Все о китайских авто
Блоги
24 мая 2025 | 09:34

Викинг Volvo XC90 - брат-близнец BMW X5 с выносливостью Toyota. Неужели это лучший автомобиль?

Сергей Никитин Дотошный автолюбитель

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото: Taganka Фото: Taganka

Volvo XC90 первого поколения дебютировал в 2002 году. Для многих он стал тем самым автомобилем, с которого началось знакомство со шведским представлением "о большом и безопасном передвижении".

ПОДЕЛИТЬСЯ

Volvo XC90 первого поколения дебютировал в 2002 году. Для многих он стал тем самым автомобилем, с которого началось знакомство со шведским представлением "о большом и безопасном передвижении".

При подготовке материала автор использует реальные отзывы владельцев, которые есть в открытом доступе на тематических форумах и в клубных Тelegram-каналах.

Машина сконцентрировала разумный подход к дизайну, высокий уровень практичности и традиционную для Volvo философию безопасности. Спустя 20 с лишним лет он по-прежнему остается востребованным даже на казахстанском рынке подержанных автомобилей - и не без причины.

Автомобиль проектировался как полноценный семейный универсал на высокой подвеске. Его изначально ориентировали на водителей, которым была важна "бронебойность" и комфорт, а не спортивный характер. Эти постулаты позволили XC90 пронести характер через годы и взобраться на верхушку пищевой цепочки.

На рынке подержанных автомобилей в Казахстане чаще всего встречаются бензиновые версии XC90. Это обусловлено предпочтениями покупателей: раньше дизели были менее популярны из-за качества топлива и ограниченного количества специалистов по обслуживанию таких моторов.

Фото: Taganka

Наиболее распространены были модели с 2,5-литровым турбированным двигателем, который сочетает в себе достаточную мощность (около 210 выживших шведских скакунов) и приемлемый расход топлива по меркам класса. Он оптимален для городской эксплуатации и трассы, при этом не так требователен к обслуживанию, как более мощный 2,9 T6.

Последний, несмотря на внушительные 272 лошадиные силы, имел не самую надежную подружку – четырехступенчатую АКПП, которая не жаловала агрессивную езду и пробуксовки (а для чего, собственно, ее вообще делали?).

Для любителей более спокойной, но экономичной езды идеально подойдет дизельный двигатель D5 объемом 2,4 литра. Он имеет несколько ступеней мощности в зависимости от года выпуска: от 163 до 197 лошадиных сил. Этот мотор славится хорошей тягой на низких оборотах, что особенно полезно в городском трафике и при поездках по трассе.

Несмотря на характерный дизельный звук и вибрации, D5 - один из самых надежных двигателей Volvo своего времени, при условии своевременного обслуживания. Главное, на что нужно обращать внимание при его покупке, - это состояние форсунок и привода ГРМ. Замену ремня и роликов лучше проводить каждые 90-100 тысяч километров, а не тянуть до регламентного срока. А теперь самое время зажечь свои скандинавские факелы, чтобы попытаться найти этот дизель днем с огнем в Казахстане - шансов нет.

Кстати, почти все XC90 комплектовались автоматической коробкой Geartronic. Это типичный "гидротрансформатор" с плавным переключением, но с возрастом эта коробка может преподносить сюрпризы. Особенно если автомобиль эксплуатировали с прицепом - перегрев масла в трансмиссии и преждевременный износ фрикционов тут не редкость.

Фото: Taganka

При покупке обязательно обращайте внимание на поведение коробки на прогретом автомобиле: любые рывки, задержки при переключении или посторонние звуки - повод посмотреть другого шведа.

Как XC90 чувствует себя на дорогах Казахстана

Это будут ваши одни из самых увлекательных поездок – могу гарантировать. По нашим алматинским выбоинам и ямочным ремонтам (никогда не думал, что снова буду об этом когда-то говорить) двигаться на XC90 одно удовольствие.

Подвеска настроена на плавность: она отлично справляется с мелкими и средними неровностями. Ходовку совершенно точно отстраивал маэстро: машина одинаково комфортно ведет себя как на "отремонтированной" Жубанова в сторону Саина (40 километров в час), так и на трассе на Конаев, где поток несется свыше 110 километров в час.

Но стоит понимать: на активное прохождение поворотов этот швед не рассчитан. В поворотах чувствуется крен, а рулевое управление довольно "ватное" по сравнению с тем же BMW X5 E53, на который он очень сильно похож.

Отдельно стоит отметить систему полного привода. На большинстве версий она реализована через муфту Haldex, и хоть она не предназначена для тяжелого бездорожья, уверенности на зимней трассе и легком бездорожье хватает. Рано радуетесь.

На подержанных машинках эта муфта заслуживает особого внимания: с годами машина начинает превращаться в переднеприводную. Проверить это просто, но ремонт будет недешевый.

PROкомфорт

В те годы, когда эта машина появилась на свет, приставку PRO вставляли так же часто, как еще лет 5 назад приставку "мега". Справедливости ради: XC90 эта приставка подходила. В первую очередь это семейный автомобиль, рассчитанный на целых 7 пассажиров. Третий ряд, конечно, тут больше номинальный – или для мучеников. А вот первые два ряда радуют удобством посадки и регулируемыми сиденьями.

Фото: Taganka

Особенно хороши передние кресла: с выраженной боковой поддержкой и эргономикой. Салон хоть и может показаться устаревшим, особенно в ранних версиях, но по качеству материалов и износостойкости он на голову выше большинства конкурентов того времени.

Все собрано добротно, износ кожаной отделки или пластика напрямую зависит от отношения владельца – но даже "пыткам" Volvo активно сопротивляется. Я лично осматривал машины с пробегом за 300 тысяч километров и был вынужден констатировать: салоны выглядят достойно.

А еще XC90 – это рай для плюшкина. У нее один из самых вместительных багажников в классе даже с поднятым третьим рядом. При желании кресла складываются в ровный пол, и туда легко помещается двухкамерный холодильник или любимые двухклеточные друзья, которые не рассчитали с горячительными напитками на вечеринке.

Тойотовская надежность

XC90 - это, конечно, не "крузак сотка", но весьма крепкий середняк с потенциалом на долгие годы эксплуатации, особенно если вовремя его обслуживать. Машины, выпущенные после 2006 года, стали заметно надежнее: улучшилась электрика, доработали подвеску и полный привод. Тем не менее слабые места остались.

Проблемы с электрикой встречаются чаще всего на ранних экземплярах - особенно если вода попадает в систему вентиляции через негерметичный фильтр салона. Также со временем может подтекать насос гидроусилителя руля, а некоторые владельцы жалуются на дорогой ремонт тормозной системы и подвески. Такие выводы мы сделали, посидев пару вечеров на тематических форумах.

 

Фото: Taganka

А вот какую мысль мы подметили еще.

Главное при выборе подержанного XC90 - это техническое состояние конкретного автомобиля. Желательно получить историю обслуживания, особенно если речь идет о машине с большим пробегом. Если вдруг вы услышите легенду о том, что владелец много лет ездит "на своей ласточке" и "не крутил ни одной гайки" - бегите быстрее и дальше, чем Форрест Гамп.

О главном

В прошлый раз мы провели эксперимент на легендарной Toyota Camry 30: и нам, и вам, этот фокус очень понравился. Напомню: мы пробежались по форумам, бортовым журналам и клубным телеграм-каналам. В наше досье мы выписали только те проблемы по машине, упоминание которые встречалось 5 и более раз. Такую же штуку мы провернули с XC90.

Электрика и электроника - ахиллесова пята XC90

Обилие электронных блоков – это сущий кошмар. В автомобиле много умных систем: от управления двигателем до комфорта. С одной стороны - удобно, с другой - стареющая электроника, чувствительная к влаге, становится настоящей головной болью.

Особенно страдает центральный электронный модуль (CEM), который у дорестайлинговых авто (до 2007-го) заливает водой. Новый блок стоит очень дорого – примерно 500 с лишним тысяч тенге. Лучшее решение - ставить рестайлинговую коробку и гофру, а машину хранить в сухом проветриваемом месте и не оставлять надолго.

Диагностика и прошивка

XC90 практически не дружит с универсальными сканерами. Чтобы считать ошибки, нужен оригинальный софт Volvo VIDA и адаптер DICE. Официальные прошивки скачиваются только с серверов Volvo, так что без сервиса (или энтузиаста с полным комплектом) - никуда.

Фото: Taganka

Лючок бензобака

Может перестать открываться - так загрязняется механизм открытия. Чистка помогает, но раздражает.

Блок сигнализации

Я не шучу – у него внутри стоит собственный аккумулятор, который течет со временем и разъедает плату. Владельцы эту проблему знают и работают на опережение – меняют на сборку NiMH 7.2V 240mAh - чтобы не попасть на восстановление всей системы.

Кнопки стеклоподъемников

Эти друзья боятся солнца и времени – они растрескиваются. Не критично, но выглядит очень печально.

Ручка багажника

Так вышло, что она иногда закисает на оси, особенно если редко используется. Со временем перестает нормально открываться. Какое решение? Чистить и смазывать раз в сезон, а лучше два раза. Кстати, похожая история с гайками крепления дворников. Они просто превращаются в скандинавскую окаменелость, и их невозможно снять без применения нечеловеческой силы – проще из камня вынуть меч короля Артура.

CD-чейнджер

Его наличие в 2025 году – уже своего рода проблема, но тут все еще смешнее. Если снять клеммы с аккумулятора с дисками внутри – ему конец. А еще в климате и магнитоле знатно горят лапочки. К счастью, меняются они просто.

Фото: Taganka

Все, что под машиной

Тут есть целый ворох мелких проблем. Я все думал, перечислять в столбик или в строчку. Начнем?

Рулевой вал


С возрастом руль становится тяжелым – не стоит искать виноватого – его все давно нашли. Это карданчик на рулевом валу. Меняешь и забываешь. Это вас будет нервировать не так сильно, как ручник. На XC90 постоянно норовит растянуться тросик, который приходится постоянно подтягивать. Не докучает, но частая проблема - развал задней оси.

С завода у нее нет регулировки - только замена отдельных рычагов или установка нестандартных болтов. Часто из-за этого быстро изнашивается резина. А еще задние ступицы тут достаточно вредные. Они умирают сильно чаще, чем передние.

К сожалению, есть шанс не доехать до Car City, так как все топливо лужицей растечется по земле: топливный приливной шлаг – еще одна проблема этой машины. Он перетирается очень быстро, если вы любите заправлять свой автомобиль "до полного бака". Все остальные узлы ходят как швейцарские часики, а не шведские.

Интерьер и пластик


Еще совсем немного занудства и придирок, а затем перейдем к главному – двигателям.

Ручка АКПП


До сих пор не могу понять, почему Volvo на ней сэкономила – она из экокожи (так сейчас модно говорить). Стирается она очень быстро. К счастью, почти все эти ручки уже или перешили, или заменили. Ужасы замка графа Дракулы в салоне почти не встречаются. Volvo также сэкономила на пластике вокруг управления сиденьем.

Стоит человеку в теле пару раз присесть на край кресла – замена или клей. После 2007 года у машины "подешевела" синяя эмаль на значке решетки и руле – не вечный баварский пропеллер.

Фото: Taganka

Последняя проблема по салону действительно серьезна. Канавки слива люка на XC90 жесточайшим образом забиваются. Во время дождей или на мойке водичка начинает прокладывать себе новые тропы и начинает заливать ноги передним седокам. Кардинального решения у этой проблемы нет, поэтому: чистить, чистить и еще раз – чистить.

Выбираем мотор

Volvo X90 так хороша и так разнообразна, что будущим владельцам в первую очередь следует зависнуть на теме с двигателями, а уже потом рассматривать сколы на капоте. Вот небольшой гайд:

Дизель 2,4 (D3, D5)


Самый распространенный и сбалансированный по ресурсу, расходу и цене. Прекрасен, но не без изъянов:

  • Проблема с вихревыми заслонками - меняются примерно каждые 100 тысяч километров, иначе уходит масло;
  • На пробеге 200+ тысяч километров - замена рокеров и гидрокомпенсаторов;
  • Патрубки наддува - слабое место. Спасаемся силиконом. Больше типичных проблем у него нет.


Бензин 2,5T


Хорош в езде, но вредина перегревается. Что с ним делать?

  • Бесконечно чистить радиаторы – раз в сезон обязательно.
  • Тот же патрубок наддува, как и у дизеля - требует замены или контроля.


Бензин 2,9T (T6)


Редкий, турбированный - самый проблемный. Поговаривают, что Тор делегировал его создание самому Люциферу. Последний выковал мотор в своем стиле – оттого у него чрезмерно высокая рабочая температура. Перегревы – его стихия. А еще он неудачно скомпонован с коробкой GM. Залезать в этот узел придется стабильно раз в 100 тысяч километров. Не нужна вам такая машина.

Фото: Taganka

Бензин 3,2


Очень своеобразный мотор, но зато цепной привод. К сожалению, машину такую в наших широтах тоже найти нелегко. Зато с ней очень весело:

  • Захотите поменять ГУР или кондиционер – раскидаете половину автомобиля;
  • Классическая течь из-под вакуумного насоса и прокладки крышки ГРМ.
  • Посторонние звуки из редуктора ГРМ - плохой знак. Чтобы понять, насколько проблема серьезная, вбейте в поиске google словосочетание "редуктор ГРМ", и первая запись, которую вы увидите, будет про Volvo. Еще часто изнашиваются подшипники/шестерни. Может, и хорошо, что эти моторы редко встречаются в наших широтах.


Бензин 4,4 V8


Мотор, которому прощают все проблемы. Он очень веселый, но самый дорогой в обслуживании – не из-за объема (и из-за него тоже), а из-за ряда "заводских" недочетов:

  • Как любой уважающий себя современный двигатель – пьет от литра и больше масла на 7 тысяч километров;
  • У него с завидным постоянством рассыхаются прокладки клапанной крышки и выпускного коллектора, и менять их сложно;
  • Есть проблемы с задним сальником коленвала и с прогнивающей обшивкой резонатора глушителя;
  • Самая страшная проблема: задний подшипник балансирного вала. Этот "товарищ" живет до 250–300 тысяч километров. Дальше он начинает разрушаться и предпринимать попытки убить.


Его АКПП – это детонатор на последних секундах:

  • Менять масло не реже чем раз в 60 тысяч километров (хотя производитель не требует);
  • Установка дополнительного радиатора – обязательная процедура.


Кстати, про генератор. Я так и не понял, почему о нем так часто упоминают на форумах и в бортовых журналах. Судя по отзывам, его диодные мосты живут до 150-200 тысяч пробега. На мой взгляд, это не проблема, а настоящий героизм. Написать – написали, но в список проблем включать точно не будем.

Фото: Taganka

В итоге

Volvo XC90 первого поколения - это что-то от BMW, которую собрали на заводе Toyota. Он может быть не самым динамичным или модным, но в плане здравого смысла, универсальности и комфорта ему трудно найти равных. Если вы выбираете автомобиль на каждый день - для города, трассы и семейных поездок - XC90 заслуживает самого пристального внимания. Найдите ухоженный экземпляр, и он будет служить вам верой и правдой долгие годы.

Ранее мы рассказывали о том, чем "болеют" Toyota Camry XV30 и Lexus GS300 S160.