Сертификат — один из самых популярных и универсальных подарков. Однако потребители нередко сталкиваются с формулировкой "обмену и возврату не подлежит" или "срок годности — 2 месяца". Юрист Надежда Гельдт рассказала Tengri Lifestyle, как защитить свои потребительские права при покупке и возврате подарочных сертификатов.
Сертификат — один из самых популярных и универсальных подарков. Однако потребители нередко сталкиваются с формулировкой "обмену и возврату не подлежит" или "срок годности — 2 месяца". Юрист Надежда Гельдт рассказала Tengri Lifestyle, как защитить свои потребительские права при покупке и возврате подарочных сертификатов.
Фото: Pexels/Irina Ivanova
Отметим, что специального статуса для подарочного сертификата в казахстанском законодательстве нет, поэтому можно рассматривать сертификат как документ, который подтверждает акт купли-продажи. То есть сертификат — это предоплата за предоставление указанного в сертификате товара или услуги, поэтому такая сделка регулируется Законом РК "О защите прав потребителей".
1. Можно ли вернуть сертификат?
"Да, можно. Возврат денег за сертификат является расторжением договора купли-продажи. Поэтому если услуга не была оказана или товар не был получен, то потребитель имеет право на возврат суммы. Вернуть деньги будет проще, если вы сохраните чек за оплату сертификата", — утверждает юрист, а также автор Telegram-канала "Право знать".
2. Имеет ли продавец право удержать часть суммы при возврате?
"Только в том случае, если продавец докажет, что понес расходы при предоставлении товара или услуги", — делится эксперт.
3. Имеет ли право продавец отказать в возврате денег за неиспользованный сертификат?
"Нет. Подобный отказ является нарушением прав. Согласно статье 14 Закона РК "О защите прав потребителей", потребитель имеет право вернуть товар. А статья 30 закона предусматривает обязанность продавца осуществить возврат или обмен товара", — говорит Надежда.
4. Имеет ли продавец право написать, что сертификат не подлежит возврату?
"Статья 8-1 закона предусматривает, что в случае расторжения договора не возвращать уплаченную денежную сумму за непредоставленный товар (услуги, работы) является условием, нарушающим права потребителя. То есть подобные формулировки не имеют законного основания, а удержание продавцом суммы за сертификат является нарушением прав. Продавец обязан вернуть сумму в полном объеме", — делится Надежда Гельдт.
5. Имеет ли продавец право установить срок годности на сертификат (например, действителен в течение месяца)?
"Нет. В случае если вы не использовали сертификат, продавец не предоставил вам товар или услугу, несмотря на то что оплата была проведена, то продавец необоснованно обогатился, что является нарушением. Соответственно, возвращаемся к статье 8-1: предоставление продавцу права не возвращать уплаченную денежную сумму за непредоставленный товар является условием, нарушающим ваши потребительские права", — говорит эксперт.
Согласно статье 28 закона, продавец не может ограничивать срок приобретения товара или услуги.
6. А как вернуть сертификат не на товар, а на услугу?
"Так же, как и на товар. Отличий в возврате денежных средств нет, есть только право вернуть сумму за сертификат", — утверждает юрист.
7. Что делать, если продавец отказывается возвращать деньги за сертификат?
- Подать жалобу на сайте e-tutynushy.kz, данный ресурс сам перенаправит жалобу продавцу. У продавца есть 10 дней на решение вопроса с покупателем, и, если за это время продавец не отреагирует на жалобу, подключаются государственные органы.
- В Комитет по защите прав потребителей через бот @kzpp_bot.
- Подать жалобу на портал электронного правительства egov.kz
- Обратиться на горячую линию: +7 (7172) 75-06-42, 75-16-32, 74-98-32, 74-98-36.
- Направить официальную претензию продавцу, если в течение 10 дней вы не получите возврат, то можете обратиться в суд.
"Вывод: вы имеете право вернуть сертификат на товар или услугу в любое время, даже если у него есть срок годности", — подытожила Надежда Гельдт.
Читать также: Отказался покупать, но предоплату не возвращают - это законно в Казахстане?