01 февраля 2015 09:09

800 миллионов современных людей произошли от 11 "отцов-основателей"

Чингисхан - основатель самой обширной империи в мире и самый плодовитый отец в истории. © wikipedia.org Чингисхан - основатель самой обширной империи в мире и самый плодовитый отец в истории. © wikipedia.org

Более 800 миллионов человек, живущих ныне на Земле, являются потомками всего 11 мужчин, среди которых и грозный монгольский завоеватель Чингисхан. К такому интересному выводу пришла международная группа ученых, возглавляемая генетиком Марком Джоблингом из Лестерского университета (Великобритания), пишет газета Daily Mail

Ученые обнаружили уникальные последовательности нуклеотидов в Y-хромосомах современных жителей Азии и проследили их происхождение от нескольких "отцов-основателей".

Изучив Y-хромосомы 5321 человека из 127 различных регионов Азии - от Ближнего Востока до Юго-Восточной Азии, - генетики определили наиболее частые гаплотипы. В итоге 37,8 процента обследованных оказались потомками 11 мужчин. Если перенести эту пропорцию на все население Азии, то потомками "отцов-основателей" окажутся 830 миллионов живущих здесь мужчин.

Чтобы определить, где и когда приблизительно жил основатель какой-либо родословной линии, генетики анализировали различия в ДНК общих последовательностей, которые возникали из-за случайных мутаций. Это определялось, исходя из предположения, что первоначальной родиной был регион, где данные генотипы были наиболее распространены и разнообразны.

В итоге ученые подтвердили результаты исследования британского генетика Криса Тайлер-Смита, который в 2003 году установил, что Чингисхан является самым плодовитым отцом в истории. По оценке Тайлер-Смита, 0,5 процента всех мужчин Земли (около 16 миллионов человек) - потомки основателя Монгольской империи по мужской линии.

Кроме того, новое исследование показало, что еще одним суперплодовитым отцом мог быть маньчжурский князь Гиочанги (умер в 1582 году), внук которого Нурхаци (1559-1626) стал первым китайским императором династии Цин.

Князь Гиочанги. Старинная гравюра

По подсчетам ученых, прямых потомков Гиочанги по мужской линии сейчас около полутора миллионов. Практически все они проживают в Китае и Монголии.

Остальных великих предков удалось определить лишь приблизительно. Все они жили на просторах Азии в период между 2100 годом до нашей эры и 700 годом нашей эры. Как говорят авторы исследования, есть лишь единственный способ наверняка узнать, кто же эти 11 "отцов-основателей" - найти их останки и извлечь ДНК. Поэтому-то ученые прилагают немало усилий, чтобы обнаружить, например, могилу Чингисхана.