1. Главная
  2. Почитай

Центр аль-Фараби и мавзолей Султана Бейбарса в Сирии. Что с ними сейчас


Мавзолей аль-Фараби в Дамаске Мавзолей аль-Фараби в Дамаске

Это авторский блог эксперта по Ближнему Востоку Акмарал Баталовой

В последнее время многие интересуются судьбой историко-культурного центра Абу Насыра аль-Фараби, построенного на средства Казахстана в Сирии. Поэтому решила поделиться информацией, которой владею сама, здесь, в своем блоге на Tengrinews.

Объемное научное наследие Абу Насыра аль-Фараби интересовало просвещенных людей еще при его жизни. А позже исследования и труды ученых всего мира сформировали целую научную отрасль - фарабиеведение.

В нее входят как многочисленные сочинения средневековых арабских и персидских авторов, так и труды ученых XIX-XX веков. В Европе трактаты Алфарабиуса или Авеннасра переводили на латынь и иврит начиная с XII-XIII веков и именовали "Вторым Учителем человечества", после Аристотеля.

Значительный вклад внесли ученые-ориенталисты времен Российской империи и Советского Союза. С середины ХХ века активному изучению трудов Учителя приступили и специалисты тюркоязычных государств.

Первым из казахстанцев тему аль-Фараби поднял академик Акжан Машанов.

Он написал президенту Академии КазССР Канышу Сатпаеву письмо с просьбой поддержать идею исследования наследия знаменитого земляка. Машанов даже посетил могилу ученого в Дамаске в 1968 году, однако не оставил сведений о месте ее нахождения.

Директор института философии Академии наук КазССР Токтагали Жангельдин и академик Акай Нусупбеков направили в 70-е годы в ЦК Компартии Казахстана письмо о необходимости увековечить наследие аль-Фараби как казахстанское достояние.

А в мае 2003 года место упокоения великого ученого было вновь открыто в Дамаске послом Казахстана в Египте и Сирии Багдадом Амреевым и профессором Мухтаром Кул-Мухамедом, занимавшим в то время должность советника Президента.

Затем под эгидой посольства Казахстана в Каире началась кропотливая работа по сбору информации о двух уникальных представителях казахского этноса мирового масштаба - аль-Фараби и Султане Бейбарсе - во всех архивах Ближнего Востока.


Фото Багдада Амреева

Во время официального визита Первого Президента Нурсултана Назарбаева в Дамаск в октябре 2007 года было подписано соглашение между правительствами о сотрудничестве в строительстве историко-культурного центра аль-Фараби и реставрации мавзолея Султана аз-Захира Бейбарса. На реализацию этих двух проектов, включая компенсацию за 48 снесенных домов и создание экспозиции музея, Казахстаном была выделена сумма порядка 10 миллионов долларов. Президенты двух стран - Башар аль Асад и Нурсултан Назарбаев - совместно заложили первый камень будущего Центра.

Говорят, президент Сирии тогда пошутил: "Надо бы хорошенько проверить архивы, может, у нас еще какие-нибудь известные казахи похоронены?"


Нурсултан Назарбаев и Башар аль Асад в мавзолее Султана Бейбарса

Сирийская сторона все свои обязательства по сносу жилых строений вокруг объекта, снабжению водой и электричеством, канализацией, а также другие пункты соглашения полностью выполнила. Дамаск даже дополнительно выделил землю под строительство гостиницы для казахстанцев, которые захотят приехать поклониться могиле великого земляка. Строительство центра было начато в 2008 и закончено в апреле 2012 года, когда в Дамаске уже шли военные действия.

"Я находился в отеле, когда пуля попала в окно моего номера", - рассказывал директор РГП "Казреставрация" Канат Туякбаев. Команда казахстанского генподрядчика была эвакуирована из столицы Сирии, не успев подписать акты приема выполненных работ. О том, чтобы созвать комиссию и подписать соглашение, определяющее статус этого объекта и порядок его функционирования, речи даже и не шло. Тогда под вопросом было дальнейшее существование самого сирийского правительства.

Новейший комплекс, оснащенный по последним требованиям современных технологий, остался без хозяина на долгие 8 лет.

С самого начала взаимодействия наших стран по этому вопросу с мавзолеем Султана Бейбарса вопросов не возникало. Он собственность Сирии на протяжении более 750 лет и находится на балансе благотворительного культурного фонда, возглавляемого супругой президента Асмой аль Асад.

Со стороны Казахстана выделение средств на реставрацию мавзолея стало данью уважения к великому правителю Египта – султану Бейбарсу, а также даром Президента и народа нашей страны народу Сирийской Арабской Республики.

Однако, поскольку статус центра аль-Фараби из-за войны определить не удавалось долгие годы, вопрос, что с ним делать, получал разные ответы.

Некоторые наши высокопоставленные чиновники считали, что построенный на казахстанские средства объект следует передать сирийской стороне.

"Там же идет война! Зачем нам это надо?" - говорили они.

Бывший почетный консул Сирии в Казахстане Самир Дерех был в составе межправительственной комиссии по реставрации и строительству обоих объектов в Дамаске. Он с самого начала считал, что центр аль-Фараби должен принадлежать Казахстану.

"Это была инициатива Казахстана отреставрировать музей султана Бейбарса и построить культурный центр аль-Фараби. Вы знаете, какие потери понесла Сирия и какие усилия требуются для ее восстановления. К сожалению, я не уверен, что содержание казахстанского культурного центра будет входить в список приоритетов сирийского правительства в ближайшее время", - сказал он в своем прошлогоднем интервью "Хабар 24".

Сторонников сохранения культурного объекта за нашей страной как исторического наследия и центра влияния "мягкой силы" на Ближнем Востоке было все же больше. Например, многие казахстанские дипломаты убеждены, что строительство центра аль-Фараби и реставрация мавзолея султана Бейбарса не являются каким-то актом национального тщеславия. То, что ученые из разных стран мира подтвердили степное, "казахское" происхождение как великого Учителя, так и гениального правителя – полководца султана Бейбарса, показывает, что история нашего народа имеет более древние корни, чем это принято считать. Научно доказанный факт рождения двух знаковых исторических личностей в Великой степи является неоспоримым доказательством вклада казахского народа в развитие мировой цивилизации.

Вопрос, кому же передать на баланс центр аль-Фараби, Казахстану или Сирии, обсуждался на всех уровнях в кулуарах правительства и Парламента все эти годы. Наконец этой весной "соломоново решение" было принято.

По информации МИД, в результате переговоров с сирийской стороной достигнута договоренность о совместном управлении центром аль-Фараби.

Казахстан подписал двустороннее соглашение, закрепляющее это решение. Сейчас оно проходит внутригосударственные процедуры в Сирии.

Со стороны Казахстана за содержание центра будет отвечать КазНУ имени аль-Фараби, а со стороны Сирии – университет Дамаска.

Сейчас в многострадальной Сирии относительно спокойно, в том числе благодаря Астанинскому процессу. Хотя, сирийское правительство озабочено решением проблем, связанных с пандемией COVID-19, освобождением Идлиба и присутствием на своей территории войск Турции и США, наступает время и для решения мирных проблем. По информации МИД САР, сирийская сторона готова организовать научную конференцию, посвященную 1150-летию аль-Фараби, и принять участие в церемонии открытия центра.

За время сирийского конфликта мы с оператором стали первой съемочной группой из Казахстана, дважды побывавшей в мавзолее султана Бейбарса и в центре аль-Фараби. В своих репортажах из Сирии мы рассказали об этих поездках.

Культурно-исторический комплекс, внутри которого находится могила величайшего мыслителя Средневековья, находится в жилом районе Шагур Баррани, между двумя воротами исторического центра Дамаска, Баб аль-Джабия и Баб ас-Сагир. Всего в Старом городе Дамаска семь ворот, и у каждых есть свое имя.


Кладбище Ахли Аль-Байт

Здание расположено на границе Старого города и древнего кладбища Ахли Аль-Баит, на котором похоронены родственники пророка Мухаммеда.

С крыши центра открывается вид на бесчисленное количество надгробий из белого мрамора с полувыцветшей арабской вязью, а на горизонте видна гора Касьюн, на которой, по библейскому преданию, свершилось первое в истории человечества убийство – Каин, сын Адама и Евы, убил своего брата Авеля.

Большое белоснежное здание центра словно разделяет Город живых и Город мертвых, проводя черту между суетным миром и вечным покоем. Сооружение отличается от местной архитектуры своим современным видом, но, поскольку в его дизайне использованы элементы традиционного стиля застройки старого Дамаска, оно органично вписывается в местный ландшафт.

Общая площадь застройки составляет около 2 тысяч квадратных метров, вся площадь трехэтажного здания с двумя подвалами – около 6 тысяч квадратных метров. Комплекс состоит из трех экспозиционных залов, мечети, шести помещений для паломников и гостей, большой столовой, видеозала, офисных и учебных помещений и библиотеки. В интерьере комплекса - мебель ручной работы, изготовленная дамасскими мастерами в древнем арабском стиле. Есть подземный паркинг с автолифтами и большая стоянка перед входом, что является роскошью в Старом городе с его узкими мощеными улочками.

В столице Сирии есть также культурные центры Великобритании, Франции, Испании, США, Италии, Германии и других стран, но во время кризиса их работа была приостановлена. Недавно возобновил работу российский центр.

Все годы военных действий четыре человека неустанно охраняли единственный культурный объект, построенный Казахстаном за рубежом. Смотритель - доктор Сулейман Зайдия и охранники Валид Арбажи, Айман Аль-Хумси и Мазен Хамза выходили на работу и во время ракетных обстрелов Дамаска, и в Рамадан, и в выходные. Благодаря им, а также благодаря высокой культуре жителей сирийской столицы все имущество и инвентарь центра находятся в полной сохранности. Ему требуется лишь косметический ремонт, замена разбитых во время бомбежек оконных стекол и урегулирование системы кондиционирования.

До какого-то времени РГП "Казреставрация" выплачивало зарплату четырем работникам, по 200 долларов в месяц из собственной прибыли. Но, затем, из-за смены руководства и отсутствия прибыли эти выплаты прекратились. В Сирии вовсю шла война, хранителям центра долгое время никто зарплату не платил.

Бывший почетный консул Сирии Самир Дерех обивал пороги казахстанских государственных ведомств с просьбой решить этот вопрос, к проблеме подключались депутаты и журналисты. В итоге казахстанская сторона добровольно приняла моральное обязательство оплачивать обеспечение охраны центра в Дамаске до законодательного принятия решения по его статусу.

Дело усложняется из-за введенных США и ЕС экономических санкций против Сирии. Банковская система страны отключена от мировой, в эту страну невозможно сделать денежные переводы без угрозы получить ответные санкции Запада. Поэтому оплата труда сирийцев, обеспечивающих безопасность культурного центра аль-Фараби, происходит с большим запозданием.


Хранители центра аль-Фараби Валид Арбажи, Айман Аль-Хумси и Мазен Хамза

"Да, мы работаем с задержкой выплаты зарплаты, но мы уважаем людей, которые помнят свою историю, и благодарны народу и правительству Казахстана за работу, которая помогла нам выжить во время войны", - говорят доктор Сулейман и хранители центра.

К слову, законными считаются лишь санкции, которые объявляет Совет Безопасности ООН. Но кто вспоминает о законности международного права в нашем мире, скатывающемся к жизни по законам каменных джунглей?

Не только хранители центра аль-Фараби страдают от западных ограничений. Всем сирийцам катастрофически не хватает медикаментов, медицинского оборудования и средств защиты от COVID-19, топлива, детского питания, которых они лишены в результате этих санкций. Даже призывы генсека ООН Антониу Гуттереша отменить санкционный режим на время пандемии не возымел никакого действия.

В это же время гуманитарная помощь ООН Сирии из-за нежелания некоторых стран сотрудничать с правительством в Дамаске по-прежнему доставляется лишь в зоны, контролируемые турецкими и американскими войсками. Она передается под ответственность вооруженным группировкам, которые затем эту помощь продают мирным жителям и семьям террористов, живущим в лагерях беженцев.

Как доказывают текущие кризисы, с которыми сталкиваются как развивающиеся страны, так и государства с передовыми экономиками, духовное развитие общества не является обязательным результатом научно-технического и экономического прогресса. Хотя история древнего мира учит нас тому, что в первую очередь слабели и гибли те цивилизации, где мораль утрачивала свою первостепенную значимость.

Согласно идеям аль-Фараби, высшей формой организации государства должна быть нравственная форма, а его высшей целью должно стать культивирование моральных форм общежития. Признание жизни как высшей ценности, уважение чести и достоинства человека, обеспечение безопасности его жизнедеятельности – вот основные характеристики совершенного государства.

Главным вопросом, над которым размышлял аль-Фараби, была проблема достижения счастья, как для отдельных граждан, так и для государства в целом. Философ написал несколько трактатов, посвященных этой теме: "О достижении счастья", "Указание пути к счастью", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", "Гражданская политика".

По мнению казахстанских ученых, в поисках ответа на этот важный для каждого человека вопрос средневекового мыслителя вела духовная традиция Великой степи, поскольку в тюркском мировоззрении Тенгри, олицетворяющий собой источник жизни и ее творческое начало, не только определяет судьбу, распределяет жизнь и время, но и дарует счастье как животворящую жизненную энергию. Используя понятие счастья, свойственное тюркам, ученый обогатил его философским пониманием античной культуры и развил его в соответствии с исламским мировоззрением.

Идеалом государства как организации общественной жизни людей для аль-Фараби является "добродетельный город". В своем представлении совершенного государства он исходил из того, что человек достигает счастья только тогда, когда общество приходит к совместному "согласованному проживанию", к которому приводят правильное воспитание, правильные взгляды и правильное управление.

Как достичь создания такого общества, в котором существовала бы гармония целей, интересов и потребностей?

Аль-Фараби полагал, что для этого необходимо знание принципов, на которых строится взаимопонимание между людьми, и способов их организации для совместного "согласованного проживания".

Он пришел к выводу, что человек, как и общество в целом, поступает добродетельно в том случае, когда знает, в чем заключается добро, а в чем – зло, и что является их причиной. Это знание как этическое воспитание должно усваиваться человеком с ранних лет. Аль-Фараби был убежден, что жизнь и управление в государстве должны строиться на основе знания и идеологии просвещения. Великий гуманист также считал, что "только добрые люди могут построить добрый город" и что вся земля станет добродетельной, если "народы будут помогать друг другу для достижения счастья".

Аль-Фараби подчеркивал, что недостаточно понять, в чем заключается счастье и пути его достижения, важно практически осуществить стремление к счастью. Иначе в итоге мы получим зло.

"Если человек постиг и познал счастье, но не сделал его своей основой и целью, …сделав целью своей жизни нечто другое, чем счастье, и отдает все силы для достижения этой другой цели, то от этого возникает абсолютное зло", - пишет он в своем трактате.

Противоположностью "добродетельного города" являются "невежественные города": "город низости и несчастья", "город обмена", "властолюбивый город", "честолюбивый город" и "сластолюбивый город". Все они описываются ученым как города, в которых царят те или иные человеческие пороки. Так, например, жители "города низости и несчастья" стремятся к чувственным наслаждениям, "стремятся возбудить веселье и утешаться забавами во всех их видах и проявлениях".

Граждане "честолюбивого города" стремятся к тому, "чтобы их почитали, восхваляли, чтобы о них говорили и чтобы их знали другие народы, чтобы их прославляли и возвеличивали словом и делом, чтобы они выступали в великолепии и блеске – либо в глазах чужих, либо друг перед другом…"

Несовершенство таких государств Учитель связывает с низким уровнем духовного развития как жителей, так и правителей, которые используют безнравственные методы управления, а не с формой правления.

Писал аль-Фараби также и о верховенстве закона и необходимости неотвратимости наказания за его нарушение для всех граждан: "Закон – это путь к благам, и законодателю следует приложить усилие в укреплении воспитания граждан".

Философ также сформулировал главные принципы, на которых должны строиться отношения между государством и верующими. Это терпимость и толерантность, а также признание и веры, и научного знания как инструментов поиска смысла жизни.

При этом, согласно Учителю, индивид и государство тесно взаимосвязаны друг с другом в единой цели достижения счастья. Он затрагивал проблемы преодоления невежества, воспитания культуры согласия, умения жить и трудиться не в обществе индивидуального эгоизма или коллективного тоталитаризма, а гармоничного сотрудничества между всеми гражданами.

"Лишь через объединение многих помогающих друг другу людей, где каждый доставляет другому некоторую долю того, что необходимо для существования, человек может обрести то совершенство, к которому он предназначен по своей природе".

Учитель также написал "Большой трактат о музыке", в котором разработал музыкальную теорию, и создал новый музыкальный инструмент под названием "канун". На нем до сих пор играют сирийские музыканты.

В своей работе "Математические трактаты" к математическим наукам он отнес не только арифметику, геометрию и оптику, но также и музыку, астрономию, науку о тяжестях и науку об искусных приемах.


Экспозиционный зал центра аль-Фараби

Аль-Фараби знал более 70 языков и диалектов, оставил после себя невероятное количество трудов. Уникальная история жизни Учителя рассказывает нам о том, как выходец из тюркской среды не только овладел знанием античной и средневековой школы, но и развил его в исламской культуре. Это яркий пример того, как можно продвинуться в своем личностном совершенстве и просвещении, взаимодействуя на базе родной культуры с другими культурными мирами.

В этом году Казахстан отмечает 1150-летний юбилей своего знаменитого земляка. По распоряжению президента Касым-Жомарта Токаева создана правительственная комиссия по проведению мероприятий в честь юбилея Абу Насыра аль-Фараби. С начала года на улицах висели билборды с изображением его и другого юбиляра – Абая, но теперь их заменили плакаты с девушкой в маске.

В Казахстане регулярно проводятся просветительские конференции, пишутся научные работы, газетные статьи о наследии Учителя. Его философские, социально-этические, математические, музыковедческие, логические, науковедческие, историко-философские, естественнонаучные, а также избранные трактаты были изданы цельной серией книг.

Однако, как пишет в своей книге "Великий Учитель нации" профессор Мухтар Кул-Мухамед, существует парадокс, что чем дальше развивается фарабиеведение как наука, тем сложнее сказать, что безбрежный океан наследия аль-Фараби изучен сполна. Об этом свидетельствует тот факт, что хранящиеся в мировых научных и архивных центрах оригиналы и копии его бесценных трудов по сей день не то что не проанализированы и не систематизированы, но даже толком не сличены и не собраны в единую библиотеку.

Синтез идей Европы и Азии – вот в чем уникальность научного наследия выходца Великой степи, получившего мировое признание. Современная адаптация его наследства и идеи построения совершенного государства могли бы легко вписаться в культурный генетический код казахстанцев, стать основой для национальной идеи, определяющей самоидентификацию народа.

Но как много знает об Абу Насыре аль-Фараби простой казахстанец, кроме того, что его именем назван проспект и государственный университет? Публикуются ли у нас детские книжки в виде сказок об истории его жизни и творчества? Рассказывают ли школьникам в доступном для каждого возраста виде его биографию и суть его открытий? Продаются ли в широком доступе и вызывают ли интерес его труды? Адаптированы ли они под массового читателя или доступны только представителям научных и академических кругов? Влияют ли нравственные устои Учителя на жизнь обычного гражданина? Вспомнит ли кто-нибудь об идее построения добродетельного общества счастливых людей после того, как закончится празднование юбилейного года величайшего мыслителя?

К сожалению, кажется, пока ответов на эти вопросы нет.

Древние летописи сообщают, что, когда аль-Фараби умер, молитву по нему на четырех папирусах читал сам правитель Дамаска. Как известно, во время чтения "жаназа" читающий ее священнослужитель спрашивает, не должен ли усопший кому-либо из присутствующих на похоронах. При ответе "да" его родственники должны вернуть долг, если он не прощен.

У Абу Насыра аль-Фараби не было детей и родственников. Он всю свою жизнь посвятил науке и своим ученикам, довольствуясь четырьмя дирхамами в день. Учитель никому ничего не должен, наоборот, человечество должно быть благодарно ему за оставленное духовное и интеллектуальное богатство.

Однако у нас, кроме дальнейшей популяризации его научного наследия, есть моральное обязательство перед великим соотечественником, похороненным на чужбине.

Это необходимость скорейшего узаконения статуса казахстанского культурного центра в Дамаске. Для того чтобы выполнить свою миссию до конца, осталось совсем немного. После подписания сирийской стороной без задержек ратифицировать двустороннее соглашение между Казахстаном и Сирией по определению статуса Центра Абу Насыра аль-Фараби.

Выделить средства на косметический ремонт здания, провести символическую церемонию открытия центра и выплатить зарплату за полтора года его хранителям. Было бы здорово, если бы им вручили грамоты с благодарностью за добросовестный труд от руководства нашей страны.

В дальнейшем все вопросы финансирования содержания и охраны здания Центра перейдут в зону ответственности альянса двух университетов – КазНУ и Дамаска.

И хорошо бы успеть сделать все это до начала новой волны COVID-19.

Как выглядит мавзолей аль-Фараби в Дамаске, построенный Казахстаном