"Великий Гэтсби": Обольщение гламуром

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

После премьеры на Каннском фестивале в наш прокат вышла очередная феерия База Лурмана "Великий Гэтсби", пятая экранизация одноименного романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, написанного в 1925 году.

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

После премьеры на Каннском фестивале в наш прокат вышла очередная феерия База Лурмана "Великий Гэтсби", пятая экранизация одноименного романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, написанного в 1925 году.

 
Главная "фишка" фильма, как принято сейчас говорить, состояла в том, что постановщик лент "Ромео + Джульетта" и "Мулен Руж" задумал сделать "Гэтсби" трехмерным. И этот замысел, похоже, сыграл с Лурманом злую шутку: избыточный визуальный пир в формате 3D удался на славу, а вот атмосфера - нет. Атмосфера была в романе важнее фабулы, в фильме получилось наоборот.
 
 
Лурман, скорее всего, так упорно хотел достичь максимального погружения в "ревущие двадцатые" и одновременно осовременить их, что ему изменило чувство меры. Вместо джаза - хип-хоп, вместо фокстрота - шаффл. Видимо, расчет состоял в том, что в таком виде блеск и роскошь декаданса будут более близки и понятны сегодняшним нуворишам.
 
Ну как, скажите, и, главное, зачем, можно было, экранизируя знаковую американскую эпоху, которую сам Фицджеральд окрестил "веком джаза", отказаться в своем фильме от этого самого джаза, проиграв в разы по духу и интонации времени тому же "Чикаго"?
 
Понятно, что в эпоху "Аватара" трехмерность стала модным трендом. Совершенно оправданным в случае умопомрачительного экшна или фэнтези. Но "Гэтсби" в 3D? Это как  трехмерный "Крестный отец" или "Унесенные ветром". Избыточно и бессмысленно. Конечно, бюджет в 105 миллионов долларов позволял Лурману делать любые компьютерные выкрутасы, но так ли требовал этого сюжет? 
 
"Великий Гэтсби" - главный американский роман XX века, такой же, каким в XIX был "Моби Дик". The Great American Novel. Точный и блистательный образец американской идентичности. Кроме того, роман сам по себе  невероятно кинематографичен. И поэтому он словно насмехается над всеми экранизациями, наблюдая с высот большой литературы невосполнимые потери кино. 
 
Впрочем, в одном качестве стереокино Лурмана все же превзошло литературу, оно превратило роман Фицджеральда в гурманское блюдо товарного фетишизма. В этом причудливом калейдоскопе гламура смешиваются и пестрят золотые украшения, стильные галстуки, перья и серебро, люди и вещи, не давая опомниться и понять, что мы должны использовать, а что любить. Такое пиршество заманчиво лицезреть. Такое зрелище обольщает и восхищает.
 
Особенно эффектна здесь по части обольщения (главной героини и зрителя) подлинно эротическая сцена между Гэтсби и Дэзи, когда он устраивает перед ней искрометный фейерверк из своих новомодных рубашек, откровенно давая понять, что она потеряла. И ведь позднее Дэзи скажет Гэтсби: "Ты само совершенство, Джей… в этом костюме". Все-таки прав был Хемингуэй, подкалывая Фицджеральда за его благоговение перед богатыми.
 
То, что бесспорно удалось в фильме, так это главный герой в исполнении Леонардо ДиКаприо. Сыграно талантливо и харизматично. В предыдущих Гэтсби (и прежде всего в стерильном Роберте Рэдфорде образца 74-го года) может быть, и была большая тайна, но не было той одержимой романтики, которая есть у ДиКаприо. Мужчина без определенного возраста, как и задумал его Фицджеральд, гламурный герой, словно сошедший с билборда Тайм-сквер, ДиКаприо в очередной раз доказал, что может взрываться в любой момент и играть одним лишь пронзительным взглядом. 
 
Конечно, осуществив дословный и чуть ли не постраничный перенос на экран текста романа, Лурман не мог избежать его главных смыслов.
 
Для одних "Великий Гэтсби" - это история о безнадежной любви, для других - роман о деньгах. Her voice is full of money, говорит Гэтсби о Дэзи.
 
Конечно, есть и третье, и четвертое прочтение. Роман, а вслед за ним и фильм, говорит о многом. Например, о губительной силе мужского воображения. И вдохновенная игра Леонардо ДиКаприо только усиливает эту идею: насколько нужно было придумать себе амебную Дэзи, чтобы полюбить ее с такой страстью и одержимостью?!
 
Ромео-ДиКаприо из прошлого фильма Лурмана совершил роковую ошибку. Решив, что Джульетта умерла, он выпил яд. В новом фильме Лурмана ДиКаприо-Гэтсби ошибается во второй раз, он влюбляется не в ту Джульетту. И она его убивает. Опосредованно, коварно, с неумолимостью рока. Ну не стерва ли эта Дэзи?
 
Основная формула  романа и фильма: Гэтсби + Дэзи. Для Гэтсби она не просто "смутный объект желания", а главный стимул, мотив и смысл. Ради зеленого огонька у дома Дэзи, этого символа будущего счастья и Великой американской мечты, Гэтсби становится заложником зеленого змия, проще говоря, бутлегером, делающим свои грязные деньги в эпоху "сухого закона". Трагедия Гэтсби в том, что он захотел изменить прошлое и замахнулся на саму суть мира - необратимость времени.
 
В той точке невозврата, когда надо было понять и принять, Гэтсби не разглядел природу Дэзи. Она была молода, она хотела все и сразу, здесь и сейчас, ей нужна была определенность: в любви, благополучии, выгоде, в чем угодно. Ей нужна была надежность. И в этот момент ей подвернулся Том.
 
Талант Фицджеральда состоял в том, что он описал очень живучий и неискоренимый тип - сладкую парочку состоятельных и бездушных прагматиков. "Они были беспечными существами, Том и Дэзи, они ломали вещи и людей, а потом убегали и прятались за свои деньги, свою всепоглощающую беспечность или еще что-то, на чем держался их союз, предоставляя другим убирать за ними".
 
"В этой книге Бога нет", - говорил Фрейд об одной из своих главных работ. В романе "Великий Гэтсби" и во всех его экранизациях Бог молчаливо и безучастно взирает на "американскую трагедию" (написанную, кстати, Драйзером в то же самое время) сквозь очки доктора Эклберга. Огромные голубые глаза в гигантской желтой оправе смотрят прямо на вас с рекламного щита в стране вечной слепоты.
Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 514.98  course up  584.15  course up  6.22  course down

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 29
Астана 25
Актау 18
Актобе 19
Атырау 22
Б
Балхаш 27
Ж
Жезказган 29
К
Караганда 18
Кокшетау 15
Костанай 32
Кызылорда 23
П
Павлодар 14
Петропавловск 29
С
Семей 29
Т
Талдыкорган 33
Тараз 37
Туркестан 16
У
Уральск 28
Усть-Каменогорск 33
Ш
Шымкент 23

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer