Toyota RAV4 третьего поколения - это автомобиль, который стал настоящим эталоном надежности среди компактных кроссоверов в Казахстане и многих других странах СНГ.
Toyota RAV4 третьего поколения - это автомобиль, который стал настоящим эталоном надежности среди компактных кроссоверов в Казахстане и многих других странах СНГ.
При подготовке материала автор использует реальные отзывы владельцев, которые есть в открытом доступе на тематических форумах и в клубных Тelegram-каналах.
Это машина для тех, кому было мало возможностей Toyota Camry 30. Выпускавшийся с 2005 по 2012 год, автомобиль перешел из категории небольших городских внедорожников в класс солидных и практичных городских кроссоверов, отлично подходящих и для повседневной езды по городу, и для вылазок на природу, и даже для путешествий по трассе.
Для нашего региона это очень важный момент: дороги у нас далеко не самые лучшие, климат суровый. Проще говоря: машина должна быть максимально надежной и простой в обслуживании.
Внешне Toyota RAV4 XA30 сильно отличается от своих предшественников. Если раньше это был скорее компактный "грибок" с пластиковыми накладками, то теперь перед нами уже вполне взрослый и серьезный автомобиль с брутальным дизайном. Особенно эффектно смотрятся версии, привезенные из США, где RAV4 имеет увеличенную колесную базу, длинный кузов и под капотом может скрываться мощный V6, добавляющий и драйва.
Многие сегодня отдают предпочтение рестайлингам. Машина действительно освежилась: решетка радиатора и бамперы стали брутальнее. Автомобиль получил современную оптику с линзами в топовых комплектациях, которая заметно улучшает обзор в ночное время. Для наших условий это важно, ведь даже в Алматы с городским освещением до сих пор большие проблемы, особенно в дождливую погоду.
Если говорить о версии Long (а лишь ее и имеет смысл рассматривать), RAV4 удивляет своей просторностью. Для машины такого класса это огромный плюс. Просторная передняя и задняя часть салона позволят с комфортом разместиться всей семье, а вместительный багажник объемом около 580 литров (и более 1700 литров при сложенных сиденьях) отлично подойдет для чего только пожелаете. Поместится и двухкамерный холодильник, и межкомнатная дверь - проверено.
Однако стоит понимать, что здесь нет никакого гламура. Салон RAV4 - это практичность и функциональность в чистом виде. Жесткий пластик, хотя и не вызывает восторга с точки зрения премиального ощущения, отличается высокой износостойкостью, но он страшно скрипучий.
Скрипит буквально весь автомобиль. Да, салон не боится солнца (кроме тканевых обшивок дверей), но каждая его деталь пытается выразить свое мнение на неровностях. Чтобы передвигаться на RAV4 в 30-м кузове с комфортом, над ним придется поработать: антискрип всей торпеды и подлокотника, обшивок дверей и полная шумоизоляция. В противном случае вы будете слышать скрипы салона на фоне звука пролетающих мимо автомобилей, дождь по крыше и гул от колес.
Управление в автомобиле очень удобное и интуитивно понятное: все переключатели расположены логично. Руль регулируется по высоте и вылету, что позволяет подстроить посадку под себя. Единственный момент - фиксатор крышки подлокотника иногда выходит из строя, что может доставить неудобства.
Интересная особенность: задняя дверь с запаской, открывается вбок, а не вверх, что в условиях узких парковок в городе можно считать скорее плюсом, так как не нужно беспокоиться о высоте потолка гаража или ветках деревьев.
Двигатели
Одна из сильнейших сторон RAV4 третьего поколения - это его моторы. На казахстанском рынке чаще всего встречаются версии с четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями объемом 2 и 2,4 литра, а также впечатляющим V6 объемом 3,5 литра, который устанавливался в топвых американских версиях.
Базовый 2-литровый двигатель (1AZ-FE) - надежный и неприхотливый агрегат с цепным ГРМ. Он не отличается особой динамикой (всего 152 лошадиных силы), но он отлично подходит для спокойной городской езды. При правильном обслуживании мотор способен пройти 400-500 тысяч километров.
Правда, у него есть известная особенность: любит масло. Эта проблема связана с закоксовыванием маслосъемных колец и износом маслосъемных колпачков. Все это лечится разово или достается следующему владельцу – не так страшна проблема. Если вы уже окончательно успокоились, то такой мотор вам подойдет.
Если нет, то, конечно, обратите свое внимание на 2AZ-FE – версию с мотором 2,4 литра (болячки, кстати, у них похожи). Зато этот прыткий скакун уже знает, что такое обгоны на трассе и динамичная езда. В паре с 18-ми колесами, которые идут с американцами, он еще и неплохо рулится. Но именно этот двигатель требует особого внимания к головке блока цилиндров: на ранних версиях могли ослабевать болты крепления, что вело к потере компрессии. Если покупаете такой RAV4, стоит проверить мотор у специалиста.
Позже появилась версия с 2,5-литровым двигателем (2AR-FE), которая сочетает хорошую динамику (182 силы) и экономичность, особенно при правильном выборе масла. Этот мотор пользуется большой популярностью за свой ресурс и надежность, но у нас их чуть меньше.
Ну и, конечно, настоящий зверь - V6 объемом 3,5 литра (2GR-FE) с мощностью около 270 лошадиных сил. Эта версия уже ближе к полноценному спортивному внедорожнику. Динамика у машины превосходная, и при этом она совершенно не боится съезжать с гладких серпантинов.
Тридцатые "рафики" умеют удивлять на бездорожье, и тысячи роликов в сети это подтверждают. Если вы готовы к полноценной "тридцатке" на высокой базе – V6 ваш выбор. Для всех остальных эталонными можно смело называть моторы 2AZ-FE и 2AR-FE.
Коробки
RAV4 третьего поколения выпускался с разными типами коробок передач. Среди них, конечно, нужно выделить надежную и простую в обслуживании четырехступенчатую автоматическую коробку U241, которая встречается у большинства экземпляров и славится своей долговечностью.
Многие владельцы спокойно проезжают на ней больше 400 тысяч километров, при условии регулярной замены масла – каждые 40 или максимум 60 тысяч километров пробега. Также была доступна пятиступенчатая автоматическая коробка U250E, которая устанавливалась на версии с V6.
Любителям "механики" также было из чего выбрать, но не в Казахстане. Таких "рафиков" днем с огнем не сыскать. Вариаторы появились позже, и у них свои особенности: для нормальной работы требуется аккуратное обращение, так как перегрев и небрежное обслуживание могут привести к дорогостоящему ремонту (и зачем вот оно вам надо?). И если сегодня мы говорим о таких "рафиках", которые можно отождествлять с самыми лучшими швейцарскими часами, то про вариаторы лучше помолчим.
Почему "рафик" может
Полный привод RAV4 реализован через муфту подключения задней оси. Это достаточно простое и надежное решение, которое позволяет машине уверенно чувствовать себя на заснеженных и грязных дорогах, таких, как у нас в Казахстане зимой и весной.
Но вот при пробегах свыше 150 тысяч километров часто появляется характерный гул - это признак износа подшипника муфты. На него в сети жалоб много. К счастью, заменить его можно, но о проблеме надо знать.
Также внимания может потребовать карданный вал задней оси. Его крестовины и подвесной подшипник неразборные. Тут возникают некоторые сложности на стадии принятия. В сервисе вам подскажут, как вопрос решается дубликатами.
Задний редуктор живет очень долго, но иногда в нем все-таки надо менять масло (хотя бы для приличия). Льется туда всего около 500 миллилитров, поэтому контроль уровня и регулярная замена масла – важная и копеечная часть ухода.
В целом же подвеска в RAV4 третьего поколения очень комфортная и весьма мягкая даже на 18-х колесах. Она хорошо справляется с неровностями дорог, "глотая" ямы и выбоины. Руль средний и со средней обратной связью - то, что нужно для спокойного и расслабленного городского драйва.
Кстати, вот маленький лайфхак: "рафик" превращается в совершенно другой автомобиль, если поставить на него 16-е диски с резиной AT в параметрах 225/70/r16. Колесо получится немножко больше штатного 18-го (235/55/r18), но комфорта на разбитых дорогах прибавится x2 – не меньше.
Он трудяга, но иногда болеет
Как и у любого автомобиля, у RAV4 третьего поколения есть свои "болячки". Мы провели анализ самых распространенных проблем, встречающихся на форумах и среди владельцев, и можем выделить несколько ключевых моментов.
Часто владельцы жалуются на износ ограничителей дверей. Обычно они умирают к первой сотне километров пробега. Двери начинают плохо фиксироваться – это доставляет бытовые неудобства, а также приводит к преждевременному износу петель.
Кроме того, ломается фиксатор крышки подлокотника - деталь недорогая, но важная для комфорта. Чтобы эту проблему решить заблаговременно – пробегитесь по форумам. Там есть четкие указания: какие резиновые упоры (пимпочки) стоит заменить, где проклеить антискрип и брызнуть силиконом.
Внимание стоит уделить и трубкам омывателя заднего стекла: трещины в них могут привести к попаданию воды под коврики, особенно у водителя. Все это мелочи, теперь к более серьезным проблемам.
Сальники передних полуосей
Эти ребята время от времени теряют герметичность, что ведет к течи масла и потенциальному повреждению шрусов. Этот момент нужно контролировать особенно внимательно.
Гул муфты полного привода
Напомню, что возникает он при пробегах свыше 150 тысяч километров (далеко не у всех).
Прокладки клапанных крышек
Время от времени дают течь (не часто). Лучше всего ставить оригинальные. Дубликаты ходят плохо, и их приходится перетягивать (а не затягивать по моменту из инструкции). Ничего хорошего из этого не выходит. Оригинальные могут ходить до 10 лет. Кстати, когда начинает подтекать прокладка, после "жогова" с кикдаунами, в салоне может появиться запах горелого сцепления. На самом деле это масло разбрызгивает в подкапотке - и оно буквально горит.
Хрусты в руле
Виноват карданчик. Его проще поменять или надежно зафиксировать, изобретая самодельные стяжки. Проблема очень распространенная, и тысячи владельцев "рафиков" на ней "развели", приговаривая рейку. Большая ошибка! Рейка на тридцатых кузовах чрезвычайно живучая, а даже когда умирает – подлежит ремонту.
Скрипы при повороте руля
Сразу заглядывайте и проверяйте рулевые тяги – это они. Если вдруг увидели порванные пыльники на тягах, даже не думайте менять пыльники и перезабивать смазку. Лучше ездить с порванными пыльниками, чем с заново смазанными тягами – скрипеть будет еще сильнее. Стоят они копейки, а менять лучше вместе с рулевыми наконечниками – далее отправляемся на геометрию.
Сахарный "рафик"
"Рафики" не любят дожди из-за датчика ABS, который омывается волнами и обдувается всеми ветрами. После пары больших луж наутро может выскочить гирлянда из связки: Check Engine + ABS + ESP. В этот момент у вас не будет работать АБС и полный привод. Пугаться не нужно – это Toyota. К обеду на солнышке все просохнет, и ошибки потухнут. Машина снова работает штатно. А вообще, конечно, лучше вредный датчик и поменять.
Плохое масло и топливо
У многих сложилось мнение, что раз это Toyota (да еще и неубиваемый Rav4), то лить в него можно что угодно. Попробуйте пропустить регламент замены масла и налить в него что-то дешевое (или, например, более вязкое масло в тот мотор, который на крышке просит 5w30) – увидите, что машина начнет выкидывать.
Доливать масло совсем скоро вы начнете литрами. Аккурат так же обстоят дела на АИ-92. Да, "рафик" будет на нем ездить, но пить он его будет как бедуин воду после 20 дней скитаний. Мнимая экономия – льем 95-й, и все у вас будет хорошо.
Вибрации D+тормоз R+тормоз
Очень частая проблема на "рафиках" в тридцатом кузове. Многие уже устали искать причины, но они есть. 70 процентов проблемы прячется в верхней правой подушке двигателя. Ставить туда что-то, кроме оригинала, себе дороже. Оригинальная на сегодняшний день стоит 75 000 тенге.
Вторая причина - мало с АКПП. Скорее всего, вы пропустили регламент и не создается достаточное давление (отпустите на ровной поверхности тормоз - машина активно ползет или почти стоит?). Кто-то грешит на "вакумник", но чаще всего ошибаются.
Электрическая часть проблемы тоже имеет место. Чистить форсунки, менять свечи, чистить заслонку – обязательно, но в конкретной ситуации, как правило, не помогает. А знаете почему?
Потому что владельцы "рафиков" уже все это сделали, перед тем как отправиться на форумы - обсуждать проблему. Кто-то просто смирился, кто-то уже давно поменял масло с подушкой и наслаждается комфортом.
"Беременный мужик"
Тут скажу кратко: подрулевой шлейф или шлейф под сиденьем. Определить должен электрик. В противном случае эта противная иконка (сигнализирует о неисправной подушке) будет постоянно гореть у вас на приборной панели.
Итого
Несмотря на возраст модели, ее техническая простота и надежность делают ее одним из самых привлекательных вариантов в сегменте. Конечно, нужно быть готовым к мелким неприятностям и регулярному обслуживанию, но в целом RAV4 третьего поколения заслуженно занимает свое место среди лучших автомобилей своего класса. А еще он постоянно дорожает (в отличие от всех своих конкурентов). Буквально каждые полгода эта машина на досках прибавляет по полмиллиона.
Если вы планируете покупку кроссовера с неприхотливым характером, отличной репутацией и запасом по мощности - Toyota RAV4 XA30 стоит смотреть в первую очередь. Даже замученного, его можно вытащить с того света и радоваться еще тысячи километров пути.
Ранее мы рассказывали, чем "болеют" BMW X E83 и Volvo XC90.