О почти состоявшейся легализации иностранных трудовых мигрантов

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Как-то пригласили меня в ИМЭП на встречу с европейскими экспертами по миграции. Обсуждали как раз нелегальную миграцию, и выяснилось, что за редким исключением в моем лице, большинство казахстанских экспертов положительно относятся к иностранной трудовой миграции и не видят в ней ничего плохого.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Как-то пригласили меня в ИМЭП на встречу с европейскими экспертами по миграции. Обсуждали как раз нелегальную миграцию, и выяснилось, что за редким исключением в моем лице, большинство казахстанских экспертов положительно относятся к иностранной трудовой миграции и не видят в ней ничего плохого.

 
По всей видимости, и в нашей властной элите также в этом не видят ничего плохого, поэтому и мажилис одобрил закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам трудовой миграции". О чем же говорит данный закон? Кстати, хочу сделать маленькую ремарку. Как правило, в нашей стране законы, которые прямо что-то описывают и регулируют, стерильные и обтекаемые - по ним особо не поймешь, что делать и как делать. Но вот поправки в них и подзаконные акты - это совсем другое дело. Именно в них и таятся всякие адские сущности и прочие дьяволята. Так что, если вы видите законопроект с название вроде "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам…",  читайте его особенно внимательно - там будет интересно!
 
Вернемся к нашему законопроекту. Сущность его в том, что жители стран, которые могут находиться на территории Казахстана без виз 90 дней, а это все страны СНГ как минимум, могут теперь наниматься работать у физических лиц. Они могут работать на следующих работах:
- выполнения работ (оказания услуг) в домашнем хозяйстве;
- услуг по ремонту недвижимого имущества
 
То есть, это домашние работники (няни, садовники, домработницы, повара, сторожа) и строители-ремонтники. Будет установлена общая квота на страну, которая будет распределяться по регионам. Как мне думается, будет она на уровне квоты на привлечение иностранной рабочей силы – 1,2 процента от экономически активного населения или около 105 000 человек, но может составить и другую цифру, хотя МВД также предлагает остановиться на цифре 100 000 человек. Они будут регистрироваться и платить подоходный налог в размере 2 МРП как минимум. Работать смогут они до одного года  - разрешение выдается сначала на 1-3 месяца, а потом может неоднократно продлеваться. Работать у одного физического лица могут не более пяти иностранцев, то есть в целом на стандартную семью 10 человек.
 
Как обосновывают последствия принятия данного закона государственные органы, а точнее МВД? У них есть такие аргументы:
- в 2011 году в органах внутренних дел зарегистрированы 1 354 247 иностранцев, из которых указали целью въезда "по частным делам" 1 196 199 человек, часть из которых въезжает, чтобы нелегально осуществлять трудовую деятельность
- за различные нарушения миграционного законодательства в 2011 году привлечены 146 207 иностранцев
- в стране по данным международных экспертов незаконно осуществляют деятельность около 100-300 тысяч иностранцев (на мой личный взгляд, скорее 400-800 тысяч)
- при проведении разовой акции с 1 августа по 31 декабря 2006 года по легализации незаконных трудовых иммигрантов в стране легализованы 164 586 иностранцев.
- в целом, принятие закона способствует получению дополнительных налогов (как минимум 3,8 миллиарда тенге), легализации гастарбайтеров, повышению эффективности миграционного контроля, снижению коррупции.
 
И вроде на первый взгляд все хорошо и правильно - раз не можем с этой проблемой ничего сделать, то давайте ее признаем и легализуем, заодно снизим коррупцию и получим какие-то налоги.
 
Но есть и другая правда. Если мы посмотрим на картину занятости в нашей стране, то она ведь удручающая.
1. С одной стороны 8-8,5 миллиона экономически занятых (в том числе 0,5 миллиона безработных), а с другой 2,7 миллиона самозанятых. Эту пропорцию не может пока изменить программа индустриализации и другие потуги правительства. Число занятых в том же строительстве официально выросло с 2010 года с 566 тысяч до 650 тысяч, но это не такая уж большая величина.
2. Среди самозанятых 2,4 миллиона самостоятельно работающих, а если брать по отраслям, то в строительстве 140 тысяч человек и в домашнем хозяйстве 14 тысяч человек.
3. Большинство самозанятых - 70 процентов находятся в возрасте 25-54 лет и 19 процентов в возрасте 16-24, то есть практически это самый трудоспособный возраст. Даже образование у самозанятых есть - у 28 процентов среднее специальное и у 17 процентов высшее или высшее неоконченное.
 
И тут на рынок строительства и домашних услуг, который и так нелегально заполнен иностранцами как минимум наполовину, приходит государство и говорит: "Давайте их легализуем!!!". То есть, не делается облегчение найма у физических лиц для граждан Казахстана, а дается еще одно преимущество иностранцам, которые и так более конкурентоспособны за счет более низкой зарплаты и, скажем честно, часто за счет лучшей квалификации и работоспособности.
 
Тут еще есть один фактор, о котором не говорят. Вместо оформления иностранца на работу в юридическое лицо теперь можно спокойно нанять его как физическое лицо, оформить домашним работником и даже легально выплатить ему зарплату. Получается, есть большая лазейка для ухода работодателями от действующих законов по найму иностранцев юридическими лицами.
 
Кому выгодна эта легализация? Разумеется, она выгодна в первую очередь нашим богатым соотечественникам, которые смогут гораздо легче нанимать на работу иностранцев. Выгодна она и бюджету в краткосрочном варианте - больше налогов, меньше коррупции. А пострадают от нее, во-первых, самые бедные, которые лишатся своих рабочих мест, во-вторых, средний класс, который станет объектом криминала - не секрет, что 80 процентов преступников уже много лет составляют безработные. На мой взгляд, данная легализация не приведет и к снижению количества нелегалов в стране, а просто часть из них легализует, при этом на место легализованных снова придут нелегальные.
 
Самое смешное, что и общество в целом к нелегальным мигрантам и к данному законопроекту в частности относится к этому индифферентно, как будто их это не касается. Проблемы снижения зарплаты на рынке труда, проникновения террористов и уголовников, нелегальные системы перевода денег, контрабанда и наркотики, организация торговли людьми, увеличение криминала - все эти проблемы не существуют в повестке дня казахстанского общества. Но думается мне, что все эти проблемы вылезут в будущем, только решать их придется уже большой кровью - правда возможное будущее также не сильно волнует казахстанское общество, которое живет в ритме "до очередной пятницы". И это очень печально.
Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 512.1  course up  590.94  course up  6.44  course down

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 23
Астана 21
Актау 20
Актобе 19
Атырау 22
Б
Балхаш 20
Ж
Жезказган 22
К
Караганда 20
Кокшетау 18
Костанай 23
Кызылорда 23
П
Павлодар 21
Петропавловск 24
С
Семей 24
Т
Талдыкорган 23
Тараз 26
Туркестан 21
У
Уральск 23
Усть-Каменогорск 24
Ш
Шымкент 24

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer