ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
11 июня 2013 | 10:17

Ошибки при госзакупках могли привести к неосвоению бюджетных средств

Ажар Аширова
Ажар Аширова корреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото ©REUTERS Фото ©REUTERS

Основные причины неосвоения бюджетных средств - ошибки при проведении государственных закупок, нарушения с финансовой отчетностью и неэффективное взаимодействие государственных органов и подрядчиков. Так считает аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антон Сороко, передает корреспондент Tengrinews.kz. Ранее сообщалось, что за неосвоение бюджетных денег в Казахстане стали чаще наказывать. Аслан Мусин отметил, что за неиспользование денег в 2012 году наказаны 172 человека, при этом количество наказанных лиц по сравнению с 2011 годом увеличилось вдвое. По данным министра финансов, в прошлом году из республиканского бюджета не использовали более 41 миллиарда тенге. При этом отмечалось, что неосвоенные средства планируют передавать тем регионам, в которых их успешно расходуют. "Думаю, что ужесточение контроля за расходами и перераспределение средств по итогам оперативного анализа (если деньги будут перераспределяться с временным лагом, то эффективность такого приема будет снижаться) должны позитивно сказаться на эффективности осваивания республиканского бюджета. Это простые, но действенные меры", - сказал Сороко. По мнению аналитика, чиновники будут стараться как можно лучше исполнять бюджет, так как если у них это не выйдет, то поток денег из бюджета сократится, что заметно усложнит жизнь региону. Как отметил Сороко, никто не захочет отказываться от дополнительного фондирования - направлений, которые требуют значительных инвестиций. А регионы - “отличники” смогут получить дополнительное фондирование, которое будет так же быстро отправлено на финансирование необходимых проектов", - считает аналитик. В свою очередь, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Талгат Мусабеков считает, что за неосвоением средств могут стоять чисто процедурные факторы, которые требует более тонкой настройки на районном, городском или областном уровнях. "Важно разделять, где за неосвоением находится человеческий фактор, а где технические и регулятивные недоработки", - отметил он. По словам аналитика, например, процедура утверждения городских бюджетов по законодательной вертикали зачастую затягивается до конца января планового года. Это означает, что один месяц из двенадцати плановых уже потерян, средства необходимо осваивать в более сжатые сроки. Как прокомментировал Мусабеков, другим критическим фактором является то, что местные центры ответственности за расходованием бюджетных средств не всегда контролируют весь процесс их освоения. "Зачастую, тендеры по региональным работам, финансируемым в рамках траншей из республиканского бюджета, проводятся в центре, в профильном министерстве, а не в регионах. В то время как ответственность за их исполнение лежит на региональных властях", - сказал он. По его словам, фактически региональные исполнительные органы - заказчики работ, которые не определяют условий выбора поставщиков и не оказывают влияния на тендерный процесс. В результате это приводит к существенным задержкам по срокам реализации проектов и освоения бюджетных средств. "В существующих условиях необходимо дорабатывать сам бюджетный процесс, который был выработан в условиях многолетнего роста цен на энергоресурсы и минеральное сырье. Расходы госбюджета не должны больше расти прежними темпами. Если они сохранят прежнюю динамику, то решение об увеличении гарантированных многомиллиардных трансфертов из Нацфонда просто неминуемо", - пояснил Мусабеков. Он считает, что необходимо концептуально пересматривать механизмы формирования и реализации бюджетов всех уровней.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети
Основные причины неосвоения бюджетных средств - ошибки при проведении государственных закупок, нарушения с финансовой отчетностью и неэффективное взаимодействие государственных органов и подрядчиков. Так считает аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антон Сороко, передает корреспондент Tengrinews.kz. Ранее сообщалось, что за неосвоение бюджетных денег в Казахстане стали чаще наказывать. Аслан Мусин отметил, что за неиспользование денег в 2012 году наказаны 172 человека, при этом количество наказанных лиц по сравнению с 2011 годом увеличилось вдвое. По данным министра финансов, в прошлом году из республиканского бюджета не использовали более 41 миллиарда тенге. При этом отмечалось, что неосвоенные средства планируют передавать тем регионам, в которых их успешно расходуют. "Думаю, что ужесточение контроля за расходами и перераспределение средств по итогам оперативного анализа (если деньги будут перераспределяться с временным лагом, то эффективность такого приема будет снижаться) должны позитивно сказаться на эффективности осваивания республиканского бюджета. Это простые, но действенные меры", - сказал Сороко. По мнению аналитика, чиновники будут стараться как можно лучше исполнять бюджет, так как если у них это не выйдет, то поток денег из бюджета сократится, что заметно усложнит жизнь региону. Как отметил Сороко, никто не захочет отказываться от дополнительного фондирования - направлений, которые требуют значительных инвестиций. А регионы - “отличники” смогут получить дополнительное фондирование, которое будет так же быстро отправлено на финансирование необходимых проектов", - считает аналитик. В свою очередь, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Талгат Мусабеков считает, что за неосвоением средств могут стоять чисто процедурные факторы, которые требует более тонкой настройки на районном, городском или областном уровнях. "Важно разделять, где за неосвоением находится человеческий фактор, а где технические и регулятивные недоработки", - отметил он. По словам аналитика, например, процедура утверждения городских бюджетов по законодательной вертикали зачастую затягивается до конца января планового года. Это означает, что один месяц из двенадцати плановых уже потерян, средства необходимо осваивать в более сжатые сроки. Как прокомментировал Мусабеков, другим критическим фактором является то, что местные центры ответственности за расходованием бюджетных средств не всегда контролируют весь процесс их освоения. "Зачастую, тендеры по региональным работам, финансируемым в рамках траншей из республиканского бюджета, проводятся в центре, в профильном министерстве, а не в регионах. В то время как ответственность за их исполнение лежит на региональных властях", - сказал он. По его словам, фактически региональные исполнительные органы - заказчики работ, которые не определяют условий выбора поставщиков и не оказывают влияния на тендерный процесс. В результате это приводит к существенным задержкам по срокам реализации проектов и освоения бюджетных средств. "В существующих условиях необходимо дорабатывать сам бюджетный процесс, который был выработан в условиях многолетнего роста цен на энергоресурсы и минеральное сырье. Расходы госбюджета не должны больше расти прежними темпами. Если они сохранят прежнюю динамику, то решение об увеличении гарантированных многомиллиардных трансфертов из Нацфонда просто неминуемо", - пояснил Мусабеков. Он считает, что необходимо концептуально пересматривать механизмы формирования и реализации бюджетов всех уровней.
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 523.95  course down  543.16  course down  5.1  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer