1. Главная
  2. Почитай

О почти состоявшейся легализации иностранных трудовых мигрантов

  • АВТОР
  • Марат Шибутов Представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане

    Как-то пригласили меня в ИМЭП на встречу с европейскими экспертами по миграции. Обсуждали как раз нелегальную миграцию, и выяснилось, что за редким исключением в моем лице, большинство казахстанских экспертов положительно относятся к иностранной трудовой миграции и не видят в ней ничего плохого.

     
    По всей видимости, и в нашей властной элите также в этом не видят ничего плохого, поэтому и мажилис одобрил закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам трудовой миграции". О чем же говорит данный закон? Кстати, хочу сделать маленькую ремарку. Как правило, в нашей стране законы, которые прямо что-то описывают и регулируют, стерильные и обтекаемые - по ним особо не поймешь, что делать и как делать. Но вот поправки в них и подзаконные акты - это совсем другое дело. Именно в них и таятся всякие адские сущности и прочие дьяволята. Так что, если вы видите законопроект с название вроде "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам…",  читайте его особенно внимательно - там будет интересно!
     
    Вернемся к нашему законопроекту. Сущность его в том, что жители стран, которые могут находиться на территории Казахстана без виз 90 дней, а это все страны СНГ как минимум, могут теперь наниматься работать у физических лиц. Они могут работать на следующих работах:
    - выполнения работ (оказания услуг) в домашнем хозяйстве;
    - услуг по ремонту недвижимого имущества
     
    То есть, это домашние работники (няни, садовники, домработницы, повара, сторожа) и строители-ремонтники. Будет установлена общая квота на страну, которая будет распределяться по регионам. Как мне думается, будет она на уровне квоты на привлечение иностранной рабочей силы – 1,2 процента от экономически активного населения или около 105 000 человек, но может составить и другую цифру, хотя МВД также предлагает остановиться на цифре 100 000 человек. Они будут регистрироваться и платить подоходный налог в размере 2 МРП как минимум. Работать смогут они до одного года  - разрешение выдается сначала на 1-3 месяца, а потом может неоднократно продлеваться. Работать у одного физического лица могут не более пяти иностранцев, то есть в целом на стандартную семью 10 человек.
     
    Как обосновывают последствия принятия данного закона государственные органы, а точнее МВД? У них есть такие аргументы:
    - в 2011 году в органах внутренних дел зарегистрированы 1 354 247 иностранцев, из которых указали целью въезда "по частным делам" 1 196 199 человек, часть из которых въезжает, чтобы нелегально осуществлять трудовую деятельность
    - за различные нарушения миграционного законодательства в 2011 году привлечены 146 207 иностранцев
    - в стране по данным международных экспертов незаконно осуществляют деятельность около 100-300 тысяч иностранцев (на мой личный взгляд, скорее 400-800 тысяч)
    - при проведении разовой акции с 1 августа по 31 декабря 2006 года по легализации незаконных трудовых иммигрантов в стране легализованы 164 586 иностранцев.
    - в целом, принятие закона способствует получению дополнительных налогов (как минимум 3,8 миллиарда тенге), легализации гастарбайтеров, повышению эффективности миграционного контроля, снижению коррупции.
     
    И вроде на первый взгляд все хорошо и правильно - раз не можем с этой проблемой ничего сделать, то давайте ее признаем и легализуем, заодно снизим коррупцию и получим какие-то налоги.
     
    Но есть и другая правда. Если мы посмотрим на картину занятости в нашей стране, то она ведь удручающая.
    1. С одной стороны 8-8,5 миллиона экономически занятых (в том числе 0,5 миллиона безработных), а с другой 2,7 миллиона самозанятых. Эту пропорцию не может пока изменить программа индустриализации и другие потуги правительства. Число занятых в том же строительстве официально выросло с 2010 года с 566 тысяч до 650 тысяч, но это не такая уж большая величина.
    2. Среди самозанятых 2,4 миллиона самостоятельно работающих, а если брать по отраслям, то в строительстве 140 тысяч человек и в домашнем хозяйстве 14 тысяч человек.
    3. Большинство самозанятых - 70 процентов находятся в возрасте 25-54 лет и 19 процентов в возрасте 16-24, то есть практически это самый трудоспособный возраст. Даже образование у самозанятых есть - у 28 процентов среднее специальное и у 17 процентов высшее или высшее неоконченное.
     
    И тут на рынок строительства и домашних услуг, который и так нелегально заполнен иностранцами как минимум наполовину, приходит государство и говорит: "Давайте их легализуем!!!". То есть, не делается облегчение найма у физических лиц для граждан Казахстана, а дается еще одно преимущество иностранцам, которые и так более конкурентоспособны за счет более низкой зарплаты и, скажем честно, часто за счет лучшей квалификации и работоспособности.
     
    Тут еще есть один фактор, о котором не говорят. Вместо оформления иностранца на работу в юридическое лицо теперь можно спокойно нанять его как физическое лицо, оформить домашним работником и даже легально выплатить ему зарплату. Получается, есть большая лазейка для ухода работодателями от действующих законов по найму иностранцев юридическими лицами.
     
    Кому выгодна эта легализация? Разумеется, она выгодна в первую очередь нашим богатым соотечественникам, которые смогут гораздо легче нанимать на работу иностранцев. Выгодна она и бюджету в краткосрочном варианте - больше налогов, меньше коррупции. А пострадают от нее, во-первых, самые бедные, которые лишатся своих рабочих мест, во-вторых, средний класс, который станет объектом криминала - не секрет, что 80 процентов преступников уже много лет составляют безработные. На мой взгляд, данная легализация не приведет и к снижению количества нелегалов в стране, а просто часть из них легализует, при этом на место легализованных снова придут нелегальные.
     
    Самое смешное, что и общество в целом к нелегальным мигрантам и к данному законопроекту в частности относится к этому индифферентно, как будто их это не касается. Проблемы снижения зарплаты на рынке труда, проникновения террористов и уголовников, нелегальные системы перевода денег, контрабанда и наркотики, организация торговли людьми, увеличение криминала - все эти проблемы не существуют в повестке дня казахстанского общества. Но думается мне, что все эти проблемы вылезут в будущем, только решать их придется уже большой кровью - правда возможное будущее также не сильно волнует казахстанское общество, которое живет в ритме "до очередной пятницы". И это очень печально.