Фото ©REUTERS
Основные причины неосвоения бюджетных средств - ошибки при проведении государственных закупок, нарушения с финансовой отчетностью и неэффективное взаимодействие государственных органов и подрядчиков. Так считает аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антон Сороко, передает корреспондент Tengrinews.kz. Ранее сообщалось, что за неосвоение бюджетных денег в Казахстане стали чаще наказывать. Аслан Мусин отметил, что за неиспользование денег в 2012 году наказаны 172 человека, при этом количество наказанных лиц по сравнению с 2011 годом увеличилось вдвое. По данным министра финансов, в прошлом году из республиканского бюджета не использовали более 41 миллиарда тенге. При этом отмечалось, что неосвоенные средства планируют передавать тем регионам, в которых их успешно расходуют. "Думаю, что ужесточение контроля за расходами и перераспределение средств по итогам оперативного анализа (если деньги будут перераспределяться с временным лагом, то эффективность такого приема будет снижаться) должны позитивно сказаться на эффективности осваивания республиканского бюджета. Это простые, но действенные меры", - сказал Сороко. По мнению аналитика, чиновники будут стараться как можно лучше исполнять бюджет, так как если у них это не выйдет, то поток денег из бюджета сократится, что заметно усложнит жизнь региону. Как отметил Сороко, никто не захочет отказываться от дополнительного фондирования - направлений, которые требуют значительных инвестиций. А регионы - “отличники” смогут получить дополнительное фондирование, которое будет так же быстро отправлено на финансирование необходимых проектов", - считает аналитик. В свою очередь, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Талгат Мусабеков считает, что за неосвоением средств могут стоять чисто процедурные факторы, которые требует более тонкой настройки на районном, городском или областном уровнях. "Важно разделять, где за неосвоением находится человеческий фактор, а где технические и регулятивные недоработки", - отметил он. По словам аналитика, например, процедура утверждения городских бюджетов по законодательной вертикали зачастую затягивается до конца января планового года. Это означает, что один месяц из двенадцати плановых уже потерян, средства необходимо осваивать в более сжатые сроки. Как прокомментировал Мусабеков, другим критическим фактором является то, что местные центры ответственности за расходованием бюджетных средств не всегда контролируют весь процесс их освоения. "Зачастую, тендеры по региональным работам, финансируемым в рамках траншей из республиканского бюджета, проводятся в центре, в профильном министерстве, а не в регионах. В то время как ответственность за их исполнение лежит на региональных властях", - сказал он. По его словам, фактически региональные исполнительные органы - заказчики работ, которые не определяют условий выбора поставщиков и не оказывают влияния на тендерный процесс. В результате это приводит к существенным задержкам по срокам реализации проектов и освоения бюджетных средств. "В существующих условиях необходимо дорабатывать сам бюджетный процесс, который был выработан в условиях многолетнего роста цен на энергоресурсы и минеральное сырье. Расходы госбюджета не должны больше расти прежними темпами. Если они сохранят прежнюю динамику, то решение об увеличении гарантированных многомиллиардных трансфертов из Нацфонда просто неминуемо", - пояснил Мусабеков. Он считает, что необходимо концептуально пересматривать механизмы формирования и реализации бюджетов всех уровней.
Основные причины неосвоения бюджетных средств - ошибки при проведении государственных закупок, нарушения с финансовой отчетностью и неэффективное взаимодействие государственных органов и подрядчиков. Так считает аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антон Сороко, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Ранее сообщалось, что за неосвоение бюджетных денег в Казахстане стали чаще наказывать. Аслан Мусин отметил, что за неиспользование денег в 2012 году наказаны 172 человека, при этом количество наказанных лиц по сравнению с 2011 годом увеличилось вдвое. По данным министра финансов, в прошлом году из республиканского бюджета не использовали более 41 миллиарда тенге. При этом отмечалось, что неосвоенные средства планируют передавать тем регионам, в которых их успешно расходуют.
"Думаю, что ужесточение контроля за расходами и перераспределение средств по итогам оперативного анализа (если деньги будут перераспределяться с временным лагом, то эффективность такого приема будет снижаться) должны позитивно сказаться на эффективности осваивания республиканского бюджета. Это простые, но действенные меры", - сказал Сороко.
По мнению аналитика, чиновники будут стараться как можно лучше исполнять бюджет, так как если у них это не выйдет, то поток денег из бюджета сократится, что заметно усложнит жизнь региону. Как отметил Сороко, никто не захочет отказываться от дополнительного фондирования - направлений, которые требуют значительных инвестиций. А регионы - “отличники” смогут получить дополнительное фондирование, которое будет так же быстро отправлено на финансирование необходимых проектов", - считает аналитик.
В свою очередь, старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Талгат Мусабеков считает, что за неосвоением средств могут стоять чисто процедурные факторы, которые требует более тонкой настройки на районном, городском или областном уровнях. "Важно разделять, где за неосвоением находится человеческий фактор, а где технические и регулятивные недоработки", - отметил он.
По словам аналитика, например, процедура утверждения городских бюджетов по законодательной вертикали зачастую затягивается до конца января планового года. Это означает, что один месяц из двенадцати плановых уже потерян, средства необходимо осваивать в более сжатые сроки.
Как прокомментировал Мусабеков, другим критическим фактором является то, что местные центры ответственности за расходованием бюджетных средств не всегда контролируют весь процесс их освоения. "Зачастую, тендеры по региональным работам, финансируемым в рамках траншей из республиканского бюджета, проводятся в центре, в профильном министерстве, а не в регионах. В то время как ответственность за их исполнение лежит на региональных властях", - сказал он.
По его словам, фактически региональные исполнительные органы - заказчики работ, которые не определяют условий выбора поставщиков и не оказывают влияния на тендерный процесс. В результате это приводит к существенным задержкам по срокам реализации проектов и освоения бюджетных средств.
"В существующих условиях необходимо дорабатывать сам бюджетный процесс, который был выработан в условиях многолетнего роста цен на энергоресурсы и минеральное сырье. Расходы госбюджета не должны больше расти прежними темпами. Если они сохранят прежнюю динамику, то решение об увеличении гарантированных многомиллиардных трансфертов из Нацфонда просто неминуемо", - пояснил Мусабеков. Он считает, что необходимо концептуально пересматривать механизмы формирования и реализации бюджетов всех уровней.