07 декабря 2020 07:39

Астрономы обнаружили в космосе тысячи загадочных объектов

© elements.envato.com © elements.envato.com

Астрономы, работающие на австралийском комплексе радиотелескопов ASKAP, сообщили о том, что обнаружили в космосе странные круги радиоизлучения. По своим характеристикам они не вписываются ни в один из известных типов объектов. Результаты исследования доступны на сайте arXiv.org, передает Tengrinews.kz со ссылкой на РИА Новости.

Впервые загадочные круговые объекты были обнаружены в конце 2019 года. Круги радиоизлучения висели в небе как космические дымовые кольца. Ученые назвали их "странными радиокругами", или "орками".

Сначала астрономы думали, что это артефакты, вызванные ошибками при программной обработке, но вскоре реальность "орков" подтвердили и другие радиотелескопы. Ничего подобного астрономы раньше не находили. Объекты видны только в радиоволнах и не обнаруживаются в рентгеновском, оптическом или инфракрасном диапазонах.

Исследователи проверили весь объем данных ASKAP и нашли еще множество радиокругов. По оценкам авторов, в небе находятся около тысячи таких объектов.

ORC (Odd Radio Circles) - "странные радиокруги", обнаруженные телескопом ASKAP

Пока ученые только делают предположения об их возможном происхождении. Неизвестно даже, на каком расстоянии от Земли они находятся, в нашей галактике или далеко во Вселенной. Соответственно, неизвестен и их размер. Возможно, они имеют несколько световых лет в поперечнике, а возможно - миллионы лет.

В статье авторы перечисляют то, чем точно не могут быть странные радиокруги. По мнению исследователей, это не остатки сверхновой: они расположены вдали от большинства звезд Млечного Пути, и их слишком много.

Это не области звездообразования, так как рядом нет никаких галактик. Вряд ли это "лепестки" радиогалактик, созданные струями электронов, вырывающимися из окрестностей сверхмассивной черной дыры: "орки" отчетливо круглые, в отличие от запутанных облаков радиогалактик.

Не похожи они и на кольца Эйнштейна, в которых радиоволны из далекой галактики изгибаются в круг под действием гравитационного поля скопления галактик: радиокруги слишком симметричны, и у них нет кластера в центре.

Сейчас ученые ищут по всему миру радиотелескопы, которые смогли бы продолжить наблюдения за странными радиокругами, чтобы в конечном итоге найти ответ на вопрос об их происхождении.

"Это непростая работа, потому что сигналы от объектов очень слабые и их трудно найти. Наша команда проводит мозговой штурм, надеясь на момент эврики, когда у кого-то из нас или, возможно, у кого-то еще внезапно появится вспышка озарения, которая решит загадку. Для нас это захватывающее время. Большинство астрономических исследований направлено на уточнение наших знаний о Вселенной или проверку теорий. Очень редко нам приходится наткнуться на новый тип объекта, который никто раньше не видел, и попытаться выяснить, что это такое", - сказал в интервью изданию The Conversation первый автор статьи, профессор Университета Западного Сиднея Рэй Норрис.

В качестве рабочей версии ученые предполагают, что странные радиокруги - это ударные волны от взрывов в далеких галактиках, быстрых радиовсплесков или столкновений нейтронной звезды и черной дыры.