Можно ли казахстанцам не платить за обслуживание в ресторанах

Анэля Купбаева Корреспондент
Иконка просмотров страница
Иконка комментария страница

ПОДЕЛИТЬСЯ

Фото:depositphotos.com

Часто в чеках заведений можно увидеть, что к сумме основного заказа добавлен процент "за обслуживание". Корреспондент Tengri Life поговорила с экспертами, чтобы узнать, можно ли не доплачивать за обслуживание в ресторанах и кафе.


Часто в чеках заведений можно увидеть, что к сумме основного заказа добавлен процент "за обслуживание". Корреспондент Tengri Life поговорила с экспертами, чтобы узнать, можно ли не доплачивать за обслуживание в ресторанах и кафе.

По словам юриста Данияра Байгабатова, согласно ГОСТ 30389-2013, заведения общественного питания не могут брать дополнительную плату за обслуживание.

"Согласно этому ГОСТу регулируются требования к предприятиям общественного питания, в данном случае они должны организовать процесс питания своих потребителей. А наличие официантов и процесс обслуживания входят в требования этого документа. Соответственно, за обслуживание нельзя взимать дополнительную плату", - объяснил казахстанский юрист.

Некоторые ошибочно полагают, что заведения могут требовать плату за обслуживание, если об этом было предупреждено: прописано в меню, уведомлено официантом или вывесками.

Реклама
Реклама

"Даже если предупреждение какое-то было, все равно остается право потребителя платить или не платить", - опроверг эксперт.

Дополнительно Байгабатов упомянул квалификационное требование. Когда потребитель заходит в заведение, то он должен быть осведомлен о квалификации предприятия: с полным обслуживанием, с частичным обслуживанием либо с самообслуживанием. То есть если кафе работает с полным обслуживанием официантами, то можно не платить за обслуживание дополнительно, так как оно включено в стоимость. Однако если это самообслуживание, то должна быть какая-то вывеска.

На насущный вопрос в Саморегулируемой организации общественного питания Казахстана ответили неоднозначно.

"Сложившаяся ситуация вокруг законности взимания процентов за обслуживание в кафе и ресторанах имеет неоднозначное толкование. С одной стороны, уполномоченный орган в лице Комитета по защите прав потребителей на основании законодательно установленной компетенции имеет право требовать возврата уплаченных процентов за обслуживание. При этом такое право необоснованно с точки зрения правоприменительной практики. С другой стороны, услуги общественного питания являются одной из форм гражданско-правовых отношений (публичная оферта), на которые посетители при соответствующем информировании дают согласие при заключении договора на условиях, указанных в оферте", - пояснили в письме.

Исходя из вышеперечисленного, за обслуживание в кафе и ресторанах можно не платить, это остается на усмотрение потребителя, но для этого необходимо обращаться в суд.

"При надлежащем согласии с офертой клиенты могут требовать возврат процентов за обслуживание только в судебном порядке", - сообщили в организации.

Қазнеттің басты жаңалықтары, жұлдыздардың өмірі және лайфхактар – барлығын Massaget.kz сайтынан таба аласыз. Қазақ тіліндегі жаңалықтарды оқып, талқылаңыз!

TengriLife
Показать комментарии

Читайте также
Реклама
Реклама
Лого TengriNews мобильная Лого TengriEdu мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная
Реклама
Реклама