1. Главная
  2. Почитай

Пути модернизации партийно-политической системы Казахстана

Читать онлайн публикацию на тему ✅ Пути модернизации партийно-политической системы Казахстана ⚡ Интересная и важная информация на актуальные темы от новостного портала Tengrinews.kz.
  • АВТОР
  • Марат Шибутов Представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Нашли ошибку?

Нынешнее состояние партийно-политической системы Казахстана не является критическим при обычных обстоятельствах, то есть при сохранении статус-кво особых проблем у нее не будет. Однако в случае критических ситуаций, спровоцированных извне или в силу внутренних процессов, данная система не сможет эффективно реагировать на угрозы в силу негибкости и слабой эффективности. Также она не является конкурентоспособной в рамках Единого экономического пространства, что приведет к ущемлению интересов Казахстана и массовой миграции населения, которая приведет к дефициту рабочей силы и негативно повлияет на экономику. Поэтому необходимо самим и сейчас начать модернизацию, а не судорожно менять ее под действием катастрофических внешних факторов.

 
Целью модернизации партийно-политической системы Казахстана должны стать:
1) обеспечение суверенитета - относительная независимость от внешних сил и возможность влиять на другие государства;
2) стратегическая стабильность - сохранение действующего светского, демократического, многонационального государства без гражданской войны, сепаратизма, раскола элит, политических переворотов и восстаний;
3) обеспечение сменяемости власти и взаимодействия элит - проведение конфликтов элит сугубо в правовом русле, обеспечение ротации элит во власти;
4) сохранение и улучшение страновой конкурентоспособности - обеспечение превосходства в регионе;
5) расширение возможностей страны и политической элиты в региональных интеграционных объединениях, а конкретнее - в Едином экономическом пространстве.
Для Казахстана очень интересен опыт следующих стран (берем в основном постсоветские, так как их опыт наиболее применим):
 
1) опыт реформы партийной системы в России - снижение ценза численности для партий до 500 человек. Наличие муниципальных фильтров при выборах; 
2) опыт Беларуси по ротации элит; 
3) опыт Беларуси по дипломатии в союзном государстве Беларуси и России;
4) опыт АП РФ по регулированию внутренней политики (после смены В. Суркова В. Володиным);
5) опыт Узбекистана по профилактике сепаратизма с помощью размещения воинских частей во всех нестабильных районах; 
6) опыт Молдовы и Гагаузии - по урегулированию сепаратизма, по организации существования православного тюркоязычного народа - гагаузов - в чуждом окружении;
7) опыт работы Беларуси с несистемной оппозицией, направленной на свержение действующего режима.
 
В первую очередь, должно поменяться партийное поле страны - как самое слабое звено партийно-политической системы. Практически партии должны стать основными субъектами и объектами политической системы наравне с государством и двумя объединениями бизнес-субъектов (ФНБ "Самрук-Казына" и Национальная палата предпринимателей). Они должны стать полноценными участниками политических процессов и вобрать в себя политически активную часть населения.
 
Эволюция партий должна идти по следующему пути:
1) увеличение ядра активных сторонников;
2) участие во всех выборах и политических кампаниях на всех уровнях;
3) активная работа с населением в промежутках между кампаниями;
4) работа по интересующим партию вопросам;
5) четкая идеология, которая не меняется в зависимости от обстоятельств;
6) коллегиальное управление - с учетом мнения партийного актива;
7) невозможность покупки и передачи партии;
8) возможность создавать блоки и политические союзы; 
9) постоянные дискуссии и участие в информационном пространстве.
 
Основная цель во взаимодействии партий и общества должна быть в том, чтобы каждой группе общества соответствовала своя партия, представляющая их интересы. Таким образом, интересы групп населения или финансово-промышленных групп элиты должны приобрести политическую субъектность в виде отдельной партии, с которой можно вступать в переговоры, которая может давать обратную связь и через которую можно воздействовать. Это приучит население и элиты решать все проблемы в цивилизованном правовом поле без несанкционированных акций протеста, массовых беспорядков, голодовок, компромата и так далее. Излишне радикальные партии можно отсекать путем применения к ним положений Уголовного кодекса РК, где вполне достаточно положений по противодействию экстремизму.
 
Кроме того, каждая из партий могла бы сосредоточиться на одной из сфер (как правило, той группы, которую представляет) - сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, культуре и так далее. В общем, чтобы было четкое распределение сфер ответственности. Партии должны иметь возможность получать государственный социальный заказ и выполнять его.
 
Государство же должно в будущем быть, с одной стороны, более эффективным, а с другой стороны, более реалистичным, не занимаясь социальным популизмом, излишним пиаром и стремлением бесконечно расширять свои полномочия, не справляюсь при этом с уже имеющимися.
 
В краткосрочной перспективе (1-3 года) необходимо следующее:
1) перевести политическую борьбу в открытое поле; 
2) снизить зависимость СМИ от олигархов и государственного заказа;
3) повысить управляемость государственного аппарата;
4) улучшить политический баланс между ветвями власти и снизить противоречия между элитными группировками)
5) снизить противоречия между региональными и республиканскими группами.
 
В долгосрочной перспективе (4-7 лет) необходимо следующее:
1) повысить престиж силовых органов, при этом не в смысле коррупционной привлекательности; 
2) установить четкие правила конкуренции элит; 
3) повысить легитимность государственного аппарата;
4) перевести контрэлиты в правовое политическое поле или снизить их влияние;
5) обеспечить плавное прохождение транзитного периода;
6) существенно уменьшить зазор между официальной и реальной политикой.
 
Оптимальными направлениями развития партийно-политической системы должны быть:
1) обретение всеми политическими силами в стране своих политических субъектов в виде партий и перевод политической борьбы в публичное и правовое русло;
2) усиление факторов и структур, которые стабилизируют ситуацию в стране, не допуская различных экстремистских течений внутри и давление извне;
3) увеличение гибкости партийно-политической структуры, которая бы соответствовала как внутренним, так и внешним трендам развития Казахстана.
 
Сочетание этих трех направлений должно стать целью развития партийно-политической системы Казахстана. 
Для осуществления данных направлений надо сделать следующее:
1) подготовить проект изменения избирательной системы с возвратом к смешанной системе выборов (одномандатники, партийные списки, АНК), выборы акимов через маслихаты, выдвижение кандидатов на выборы новыми партиями, снижение ценза численности для партий; 
2) назначение главами филиалов правящей партии "Нур Отан" авторитетных людей, не связанных с действующим акимом области (то же самое - на уровне района) для разграничения партий и исполнительной власти;
3) расширить полномочия (в области экспертизы разрабатываемых законопроектов и обсуждения работы ведомств) общественных советов при государственных ведомствах, сделать их работу постоянной и оплачиваемой; привлечь в данные советы наиболее авторитетных экспертов в своей области, при этом заседания советов освещать в СМИ;
4) расширить полномочия (в области экспертизы разрабатываемых законопроектов и обсуждения работы ведомств) Общественной палаты) 
5) разработать план по взятию под контроль районов различных "самостроев", крупных оптовых рынков и дачных массивов в крупных городах, где присутствие государства и социальной инфраструктуры минимально;
 
6) принудительный сбор в одной базе данных всех социологических исследований, которые проводятся за государственный счет; анализ данных и получение общей картины процессов, проходящих в обществе;
7) проводить общественные слушания по обсуждению законопроектов, касающихся населения и его интересов; 
8) создать несколько дебатных и дискуссионных площадок для обсуждения актуальных тем политики (при "Нур Отане", при маслихатах и так далее);
9) переходить на длительные проекты в течение трехлетного периода, чтобы снизить зависимость от самой процедуры государственных закупок; 
10) сформировать пул структур и экспертов для публичной дипломатии и научных исследований в рамках ЕЭП;
 
11) при появлении новой политической силы, чья деятельность может быть радикальной, создавать и поддерживать противоположную по направленности политическую силу; балансировать на противоречиях между ними; 
12) снижать ценз численности партии до 4000 человек (не меньше 200 в каждом регионе страны);
13) увеличить количество юридической помощи для населения, повышать его грамотность, "подтягивать" население до уровня юридической грамотности, соответствующей современным условиям;
14) организовать переход ведомств на принцип "одного окна" и электронный документооборот;
15) увеличить количество социальных лифтов для молодежи, уменьшить патернализм, улучшить качество образования без привязки к высшему образованию;
 
16) уменьшить примерно в два раза количество населения на одном избирательном округе как для выборов в маслихаты, так и для выборов в Мажилис) 
17) возродить выборы по одномандатным округам (пусть даже с выдвижением от партии) в конкурентной борьбе; 
18) проводить выборы акимов районов, городов областного значения, городов районного значения косвенным голосованием - через маслихат; выдвигать кандидатов только от партий; 
19) внедрить возможность для Парламента проводить собственное расследование различных громких дел с привлечением как государственных ведомств, так и граждан;
20) разделить власти на региональном уровне с выводом из-под влияния акимов силовых органов, военных, партийцев и маслихатов;
 
21) увеличить бюджеты (за счет увеличения местных налогов) и функции на местном уровне - за счет усиления нижних административно-территориальных единиц (района, города районного значения, поселкового и сельского округов); 
22) повысить роль военных в обществе, увеличить состав армии и войск МЧС, улучшить подготовку армейских офицеров, улучшить статус ветеранов и военных пенсионеров, продлить возможный срок службы при желании, давать приоритет бывшим военным при приеме на государственную службу;
23) одобрять каждого из членов правительства в Мажилисе (аналогично - как согласовывает Сенат руководителей органов, подчиненных Президенту);
24) закрепить в законодательстве понятие "официальной оппозиции" правящей партии в Парламенте и ее прав;
25) закрепить в законодательстве понятие "теневого правительства", то есть аналогов правительства, состоящих из членов правящей партии в Парламенте - то есть, члены правящей партии будут курировать деятельность того или иного руководителя государственного ведомства по своему профилю (участвовать в коллегиях, научно-технических советах, проведении госзакупок, представлении бюджета, сдачи отчетов).
 
В целом, в случае "нулевого варианта", то есть если никаких реформ не будет проводиться, то партийно-политическая система страны стагнирует и в долгосрочном плане будет крайне уязвимой перед контрэлитами, которые будут наращивать свои силы. Надо отметить, что сохранение стабильности, то есть текущего состояния страны без различных конфликтов, является такой же важной задачей, как и развитие страны, и требует достаточно большого количества усилий. И если эти усилия не прилагать, то у страны будут проблемы.
 
Все предложенные рекомендации являются вполне выполнимыми в рамках действующей партйино-политической системы. Большинство рисков, связанных с осуществлением данных рекомендаций, могут быть обусловлены в основном с возможным некачественным исполнением и поэтому могут быть устранены.



Join Telegram