николай Раевский, Марат Бисенгалиев, Владимир Толоконников. И всё. Перечень закончился. Что-то он получился совсем коротким. Понятно, что я, скорее всего, вспомнил не всех того заслуживающих. Но сама идея, надеюсь, ясна: я хотел бы видеть некий "список гордости", постоянно доступный не только гостям города, но и самим алматинцам. Чтобы на вопрос где-нибудь за границей "А кем же известен Алматы?", без замешки выдать "Almaty is the Homecity of…" минут на десять сплошного перечисления. Ну, и иметь в запасе получасовой ответ на возможный вопрос "А кем же известен Казахстан?".
Чужая идея 2. Если вы будете в Сеуле и окажетесь около какого-либо важного исторического памятника, то экскурсоводы и таблички вам обязательно сообщат, что вы наблюдаете национальное сокровище номер такой-то. Именно так: существует официально утвержденный список из 307 предметов, зданий, памятников и географических мест Южной Кореи, имеющих исключительную культурную ценность и именуемых национальными сокровищами Кореи. Я уверен, что подобный список для Казахстана точно нужен и нам самим, и другим землянам. Причем этот список должен пропагандироваться на государственном уровне. А то на самому себе заданный вопрос о достопримечательностях страны в голову быстро приходят только дежурные каток "Медеу", космодром Байконур и мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. Там же, в Сеуле, в Национальном музее Кореи, есть экспозиция, посвященная кимчхи, то есть острым квашеным овощам, из которых мы знаем только сильно перченую капусту под диалектным названием "чимчи" (изобретенная в СССР "корейская морковь" по сути тоже является кимчхи). Стенд у этой экспозиции информирует посетителей, что кимчхи является главным символом Кореи и корейской культуры. Это не утверждение музейного начальства, пиарщиков или какого-нибудь министерства туризма, а итог массового опроса среди населения Южной Кореи. Я не против того, чтобы кумыс или казы стали национальными символами Казахстана, только давайте признаем их такими организованно и коллективно. Кстати, тогда же можно будет легализовать так нелюбимую мною аббревиатуру "РК" для обозначения "Родины кумыса" или "Родины казы" (я сильно не люблю, когда этой аббревиатурой называют мою страну, название которой согласно ее Конституции может писаться только как "Казахстан" или "Республика Казахстан" и никак иначе).
Чужая идея 3. В прошлом году в своем интервью газете "Фокус" я постарался сформулировать симпатичную мне национальную идею нашего государства: "Казахстан должен быть максимально комфортной и безопасной страной для его граждан, в которой им живется удобно и приятно, и комфортной и безопасной настолько, что в нее хотят приезжать люди из других стран и оставлять здесь свои деньги. При этом чем лучше работает государственная машина, тем меньше она заметна (как результат следования принципу "делай, что надо, и не жди похвалы")". А недавно я увидел эту идею в интервью политолога Досыма Cатпаева газете "Курсивъ" в другом изложении: "Мой дом – самый лучший на этой улице, моя улица – самая лучшая в этом городе, мой город – самый лучший в стране, моя страна – самая лучшая в мире". Изложение опять-таки принадлежит Южной Корее (видимо, в этой стране сильно стремление к максимальному упорядочиванию атрибутов самоидентификации). Понятно, что использовать в качестве казахстанской национальной идеи южнокорейский слоган есть минимум нарушение копирайта. Ну тогда давайте определимся с собственной формулировкой национальной идеи Казахстана. Моя подойдет для начала?
Удачи. Не стесняйтесь следовать лучшим примерам. По крайней мере, в начале какого-либо пути этот подход точно лучше, чем слепое тыкание туда-сюда.
P.S. А еще я хотел бы видеть признанную всеми или большинством краткую научную историю Казахстана (в дополнение к ее пятитомному академическому изданию) как альтернативу периодически возникающим или всплывающим разнокалиберным полунаучным-полуфантазийным версиям с сильными местечковыми загибами.