24 июля 2020 20:34

У берегов Антарктиды обнаружили угрозу для всей цивилизации

© elements.envato.com © elements.envato.com

Американские ученые подтвердили данные о первой активной утечке метана с морского дна у берегов Антарктиды. Об этом говорится в статье интернет-издания N+1, сообщает Tengrinews.kz.

Метан - один из основных и наиболее опасных парниковых газов, который приводит к нагреву атмосферы и влияет на изменение климата. Он обладает очень высокой парниковой активностью (за 20 лет килограмм метана нагреет планету в 80 раз сильнее, чем килограмм углекислого газа), а его влияние на суммарный разогрев планеты достигает 10 процентов.

Примерно четверть морского метана на Земле находится у берегов Антарктиды. Считается, что он появился в результате медленного разложения древней растительности и морских организмов, которые жили там 55 миллионов лет назад, когда на континенте господствовал благоприятный климат.

Со временем, когда температуры в Антарктиде стали падать, остатки почвы, растений и животных оказались спрятаны подо льдом, где микроорганизмы переработали их и превратили часть из них в метан. Сегодня холод и давление льда удерживают газ от проникновения в атмосферу, но по мере нагревания планеты метан может высвободиться.

Исследователи опасаются, что в атмосферу попадет столько метана, что планета необратимо нагреется до температур, несовместимых с жизнью современной цивилизации.

Как следует из доклада IPCC, опубликованного в 2014 году, в расчете на 100 лет парниковая активность метана в 28 раза сильнее, чем у углекислого газа, а в 20-летней перспективе - в 84 раза.

Анализ пузырьков воздуха в древних ледниках свидетельствует о том, что сейчас в атмосфере Земли больше метана, чем в любое время за последние 400 000 лет.

Изображение морского дна в проливе Мак-Мердо - на месте, где проводились исследования. Белые пятна указывают на присутствие питающихся метаном микробов. © Oregon State University

Впервые утечка метана была замечена в 2011 году. Она произошла из шлакового конуса неподалеку от вулканического острова Росса, который отделен от материковой части Антарктиды проливом Мак-Мердо.

Спустя несколько лет команда исследователей из Университета штата Орегон вернулась туда и теперь представила статью по результатам экспедиции. Ученые подтвердили наличие утечки метана на глубине 10 метров. Поток парникового газа составил 3,1 ± 0,9 миллимоль на квадратный метр в день.

Загадкой для ученых стало место выброса метана, зафиксированное не в той части океана, которая значимо нагревается.

Кроме того, микробиологи обеспокоены реакцией морских организмов. Как показывают прошлые исследования, когда метан начинает высвобождаться с морского дна, поглощающие его микробы перемещаются туда и мешают парниковому газу проникнуть в атмосферу. Но в этот раз их реакция оказалась недостаточно быстрой: ученые обнаружили, что микробное сообщество еще не сформировало достаточный фильтр для уменьшения выброса метана. По мнению ученых, до того как микроорганизмы полностью адаптируются к новым условиям, может пройти 5-10 лет.