Блоги
17 июня 2013 | 10:30

Повторение пройденного

Алдар Косе Я каждую неделю подвожу итоги

На прошедшей неделе Казахстан вдруг вновь накрыла волна полетов - во сне и наяву. Ученица десятого класса алматинской школы спрыгнула с чердака пятиэтажного дома. Чуть раньше мы с содроганием и недоумением узнавали о полетах со смертельной высоты в Темиртау и Аксу, где, взявшись за руки, бросились вниз подростки и молодые супруги. Некоторые психологи даже предлагают в дни самоубийств объявлять в стране чрезвычайное положение. Они утверждают, что в это время в общественном сознании происходит нечто, способствующее помутнению разума в запредельных масштабах.

На прошедшей неделе Казахстан вдруг вновь накрыла волна полетов - во сне и наяву. Ученица десятого класса алматинской школы спрыгнула с чердака пятиэтажного дома. Чуть раньше мы с содроганием и недоумением узнавали о полетах со смертельной высоты в Темиртау и Аксу, где, взявшись за руки, бросились вниз подростки и молодые супруги. Некоторые психологи даже предлагают в дни самоубийств объявлять в стране чрезвычайное положение. Они утверждают, что в это время в общественном сознании происходит нечто, способствующее помутнению разума в запредельных масштабах.

 
Ну, в общем, да, похоже. Особенно если человек внимательно следит за сводками новостей и пытается уразуметь смысл происходящего. Старики давно подметили: "Судын басы - бұлақ, сөздің басы - құлақ". (Вода с родника начинается, разговор с ушей начинается).
 
Вот, слышите, шум и грохот в Павлодаре?! Местные власти дали команду на снос двухэтажных щитовых домиков в микрорайоне "Алюминстрой". 
- В этих домах жить невозможно, - говорит аким. - Вот просто могу сказать, просвечивают стены. Кто заходил в квартиры, видел внутри, это уже до предела изношенные и, можно сказать, опасные для жизни людей дома.
И мощные экскаваторы пошли крушить первые халупы. Вскоре на этом месте встанет современный жилой комплекс. Полторы тысячи аборигенов "Алюминстроя" надеются вернуться сюда с ордерами на новые квартиры, чтобы сказать "спасибо" акиму и его коллегам. 
 
И все бы хорошо, только смущают те 13 лет, которые понадобились властям для того, чтобы решиться на снос ветхого квартала. Наверное, денег не было - мы понимаем. Но в те же дни правительство и мажилисмены выясняли странности бюджетной политики: почему в казне все время остаются не использованные деньги, если их всюду не хватает? Не понимаем. Как говорится, "біреу байыса, қырық адамның басы ауырады. (Видя, как один богатство получает, сорок человек голову теряют).
 
- Это не просто цифры, это, прежде всего, не построенные школы и больницы, не отремонтированные дороги, объекты водоснабжения и многое другое, - горячатся депутаты.
- Вопрос ответственности он всегда присутствует, - успокаивает правительство. - Ответственность мы будем поднимать. Также нужно поднимать ответственность не только первых руководителей, но и тех, кто непосредственно отвечает. Надо поднимать их ответственность - тогда будет результат. Наверное, мы рассмотрим вопрос в будущем по ответственности и первых руководителей, в том числе.
Я посчитал: пять раз про "ответственность" - присутствует, будем поднимать, рассмотрим вопрос…  Это то количество, которое должно перейти в новое качество, или еще надо подождать?
 
Впрочем, если говорить об опасностях, которые угрожали разуму казахстанцев на прошедшей неделе, то все выше сказанное - так, семечки. Настоящим испытанием стало заседание парламента, вновь посвященное пенсионной реформе. Совсем недавно эти же люди в том же зале подавляющим большинством проголосовали за то, что женщинам придется работать до 63 лет. Охали - ахали, вздыхали, все понимали, но - надо, другого пути нет.
- Ну, почему? - неслось со всех концов страны.
- Ну, потому что.
 
И вдруг выясняется, что все не так уж и предопределено. Президент  внес свои поправки к закону. Мудрые люди давно приметили: "Соқырдың қожасы - құлағы, ақсақтың аяғы таяғы".   (Верит ушам слепой, палке верит хромой). Депутаты сразу многое поняли:
- Правительство практически провалило у нас работу по разъяснению основ этого законопроекта.  Ну, почему перед тем, как прийти в парламент, не было широкого обсуждениях в массах? Этого же ничего не было сказано… Потому что, потому что. Вот и получилось.
- Мы должны еще раз доказать, что мы поддерживаем Главу государства, и наш долг - это решение Президента поддержать. Мы всегда были и будем с Главой государства.
- Весь народ был свидетелем справедливого решения Главы государства.
 
На самом деле, весь народ "был свидетелем" не только решения Президента. С трудом удерживая остатки здравого смысла, мы следили за процедурой нового голосования:
- Кто поддерживает, ранее принятое нами решение по данной статье закона голосует "за". Кто поддерживает рекомендацию, предложенную Президентом, тот "против". Понятно? 
Не очень, честно говоря. Но спикер парламента словно почувствовал изумление избирателей по ту сторону экрана:
- Если непонятно, повторяю еще раз. Кто против, тот голосует "против".
 
Ну, если так… Как в народе учат: "Әркім өз бойына қарап тон пішер".  (Всяк шубу кроит на свой лад). Потом журналисты до хрипоты спорили: сколько времени понадобилось мажилисменам на это решение? Одни доказывали: 20 минут! Другие чуть ли не за грудки хватали оппонентов: нет, 19! Дискуссия, надо признать, не беспочвенная: есть предположение, что это заседание войдет в историю отечественного парламентаризма. А там, для потомков, все должно быть прописано предельно точно. В том числе, на какой минуте прозвучало легендарное:
- Кто поддерживает рекомендацию, предложенную Президентом, тот "против". Понятно?
 
Тем, кто в это время переключил канал телевизора,  повезло не больше. Там показывали новую "звезду" Интернета из Усть-Каменогорска. Разум отказывался воспринимать происходящее: прыжок на "тарзанке" с 25-метровой высоты… в инвалидной коляске.
- Первые две секунды, я честно скажу, я особо ничего не поняла. Только потом пониже этажа верхнего поняла, что этаж пролетела. Уже лечу, не могу ни за что ухватиться. Передо мной такие картины проплывают, разного яркого цвета, и ты уже смотришь и радуешься.
 
Родители героини ее поступок не одобрили, но, как утверждает корреспондент, все равно гордятся дочкой:
- Ведь теперь все точно знают: у прикованных к инвалидному креслу людей возможности вовсе не такие уж и ограниченные.
 
Как говорится, "Ананың көңілі балада, баланың көңілі далада". (Все мысли матери о детях, все мысли детей об играх). Так что  прыгунья обещает снова нас всех  удивить. Правда, говорит, еще не придумала - как.
Может быть, действительно, лучше  чрезвычайное положение?